На днях произошло долгожданное событие в жизни единоверцев Русской Православной Церкви: на заседании ее Священного Синода 24 марта 2022 года (журнал № 18) принято «Положение о старообрядных приходах». От души поздравляю всех, кто имеет отношение к этим приходам: клириков, причетников, мирян и их семьи, — с эпохальной вехой в развитии старообрядческого движения в Московской Патриархии!
Низкий поклон и благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и всему священноначалию, а также не известным поименно, но потрудившимся во славу Божию и на пользу Церкви составителям и редакторам принятого документа.
Еще не так давно в статье «Единоверия нет…» я с досадой писал: «У этого войска (старообрядцев в лоне РПЦ — прим. авт.) нет ни флага, ни устава (проект положения о старообрядных приходах был кем-то зарублен), ни ясных канонических оснований существования и гарантий его продолжения в будущем». И вот, наконец-то, слава Богу, стали неактуальными эти сетования из моей ноябрьской статьи. Далеко не все мечты сбылись, но по меньшей мере, устранено самое основное «семя тли» — отсутствие статуса. Остальное, Бог даст, дело наживное.
Святейший Патриарх и его Синод никогда не делают ничего просто так, для галочки, вот и данное «Положение» не только описывает и фиксирует сложившуюся ситуацию, но и посылает нам определенные сигналы, поразмыслить над которыми я и предлагаю заинтересованным читателям. Именно в логике нового документа будет в ближайшие годы существовать древлеправославное направление в РПЦ. Итак, перейдем к восьми — прямо по числу гласов столпового распева — пунктам «Положения».
Сразу бросается в глаза, что пункты создают смысловые пары. К примеру, пункты 1 и 4 поясняют, что такое старый обряд (очевидно, для непосвященных читателей документа), пункты 2 и 7 закрепляют иерархический принцип подчинения местным архиереям (как это и было 85 лет кряду, после соответствующего решения митр. Сергия в 1937 году), пункты 3 и 6 подчеркивают церковно-юридическую основу существования таких приходов (следование Уставу РПЦ, решение текущих вопросов через Комиссию ОВЦС), а пункты 5 и 8 дают единоверцам особые права по сравнению с обычными приходами, что обусловлено исторически сложившейся старообрядческой (выбор священника приходом) или синодальной (возможность создания единоверческих благочиний) традицией. Теперь рассмотрим отдельные пункты чуть ближе.
Пункт 3 предполагает, что старообрядные приходы руководствуются, наряду с Уставом РПЦ, еще и данным «Положением», — это логично, ведь в Уставе пока нет никаких упоминаний о старообрядных приходах, а вносить в него изменения — это прерогатива Архиерейского собора. На следующем его заседании (предварительно, в мае) в повестку дня будет включено «рассмотрение поправок к Уставу Русской Православной Церкви, обусловленных ранее принятыми решениями Священного Синода» (журнал № 16), однако неясно, коснутся ли и в какой форме поправки в Устав старообрядных приходов, ведь, строго говоря, это и необязательно (раз пункт 3 «Положения» предписывает руководствоваться не только
Уставом, но и юридическим «расширением» в виде нового документа). Вопрос представляется техническим, однако если «Положение» принято Синодом, то Синод же может его оперативно подкорректировать и даже отменить. А вот «прописка» в Уставе РПЦ — это статус более серьезного уровня. Однако не будем гадать и дождемся Собора.
Другая неясность — это последний, 8-й пункт «Положения»: «В случае целесообразности по решению епархиального архиерея старообрядные приходы могут объединяться в особые благочиния». С одной стороны, эта отсылка к дореволюционной практике, и в этой логике решения Поместного собора 1917-1918 гг. (например, о специальном епископате для единоверцев) признаются на данном этапе неактуальными — впервые на уровне общецерковного документа. У кого-то это уже вызвало вздох разочарования и горечь пессимизма — эх, ничего не изменилось, епископа «не дали». С другой же стороны, если смотреть на вещи реалистично, данный пункт, напротив, открывает путь для очень продуктивного развития. Ведь логично, что первое подобное благочиние может возникнуть в большой Московской (столица и область) епархии, которую возглавляет Патриарх.
И следовательно, при его святительском благорасположении, становится возможным образование центрального, патриаршего единоверческого благочиния, которым Патриарх управлял бы через своего викарного епископа либо благочинного в сане священника, а это и есть на деле реализация идеи о «патриарших приходах старого обряда», от которой в обозримом будущем при положительной динамике буквально «рукой подать» до общецерковного викарного архиерея старого обряда. И здесь многое зависит от низовых звеньев — от самих приходов.
Кроме того, привлекает внимание формулировка из пункта 6: «Представители старообрядных приходов могут обращаться за консультациями и с просьбами о помощи в разрешении возникающих вопросов в учрежденную Священным Синодом Русской Православной Церкви Комиссию по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством». Что нового вносит это утверждение в существующую практику? Разве не могли и раньше представители приходов обращаться в эту Комиссию? Могли, да и обращались, однако тем самым зачастую вынуждали членов Комиссии выходить при «разрешении вопросов» за рамки полномочий, определенных в «Положении о деятельности Комиссии», утвержденном Синодом 16 июля 2005 г. (журнал № 62), где в ближайшем по смыслу абзаце говорится лишь о том, что в основные задачи Комиссии входит «осуществление координации их [старообрядных приходов] служения в сотрудничестве с епархиальными Преосвященными соответственно канонической юрисдикции». Итак, новое «Положение» неявным образом расширило сферу компетенции Комиссии по делам старообрядных приходов при ОВЦС, дав ей права не только консультировать и координировать, но и оказывать некую помощь единоверцам на местах. Идет ли речь о помощи в тех случаях, когда местные епархиальные начальства не демонстрируют способности к координации и сотрудничеству? Поживем — увидим.
Вообще же в данном контексте вновь позволю самоцитату из вышеупомянутой публикации на этом сайте: «Единственный административный орган, осуществляющий управление „делами старообрядных приходов“ — это одноименная комиссия при Отделе внешних (!) связей РПЦ. Как будто на дворе XIX век, и единоверцев рассматривают как „внешних“ по отношению к Церкви, как одно из старообрядческих согласий». Видимо, отхода от сложившейся схемы не предвидится, хотя логично было бы в будущем разделить внутренние (единоверие) и внешние дела по разным сферам компетенции. Взаимодействие со старообрядцами, не пребывающими в общении с РПЦ, — это, естественно, «реферат» ОВЦС. А приходы старого обряда, где поминают Патриарха Кирилла, — какие же это «внешние связи»?
Кроме того, немного удивляет отсутствие в «Положении» какого-либо упоминания Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции в московском храме Покрова в Рубцове, ведь часть информационных и организационных функций Комиссии были делегированы именно туда: «Центр открыт с целью практической реализации одобренных Священноначалием Русской Православной Церкви программ Комиссии», — говорится на его сайте. Таким образом, «Положение» не охватывает, да похоже, что и не стремится к этому, всех вопросов и «сюжетов» из современной жизни приходов старого обряда, а широкими мазками задает направления развития на наиболее насущных «треках». Следует признать, что с принятием этого документа была пройдена весьма важная ступень. Двери закрываются, станцию неопределенности проехали, следующая остановка — что-то светлое и благое, а что именно, узнаем, если не будем прерывать поступательного движения и развития.
Резюмируя, хотел бы вновь порадоваться за старообрядцев (единоверцев) в РПЦ, что их богослужебная и информационно-общественная деятельность, их преданность древлеправославному делу и увлеченность христианской верой не осталась без внимания священноначалия Русской Церкви и была награждена удовлетворением одной из основополагающих потребностей — приданием общецерковного статуса. Да, действительно, в новом «Положении» нет революционных прорывов в организационном устройстве и канонических нормах, скорее там де-юре утверждается тот порядок, который существовал последние годы де-факто. Однако и в этой весьма сдержанной и консервативной редакции документа есть задел для дальнейшего развития и укрепления. Такого рода документы и не призваны радикально менять существующую реальность, они лишь упорядочивают ее, должным образом формализуя. И если жизнь потребует внести дополнения и исправления, то все это возможно осуществить в рабочем порядке и весьма быстро.
Инициировав на декабрьском Синоде и доведя до утверждения эти новые «8 пунктов о единоверии», Патриарх и высшее священноначалие, со всей очевидностью, дают старообрядным приходам свое благословение и одобрение. Это стимул для активной деятельности «на земле» и четкий сигнал местным церковным и гражданским элитам — оказывать максимальное содействие активу и клирикам, «зараженным» любовью к Святой Руси и древлеправославной традиции, в реализации их миссии — утверждении «правды старой веры» и свидетельстве о красоте древлеправославной богослужебной традиции. Пусть не сразу, но эта миссия обязательно будет увенчана наградой не только от церковных и светских властей, но и от Господа, ведь «достоин есть делатель мзды своея» (Мф, зач. 35), по слову Христа. Ему же слава во веки веком.
Автор: Василий Клинцов
Комментариев пока нет