С 19 по 20 октября 2021 года в Духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви на Рогожском прошел традиционный ежегодный Освященный Собор. На Собор прибыло всего 129 делегатов, в том числе 79 представителей духовенства. Из мирян в работе Собора приняло участие 50 человек — рекордно низкое число за последние десятилетия. Так, в 2005 году на Соборе было 137 мирян, в 2007 году — 124 мирянина, а в 2010 году — 100 мирян.
Заседания проходили в зале Церковных Соборов в Новых Палатах, под председательством митрополита Московского и всея Руси Корнилия. В президиуме Собора находились архиепископ Донской и Кавказский Зосима, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, епископ Ярославско-Костромской Викентий, епископ Казанско-Вятский Евфимий, епископ Томско-Енисейский Григорий, епископ Самарский и Саратовский Андрей. Остальные архиереи и некоторые священники участвовали в Соборе посредством американской системы глобальной видеосвязи Zoom.
Несмотря на то, что в некоторых СМИ говорилось, что «сотни верующих начали обсуждать главные вопросы современности», состав Собора оказался совсем скромным (не было даже делегата от мирян Рогожской общины), а круг вопросов не вышел за пределы внутрицерковной тематики частного характера. Не получили никакого ответа в соборных решениях животрепещущие вопросы, касающиеся унесшей жизни сотен тысяч россиян пандемии COVID-19, вакцинации, исламизации страны через массовый приток мигрантов, стремительно сужающиеся границы свободы вероисповедания. Также остались в стороне важные, беспокоящие чад РПсЦ вопросы внешних церковных контактов старообрядческих иерархов, восстановления полноценного присутствия мирян на соборах, исполнения требований церковных правил, а также решений преждебывших Освященных Соборов РПсЦ. Под сукном оказалось письмо 360 прихожан с просьбой рассмотреть конфликтную ситуацию в Рогожской общине Москвы. Также в забвении оказался вопрос создания каноничного церковного суда, хотя такой суд состоялся прямо во время Собора и рассмотрел вопрос о хиротонии о. Вадима Коровина. Однако обсуждение этого вопроса по просьбе митрополита было снято архиерейским судом с повестки дня. В целом неопределенность судебной процедуры выразилась в последующим течении Собора, когда вплоть до его завершения споры об о. Вадиме вспыхивали снова и снова.
Первый день Собора был посвящен обсуждению нового церковного устава. С докладом выступил о. Иоанн Курбацкий. Собор постановил принять Устав Русской Православной старообрядческой Церкви в новой редакции, а также принять образцовый устав местной религиозной организации тоже в новой редакции. Что именно изменено в этом уставе можно будет понять только после его изучения и сравнения со старой редакцией. Остается надеяться, что там не будет закрепощения верующих по худшим образцам синодального строя.
Собор с оговорками подтвердил законность Мирной грамоты, заключенной между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Архиепископией (Cочинская иерархия). Архиепископ Донской и Кавказсий Зосима (Еремеев) выступил с проникновенным пастырским словом, в котором требовал немедленно порвать все отношения с Древлеправославной Архиепископией. Он указал, что представители ДА не торопятся вливаться в РПсЦ, что было предусмотрено 6 пунктом Мирного акта. Несмотря на то, что его поддержал ряд других клириков, выяснилось, что сами представители ДА не получили официальных приглашений на этот Собор и по этой причине не могли дать ответ на вопрошания вл. Зосимы и других ревностных пастырей РПсЦ. Вместе с тем, выяснилось, что чада ДА и РПсЦ активно участвуют в совершении таинств обоих согласий и полный разрыв отношений может привести к непоправимой духовной катастрофе. Иерей Глеб Бобков сообщил, что прихожане ДА не только присутствуют на службах, но и участвуют в таинствах Венчания и Крещения. Чтец Дионисий Севастьянов рассказал, что, общаясь с клириками и мирянами этой иерархии, он не слышал о каком бы противодействии объединению с их стороны. Он указал на необходимость личного контакта с представителями этого согласия, прежде чем принимать поспешные, возможно, трагические решения. В результате длительной и напряженной дискуссии Собор постановил оставить все как есть, но с настоятельной просьбой Белокриницкой Митрополии и Древлеправославной Архиепископии направить своих представителей на очередной Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Также Собор предупредил Древлеправославную Архиепископию о том, что, в связи с неисполнением п. 6 Мирной грамоты, возможно приостановление ее действия.
Затем соборяне перешли к обсуждению вопроса об электронных документах, которые некоторыми воспринимаются как «знаки глобализации». Как пишет один из журналистов А. Фролов, «эта проблема терзает РПсЦ еще с середины 1990-х, когда ею увлекся брат покойного Митрополита Алимпия, также покойный о. Леонид Гусев, но, кажется, не имеет решения». И действительно, этот вопрос поднимается почти на каждом Соборе. На дискуссии по этой теме тратится много времени, отдельные из этих «знаков глобализации» уже исчезли из употребления, зато появились новые, обсуждение технических особенностей которых давно надоело участникам соборов.
Неожиданным вопросом Собора стало появление ставропигиального прихода Рожества Пресвятой Богородицы в с. Сосновой Мазе под омофором предстоятеля РПсЦ митрополита Корнилия. Там сейчас служит о. Вадим Коровин, но сам приход находится на территории Самарской и Саратовской епархий. Делегаты собора высказали недоумение относительно сложившейся ситуации и охарактеризовали ее как вмешательство в дела чужой епархии. Соборяне строго возбранили создавать ставропигиальные приходы в будущем, а о. Вадиму настоятельно рекомендовали покаяться и вернуться под омофор еп. Андрея Самарского и Саратовского. Впрочем, это соборное суждение не получило отражения в опубликованных деяниях Освященного Собора.
Собор освободил преосвященнейшего Евфимия, епикопа Казанско-Вятского, от окормления Уральской епархии по состоянию здоровья. В прошлом марте владыка перенес инфаркт и его здоровье серьезно пошатнулось. Прихожанам Уральской епархии Собор посоветовал активизировать поиски нового кандидата, среди которых митрополитом Корнилием был назван вдовый священник из Рытово Георгий Заколюкин. Предстоятель Церкви назвал батюшку «очень ценным кандидатом».
Не получилась дискуссии по вопросу полыхающей эпидемии коронавируса и возможности делать прививку от этого опасного заболевания. Делегаты сошлись на том, что это вопросы частного, скорее медицинского характера, а потому не имеют никакого отношения к реалиям церковной жизни и не нуждаются в соборных постановлениях. Другие конфессии, тем временем, подробно изучили вопрос вакцинации от короновируса, вступив во взаимодействие с государственными структурами ответственными за этот вопрос.
Не получила развития и тема организации храмов при воинских частях России. Соборяне ограничилась докладом о. Михаила Смирнова и вынесли ему христианскую благодарность. По мнению митрополита, старообрядцев в таких местах мало, поэтому обращаться в Минобороны и ГУФСИН РФ с просьбами организовывать окормление и тем более строить где-то храмы совершенно нецелесообразно.
тот самый пункт мирной грамоты
«Вопрос о каноническом и юридическом объединении обеих иерархий должен быть решён в будущем на совместных освященных соборах»
нет оснований обвинять кого бы то ни было из-за неопределенности формулировки — «в будущем».
Кто определит, что сие будущее уже наступило?
И отсутствие таковаго объединения уже является нарушением грамоты?
Не исходит ли из смысла документа необходимость обоюдного согласия на то, что время пришло, или еще нет?
Кроме того в п. 6 не сказано, что ДА должна влиться в РПСЦ. Может они сольются в некую новую структуру? Или объединятся на автономных началах?
Приходы территориально обособлены, по сути все это — Кубань. Они не разбросаны по всей России.
Так што ввиду такой парадигмы — ждем некрасовцев на Родине — назад в РПЦ!
Гробы повапленные, под крышками внешнего благочестия таящие безразличие и любоначалие.
Сборище д…в собралось не по истине (ибо на то они и д….ы), а так как традиция у них такая, ежегодно стекаться за тысячи км чтобы потрепать о том какого попа в какую комиссию включить, а какого отключить. Реальных проблем для них не существует. И так из года в год. Дурачье.
Не красит редакцию, которая пропускает такие оскорбительные выпады в адрес Освященного Собора. Мало ли что и кому не нравиться.