Несмотря на продолжающуюся уже более года эпидемию, далеко не все религиозные объединения Российской Федерации выработали официальную позицию по вакцинации населения от коронавирусной инфекции. Третья волна заболевания, начавшаяся в июне 2021 года, в очередной раз актуализировала эту тему.
Большой резонанс в этой связи приобрели действия и выступления настоятеля Валаамского монастыря РПЦ епископа Панкратия (Жердева). В отличие от других монастырей Московской Патриархии, сильно пострадавших от эпидемии, Валаамскую обитель миновала и первая, и вторая волна COVID-19. Причиной этого стал строгий карантин, введенный его настоятелем. Теперь же вл. Панкратий заявил, что все насельники монастыря, включая трудников и волонтеров, должны вакцинироваться от коронавируса или показать при приезде соответствующий документ о прививке. В случае отказа они будут выдворены за ворота монастыря, не взирая на сан и заслуги (за исключением лиц, имеющих протикопоказания к прививкам). По словам епископа-настоятеля, он выступает за стопроцентную вакцинацию граждан РФ, мотивируя это собственным опытом пребывания в красной зоне. «Я видел людей, которые ждут смерти на ИВЛ, вопрос — когда они умрут? Видел молодых людей, которые приходили в тяжелом состоянии. Поэтому какая-то полемика, какие-то мнения, они абсолютно неуместны». Дополнительно сайт монастыря сообщает, что на Валааме «сейчас закрыта амбулатория, так как единственный медицинский работник госпитализирован с ковидом в Сортавальскую ЦРБ. Городские больницы сейчас переполнены заболевшими, и, если братия и жители острова заразятся в массовом масштабе, устраивать их в материковые больницы будет практически невозможно».
Еще до начала третьей волны заболевания 20 мая 2021 в Сретенской духовной академии (РПЦ) состоялся круглый стол, посвященный вакцинации. В его резолюции, в частности, говорится:
«Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее является индивидуальным решением каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин… При этом участники круглого стола считают недопустимым и греховным распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с „принятием печати антихриста“, равно как и конспирологических утверждений о якобы производимом посредством вакцинации тайном чипировании человечества».
Вместе с тем указывается, что официальная позиция РПЦ по этому вопросу до сих пор не выработана. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) отметил: «Нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал».
На личном уровне священнослужители Московской Патриархии прививаются частным образом. Стало известно, что в апреле вакцинацию прошел ее предстоятель. Патриарх Кирилл (Гундяев) привился вакциной Ковивак, методика изготовления которой, по мнению ряда богословов РПЦ, не противоречит христианским принципам.
Российские католики разделяют позицию Римского папы Франциска. Еще в январе этого года он заявил: «Я думаю, что с этической точки зрения все должны сделать прививку, потому что от этого зависят здоровье и жизнь других людей». Он добавил, что на следующей неделе кампания по вакцинации начнется в Ватикане. «И я уже записался», — сообщил 84-летний глава Римско-католической церкви. Франциск напомнил, что вакцины избавили человечество от многих заболеваний, в том числе детских. «Помните кризис полиомиелита, когда многие дети остались парализованными. А когда появилась прививка, ее давали с сахаром. И потом мы выросли в тени прививок — от кори, от одного, от другого, которые делали детям». Вместе с тем, в США некоторые католические епископы выступают против препарата Johnson & Johnson. Дело в том, что его создали с использованием клеток абортированных эмбрионов. Это «вызывает дополнительную обеспокоенность из-за этического аспекта».
В начале этого года муфтият Татарстана направил запрос для проверки российских вакцин от COVID-19 «Спутник V» и «ЭпиВакКорона» на халяльность (на соответствие компонентов требованиям ислама). В феврале Духовное управление мусульман России получило от разработчиков «Спутника V» документ о полном составе вакцины. В результате тщательного исследования была утверждена Фетва (богословское постановление — прим. ред.) Совета улемов Духовного Управления Мусульман России «О вакцине „Спутник V“». Цель богословского заключения ‒ дать подробное разъяснение состава вакцины «Спутник V» на предмет его допустимости.
В документе указано:
«Согласно предоставленной информации национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи о вакцине „Спутник V“ в ходе продолжительного обсуждения ее состава, в котором приняли участие разработчики вакцины, доктора медицинских наук, члены общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, сотрудники МЦСИС „Халяль“ при Совете Муфтиев России и др., Совет улемов ДУМ РФ пришел к выводу, что применение вакцины „Спутник V“ с точки зрения Ислама считается дозволенным».
28 июня Духовное управление мусульман России объявило об обязательной вакцинации духовенства и сотрудников религиозной организации. Данное распоряжение выпущено в период подготовки к одному из главных мусульманских праздников Курбан-байрама, который будет отмечаться 20 июля 2021 года.
«Согласно приказу председателя ДУМ РФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина, всем сотрудникам аппарата ДУМ РФ, ранее не прошедшим вакцинацию от коронавируса, необходимо записаться на вакцинацию с последующим представлением копии сертификата вакцинированного, а при наличии противопоказаний предоставить подтверждающие документы. Приказ обусловлен характером деятельности большинства сотрудников, предполагающим постоянное взаимодействие с третьими лицами».
Подобную позицию высказала и Федерация еврейских общин России. 28 июня ФЕОР заявила о введении обязательной вакцинации для сотрудников своих подведомственных учреждений. «Мы также вводим обязательную вакцинацию в Москве и в регионах, в которых сделаны соответствующие предписания. Мы действуем строго в соответствии с указаниями правительства и Роспотребнадзора», — сообщил «Интерфаксу» президент ФЕОР Александр Борода. Он уточнил, что, согласно предписаниям властей, в Москве сотрудников следует привить не позднее 15 июля первым компонентом вакцины от COVID-19. В частности, это касается сотрудников кошерного общепита, образовательных и культурных учреждений. В руководстве еврейской общины, по словам ее лидера, как и прежде, считают «действительно очень важным для сохранения здоровья населения и поддержания стабильного состояния экономики, чтобы в ближайшем будущем как можно больше людей были вакцинированы».
Официальной позиции старообрядческих согласий пока нет. Нет даже каких-то заявлений ответственных лиц: высокопоставленных клириков или сотрудников церковных структур. Этот вопрос публично не обсуждается и ничего неизвестно о планах его обсуждения на церковных соборах.
Как отмечают эксперты, это связано с нежеланием руководства старообрядческих согласий вступать в дискуссию или даже конфликт с противниками вакцинации. В последние годы в старообрядческой среде происходит активная инфильтрация конспирологических теорий и учений, созданных в маргинальных слоях РПЦ. В частности, заявляется, что в вакцине есть «жидкие микрочипы, которые превратят людей в биороботов», что «вакцины ядовиты и могут вызывать смерть», что «путем вакцинирования происходит заражение коронавирусом». Это движение, известное как «антипривакцинаторство», появилось в России 90-е годы. Его основателями стала группа гомеопатов и сторонников учения «естественного родительства». С 2000-х годов эти идеи стали проникать в религиозную среду. Сторонники этого учения переставали делать плановые прививки себе и своим детям, что привело к возвращению уже давно забытых заболеваний, таких как дифтерия или корь.
Единственным «документом» о вакцинации, имеющимся у старообрядцев является крошечная заметка на официальном сайте РПcЦ. Точнее, это даже не заметка, а ответ на вопрос читателей:
«Вопрос: Являются ли староверы противниками вакцинаций? Ответ: «Человеческое тело есть творение Бога, против него также нельзя погрешать. Все болезни от греха и бескультурья. Православное вероучение не запрещает следить за физиологическим здоровьем, и посещать врачей для профилактики и в случае болезни. Исключение составляют „знахари“, „ворожеи“ и прочие фокусники и шарлатаны. Отдельные религиозные фанатики погрешают против научной медицины по своей экзальтированности и впадении в прелесть».
На закрытых старообрядческих интернет-чатах проблема вакцинации от COVID-19 сегодня активно обсуждается. Встречаются как противники вакцинации, так и ее сторонники. В частности, некоторые клирики высказывают мнения, что прививаться можно, но только определенными видами вакцин (например, Ковиваком). Другие размышляют: «Вопрос вакцинации — это вопрос медицинский и политический. Церковь вне политики и вне медицины. Поэтому Церковь не должна иметь официального мнения по поводу вакцинации». Третьи распространяют инструкции «Как надо себя вести, если вас принуждают вакцинироваться на работе под угрозой увольнения».
Вместе с тем, появляется информация о консолидированном решении общин о вакцинации. Так, сайт «Брянская Губерния» сообщает, что заместитель губернатора Брянской области Татьяна Кулешова провела рабочую встречу с представителями Новозыбковской общины РПсЦ. Татьяна Кулешова подчеркнула, что самый главный и важный в последнее время вопрос — вакцинация.
Благочинный приходов Брянской области и Белоруссии Русской Православной старообрядческой Церкви иерей Сергий Бедный рассказал, что прихожане сейчас прививаются. Получили вакцину и его близкие родственники. «Если верующий человек может лечиться и не лечится, может предупредить болезнь, но не делает этого — это грех», — сказал о. Сергий. Исторически так сложилось, что самое большое количество прихожан живут на юго-западе Брянщины. Сейчас старообрядческая община в городах Новозыбкове и Клинцах Брянской области насчитывает примерно по 300 человек.
Комментариев пока нет