«Епископ должен быть одной жены муж»
Апостол Павел
В Большом Мурашкине на престольный праздник — 15 декабря (память священномученика Аввакума) — проходил необычный Круглый стол. Неравнодушная молодежь инициировала, и настоятель поддержал обсуждение интересной темы: «Требования к кандидату в епископы».
Сама тема поднялась из-за нехватки архиереев в нашей Церкви — у нас 6 вдовствующих епархий.
Обсуждение строилось вокруг двух основных требований — безбрачие и монашество. Искали обоснование таким требованиям в Священном Писании и правилах Кормчей.
Горячие разговоры и активные участники стали подтверждением того, что тема актуальна и требует серьезного обсуждения. Все оказалось не так однозначно, как казалось.
Среди участников были христиане с разными мнениями. Но все вместе они доказали, что мы, кого называют старообрядцами, готовы обсуждать даже самые сложные вопросы, готовы выслушивать разные позиции, готовы проверить нашу церковную практику на соответствие основам — Священному Писанию и Преданию.
Вместо предисловия
В нашей старообрядческой Церкви за последнее 100 лет ни разу не было достаточного количества епископов, всегда не хватало. Самые трудные времена были в конце 30-х — начале 40-х гг. XX века, когда после массовых репрессий в живых оставалось только три архиерея — два в лагерях и один совсем немощной на воле. До начала 2000-х гг. количество епископов не превышало 5 человек. При этом регулярно возникали критические ситуации, как например в середине 80-х, когда оставалось только два епископа очень почтенного возраста.
Для справки:
Почти в самом начале своего существования Церковь организовалась таким образом, что епископ является ключевой фигурой: к его исключительной компетенции относится совершение таких таинств, как: рукоположение священников и диаконов, освящение мира для миропомазания, освящение храмов. А для поставления нового епископа требуется как минимум два или три епископа.
Последние два десятилетия ситуация с количеством епископов стала намного лучше: сейчас у нас 10 архиереев (до недавнего времени было 11; считаем архиереев РПСЦ, к канонической территории которой относятся все страны бывшего Советского Союза). Но храмов и епархий стало больше, чем в советское время. И на данный момент у нас 6 вдовствующих епархий. А некоторые епархии имеют необъятные территории: Ярославско-Костромская епархия включает в себя 7 регионов (кроме Костромской и Ярославской еще Ивановская, Вологодская, Архангельская, Мурманская области и Республика Коми, плюс наш епископ Викентий еще временно окормляет Нижегородско-Владимирскую епархию), на территории всей Украины только один архиерей; к Московской епархии относятся вообще все области, которые не вошли в состав других епархий: от Тамбовской и Калужской областей до Крыма и Севастополя.
Архиереев не хватает, а избирать кандидатов не из кого (ведь традиционно епископов избирают из иноков любого сана): у нас всего один мужской монастырь (недавно организовался) и несколько монахов-одиночек. Чаще всего кандидатов выбирают не из самых достойных и способных, а из тех, кто не женился, или из тех священников, которые стали вдовцами: их избирают епископами и просят перед этим принять иноческий постриг (были даже случаи, когда бездетных священников просили развестись со своими матушками, чтобы потом постричься в монахи и стать епископами).
Круглый стол
Чтец Антоний Егоров (Большое Мурашкино Нижегородской области) последнее время активно занимался изучением вопроса: о каких требованиях к кандидату в епископы говорят церковные правила. Он созванивался с друзьями, задавал вопросы, делился открытиями. Он предложил, и мы подержали это предложение: провести обсуждение на тему «Требования к кандидату в епископы».
Круглый стол проходил в храме в Большом Мурашкине 15 декабря 2021 г, на престольный праздник — память священномученика и исповедника Аввакума. В нем приняло участие около 35 человек: настоятель храма иерей Никола Егоров, еще 3 священника, 2 диакона, прихожане и гости, два человека участвовали по видеосвязи.
На Кругом столе у нас не было задачи решить этот вопрос, предлагалось просто обсудить тему, найти в Писании и правилах конкретные обоснования существующей практики или несоответствие. В любом случае, мы поднимаем этот вопрос и предлагаем присоединиться к обсуждению. Организаторы Круглого стола будут рады услышать новые (или просто ненайденные) аргументы той или иной позиции.
Докладчики
В основном, все обсуждение строилось вокруг двух требований к кандидату в епископы: безбрачие и монашество.
Было 2 докладчика: чтец Антоний Егоров и диакон Иван Ошин (Томск).
Антоний говорил о своих поисках: как он искал в правилах подтверждение существующей практики и нашел только частичное подтверждение. Он обратил наше внимание на два правила:
5 Апостольское правило: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит своей жены под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина»
12 правило 6 вселенского собора: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроити к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению апостольскаго законоположения; но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет божественный Апостол: вся во славу Божию творите: беспреткновени бывайте иудеем, и эллином и церкви Божией, яко же и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор. 10:31–33, 11:1). Аще же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен» (в Славянской кормчей это правило звучит так: «Аще и речено есть не пустити жен епископом, но на лучшее поспешение промышляюще, поставляемому епископом уже к тому не жити с женою заповедаем»).
«Во-первых, второе правило противоречит первому (хоть составители правила и говорят, что они не отменяют и не изменяют апостольский закон). Во-вторых, даже в таком виде правило не обязывает епископов принимать иноческий постриг, а только запрещает жить в браке. А правила, по которому епископ обязательно должен иноком, просто нет. Или я не нашел». Еще Антоний привел цитату одного синодального исследователя, суть ее примерно вот в чем: «святые отцы не спроста не узаконили обязательное иночество для епископов. Ведь иночество — это дело добровольное, и в зависимости от духовного развития общества может преумножаться, а может и умаляться, почти совсем исчезая. А епископство должно быть всегда и не должно полностью зависеть от добровольного монашества, которое может исчезать».
«Итак, — делает вывод Антоний, — сейчас такое время, когда иночество у нас сильно сократилось, почти исчезло. Если бы было множество достойных иноков и священноиноков — кандидатов в епископы, то и вопрос бы сегодня не поднимался. А в нынешней ситуации я предлагаю вспомнить о том, что правила не обязывают епископов быть иноками. Надо искать достойных кандидатов, призывать их на епископское служение, при этом не заставляя их принимать иноческий постриг».
Еще одну речь сказал диакон Иоанн Ошин. Он вкратце пересказал свой доклад, с которым он выступал на Тихоно-Аввакумовских чтениях 12 декабря в Томске. Он говорил о роли епископа и о его основных задачах, которые отличались в разные периоды церковной истории. В наши дни основная задача епископа (епархии) — налаживать взаимодействие между общинами, служить объединяющей силой, чтобы вместе можно было делать благие дела. Диакон сказал, что и на чтениях в Томске поднимался вопрос: «А нельзя ли ставить в епископы женатых священников?». Алексей Муравьев ответил, что точно нельзя, так как это запрещают правила — при этом он сослался на то же 12 правило 6 Вселенского собора.
Сам диакон Иван предложил вспомнить особый род сельских епископов (хорепископы), у которых было меньше прав, чем у обычного епископа. Может и в наше время можно было бы избирать таких помощников епископам с большими епархиями, чтобы они исполняли часть епископского служения, но при этом были бы в подчинении правящего епископа — к таким хорепископам можно было бы применять смягченные требования, например, не обязывать становиться иноками.
Обсуждение
После докладов было необычное обсуждение: эта тема казалась всем однозначной, но доклады показали несоответствие нашей церковной жизни нашим же церковным правилам. В чем-то обсуждение было очень осторожным, но каждый желающий смог высказать все, что он думает.
Вот несколько мыслей и суждений, которые я сумел запомнить:
— у нас и священников недостаточно, что уж говорить про епископов;
— монах должен в келье сидеть и молиться, а епископ должен со всеми встречаться, взаимодействовать;
— важно, чтобы на местах были деятельные люди — они вокруг себя всех зажигают, возрождают церковную жизнь, не обязательно епископы, такими деятельными людьми могут быть и миряне, и священники;
— можно предложить вдовствующим епархиям избрать себе хорошего пресвитера на должность подобную епископа, но без рукоположения, освящения храмов и мира. Он мог бы руководить епархией, исполнять административные функции епископа. А для рукоположения диаконов и священников в таком случае можно было бы приглашать митрополита или епископа из соседней епархии. Это оживит епархию и это не будет нарушением существующих традиций. Впрочем, также можно поступать и на отдельных территориях больших епархий;
— надо вспомнить про положение о благочинном — он мог бы заменить епископа там, где епископа нет или он очень далеко. Главное, чтобы благочинным был человек деятельный;
— безбрачие для епископа очень важно, это таинство, это давно уже принято.
При обсуждении даже самый консервативный участник согласился, что епископу необязательно становиться монахом, но с твердостью настаивал на безбрачии епископата.
Что говорит Священное писание и правила
Цитаты из Писания и правила тоже озвучивали при обсуждении. Здесь привожу подборку этих цитат и правил:
Евангелие: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Евангелие от Матфея 5:31-31).
Апостол Павел: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32—33).
«Если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1Тим.3:1—4).
5 апостольское правило и 12 правило 6 Вселенского собора записаны выше. Здесь только одно уточнение. В славянской Кормчей в апостольском правиле нет упоминания о епископе — говорится только о пресвитере и диаконе. Но по содержанию 12 правила 6 Вселенского собора видно, что отцы-составители знали 5 апостольское правило именно с упоминанием о епископе.
2 правило Константинопольского Собора 879 года: «Хотя доныне некоторые архиереи, нисшедшие в монашеский образ, усиливались пребывать в высоком служении архиерейства, и таковые действия оставляемы были без внимания, но сей святой и Вселенский Собор, ограничивая такое недосмотрение и возвращая сие, вне порядка допущенное действие, к церковным уставам, определил; если какой-нибудь епископ или кто иной архиерейского сана захочет снизойти в монашеское житие и стать на место покаяния, — таковой впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства или начальствования; они обещаются не иных пасти, но пасомыми быть. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себя на место пасомых и кающихся. Если же кто дерзнет сотворить сие, после провозглашения и приведения в неизвестность произносимого ныне определения, — таковой, сам себя устранив от архиерейского места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом отложил».
Из жизни святых хочется привести два примера: два брата-епископа Василий Великий и Григорий Нисский. Оба прославлены в лике святых, оба выдающиеся богословы, столпы богословия, один можно сказать подготовил 2 Вселенский собор, а второй назван «отцем отцев» на 7 Вселенском соборе; первый был епископ-монах, а второй был женатым епископом.
Мои личные выводы и предложения
Они, кстати, могут не совпадать с мнением остальных участников Круглого стола.
1. Жить в браке — это не грех и не осквернение. Ничто не мешает епископу быть женатым. Это поддерживает апостол Павел и апостольское правило.
2. Разводиться — это грех, это плохо, даже если это делается под предлогом благочестия. Об этом говорит Исус Христос в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея и апостольское правило. В этом свете правило 6 Вселенского собора призывает к нарушению не только апостольского правила, но и евангельской заповеди.
3. Нет такого правила (или мы его пока не нашли), которое обязывает перед поставлением в епископы принимать иноческий постриг. Если мнение о безбрачии можно обосновать правилом 6 Вселенского собора, то обязательное монашество для епископов никакими правилами не подтверждается.
4. Инок — это христианин, который ушел от мира и дал соответствующие обеты. Епископ — остается в миру и руководит церковной организацией. На мой взгляд, монашество и епископство — несовместимы, человек не может быть иноком, если он епископ, и епископом — если он инок. Это мое мнение подтверждается 2 правилом Константинопольского Собора 879 года.
5. Еще отдельно скажу о постриге уже кандидата в епископы. Принятие христианства ради звания или должности (например, такое было в Российской империи и в Византии) обесценивает такое обращение. Что это за христианин, если он крестился для карьеры, из-за какой-то должности? Также и с монашеством: это осознанный выбор, желание особого христианского пути. А принятие иночества ради чего-то другого (даже епископства) обесценивает иночество. Не отрицаю, что со временем такой человек может стать настоящим иноком, но сам постриг перед поставлением выглядит искусственно. Да и не сможет человек оставаться епископом, если он по-настоящему станет иноком.
6. Мне очень понравилась мысль о том, что некоторые священники могли бы руководить объединением нескольких общин, исполняя административные функции епископа, но не совершая таинств, присущих только архиерею (может быть у нас это было (или есть)? Какую-то похожую должность занимал Аввакум, когда служил протопопом в Юрьевце. Положение о благочинных тоже подразумевает что-то подобное. Но я пока не припомню, чтобы встречал это в жизни). Может, эта мысль стоит того, чтобы ее развить и воплотить?
И в заключение опять повторюсь: мои выводы, да и наш Круглый стол, — это не утверждение, а приглашение к разговору. Наверняка есть и другие позиции по этому вопросу. Мы озвучили свои мысли — ждем отзывы и комментарии, критику или поддержку. И если найдутся еще желающие, то можно будет собраться для обсуждения еще раз, а может и не раз.
Автор: Михаил Терентьев
Источник: mihail-te.livejournal.com
Фото: группа ВК Костромская старообрядческая община
«…необъятные территории: Ярославско-Костромская епархия…» Да уж какая «огромная» епархия?!? А то, что вся Восточная Сибирь и Дальний Восток, а это территория можно сказать почти пол-россии будет это что по вашему «небольшая» епархия. Раньше она называлась Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока, но видимо про нее вообще забыли в Москве. Видимо до Урала это еще Россия, а дальше уже нет. То что переживаете, что в Украине один епископ это хорошо, конечно, а то что за Уралом только один епископ в Томске на всю Сибирь и Дальний Восток это нормально? На 2/3 территории России вообще только один епископ, это как назвать? Вот и получается, что только об европейской части, еще что-то кто-то печется, а уж после Урала вообще трынь-трава.
Я точно не знаю границц сибирской и Дальневосточной епархий, поэтому привёл в пример свою епархию. Вот и получается, что наша епархия большая, а другие — ещё больше