19 августа исполняется 30 лет с начала августовского путча ГКЧП, положившего конец существованию СССР. Итогом переворота, устроенного несколькими министрами и должностными лицами советского правительства, стало отстранение от власти президента СССР Михаила Горбачева и переход контроля над страной президенту РСФСР Борису Ельцину. В этот момент открылось окно возможностей не только для партий, гражданских организаций и политиков, но и для всех религиозных объединений, существовавших тогда в Советском Союзе, а в последующем и в Российской Федерации. Подобная ситуация сложилась и в других республиках СССР и странах бывшего соцлагеря.
Так, двумя годами ранее, в 1989- 1990 годах, после свержения диктатора Николе Чаушеску в Румынии было создано общественная организация «Comunitatea lipovenilor din România», а по-русски — Община старообрядцев Румынии. Благодаря ей в румынскую конституцию удалось внести положения о роли и месте в жизни страны старообрядцев-липован. За последующие 30 лет община русских-липован провела огромную работу в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, в сохранении своего этнического идентитета и национальной русской самобытности, в деле сохранения духовной и культурной связи со своей исторической Родиной. Липоване входят в Национальный совет национальных меньшинств, имеют своих депутатов в парламенте и, наряду с остальными меньшинствами, получают полную финансовую поддержку от румынского государства.
В ставшей независимой после распада СССР Латвии старообрядцы тоже смогли воспользоваться предоставившимися возможностями. Проведенная там (а также в Эстонии и Литве) реституция позволила вернуть практически всю собственность, принадлежавшую старообрядческим общинам до 1941 года. В Латвии же, помимо прочего, Поморская церковь получила государственный статус. В 2007 году был принят закон «О Древлеправославной Поморской Церкви Латвии».
Совсем по другому складывалась ситуация в России. Здесь в 90-е годы староверы не смогли создать никаких общественных организации, не смогли наладить взаимодействие с органами власти, не лоббировали свои интересы в парламенте, а главное — не смогли организовать сколь-нибудь значимое духовное возрождение своих религиозных объединений. При этом, что немаловажно, в начале 90-х положение количество приходов РПЦ было вполне сопоставимо в количеством старообрядческих приходов (приблизительная разница составляла не многим более, чем в 10 раз). На рубеже 80-х и 90-х были города, в которых действовал только старообрядческий храм и ни одного РПЦ. В подмогу старообрядчеству были советские издания «Жития протопопа Аввакума», общий тираж которых доходил до миллиона, а также книги и репортажи журналиста Василия Пескова о староверах Лыковых, расходившиеся по стране многомиллионными тиражами. Большую известность получил журнал «Родина», полностью посвященный староверам и напечатанный тиражом 650 000 экземпляров.
Однако, успехи в возрождения староверия в 1991-2011 годах были более чем скромные. Многие храмы не были возвращены, да их и не пытались возвращать. Какой-либо просветительской работы не велось. Как писал один из старообрядческих авторов того времени: «Должной катехизации не существовало. Удивительная была картина: крестили десятками, а храмы не только не наполнялись, а, наоборот, стремительно пустели!»
Многие старообрядческие клирики и деятели, вместо активной деятельности, старательно ожидали антихриста. «Не успеете двери вставить в новый храм, как он придет», — говорили такие.
В то время как в РПЦ каждый священник старался найти желающих принять духовный сан, чтобы послать на соседний приход, а самому сконцентрироваться на своем, в старообрядческих согласиях все было наоборот. Настоятели выживали и уничтожали всех потенциальных кандидатов, чтобы «окормлять» большее число людей, то есть «кормиться» одновременно на нескольких приходах и в нескольких общинах.
Среди причетников всех согласий было и немало влиятельных людей старой, советской закалки, которые продолжали интеллектуально и духовно существовать во временах Советского Союза, когда никакая активная церковная деятельность не поощрялась, а вся духовная жизнь сводилась к богослужению и праздничным трапезам. «До нас положено, лежи оно так во веки веков», — отвечали они нередко на предложения по организации воскресных школ, периодических изданий, организацию монастырей и проведение съездов мирян.
За это время приходы РПЦ появились в чисто старообрядческих регионах, таких как Гуслицы, Керженец, Стародубье, Поморье, в то время, как сами древлеправославные согласия не смогли по настоящему освоить их, вернуть население этих мест к вере предков.
К концу 90-х годов и началу 2000-х годов старообрядчество России находилось практически в таком же состоянии, что и в конце 80-х. И даже после 2017 года, когда президент России В. В. Путин посетил духовный центр РПСЦ на Рогожском, произошедшие в старообрядчестве изменения можно назвать сильно запоздалыми и в значительной степени косметическими.
Очевидно, что за тридцать лет, прошедших с открывшихся в 1991 году религиозных свобод, старообрядчество добилось очень и очень малого. Гораздо меньшего, чем в существенно более краткий период религиозных свобод 1905-1917 годов.
Многое, что могло быть сделано в 90-е годы, сегодня приходится начинать с самого начала. Но делать это придется при совершенно иной конъюктуре, ином раскладе сил и гораздо меньших конкурентных преимуществах.
Комментариев пока нет