Проблема отходов в России достигла угрожающих масштабов. Мусорные полигоны, где тонны отходов укатывают бульдозерами, неуклонно растут, выделяя в атмосферу зловонье и токсины. Согласно последним данным, на каждый крупный город приходится 5-7 действующих мусорных полигонов. В 2019 года в нашей стране была инициирована очередная реформа системы утилизации. Спустя полтора года, Счетная палата констатировала: пока почти ничего не поменялось. Как показал аудит, в России перерабатывается не более семи процентов отходов, а остальное по-прежнему отправляют на полигоны и свалки, «которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду, почву». Потребители услуги стали гораздо больше платить за утилизацию мусора, но сама схема этой утилизации осталось прежней. Во время пандемии возник кризис неплатежей.
По мнению специалистов Московского экономического форума, России необходимо строительство 2341 современных экологичных мусороперерабатывающих заводов (по количеству муниципальных образований России верхнего уровня), вырабатывающих бесплатные электроэнергию и тепло.
Экстенсивное расширение мусорных полигонов приводит к созданию экологических проблем, конфликтам с местным населением, которое больше не хочет терпеть ужасающую вонь и прочие «прелести» свалок. Есть и более страшные инциденты. Так, 15 августа в Подмосковье Airbus А321 «Уральских авиалиний», после столкновения со стаей сизых чаек, был вынужден совершить аварийную посадку в кукурузном поле. Эта посадка едва ли не закончилась гибелью экипажа и пассажиров. Лишь мастерство пилотов спасло всех от неминуемой катастрофы. Главной причиной этой аварии были не столько сами птицы, сколько расплодившиеся в окрестностях аэропорта мусорные свалки, на которых они обитали.
Не менее печальная ситуация складывается вокруг тураевской старообрядческой общины РПСЦ, на ее территорию, словно пустыня Сахара, наступает очередной мусорный полигон.
История тураевской общины
История старообрядческой церкви в Тураево насчитывает более 200 лет, а история самого старообрядчества восходит ко временам церковного раскола XVII века.
Сама местность «Тураево» известна еще со времен Дмитрия Донского, когда здесь и в соседнем дворцовом селе Верхнее Мячково начались разработки белого камня — известняка, который шел на строительство белокаменного кремля и шедевров белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси.
Сегодня Тураево — это промзона. Существовавшая до 1978 года деревня была снесена в результате организации санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий оборонного значения. От деревни остался только старообрядческий храм Рожества Пресвятыя Богородицы и уникальный старообрядческий некрополь — Тураевское старообрядческое кладбище, с более чем 150 надгробиями из известняка и песчаника, принадлежащих крестьянам-старообрядцам всех окрестных деревень.
В 1982 году храм был признан памятником архитектуры регионального значения, что во многом способствовало его сохранению, и продолжению жизни Тураевской старообрядческой общины. К слову сказать, Тураевская община — единственная из сохранившихся на юго-востоке Подмосковья, на протяжении от Рогожского кладбища и до Коломны, Егорьевска и Орехово-Зуево. Это и определило ее духовную значимость для старообрядцев всей округи и географическую принадлежность прихожан (Москва, Лыткарино, Раменское, Жуковский, Островцы, Чулково, Бронницы, Удельная, Малаховка, Октябрьский и пр.)
После сноса деревни, земли были переданы в хозяйственное ведение колхоза им. В.И. Ленина. В конце 80-х гг. ХХ века колхоз даже обеспечил храм теплом и электричеством. Казалось, что соседство было не из самых плохих. Рядом с храмом располагались фермы и теплицы. Но тут же появились первые тревожные весточки, на которые стала обращать внимание общественность. 12 ноября 1990 г. в газете «Люберецкая правда» вышла статья «Реликвии во хламе». Уже тогда задается вопрос председателю колхоза, народному депутату СССР И. Н. Якушину: «что он думает по поводу свалки вокруг храма?».
Наступление мусорного полигона
С крушением Советской империи ситуация стала меняться стремительно и не в лучшую сторону. Развал колхоза им. В.И. Ленина привел к распродаже сельскохозяйственных земель в частные руки. Часть земель, прямо перед входом в храм с его западной и северной стороны, стала использоваться под стоянки тяжелого транспорта (мусоровозы, бензовозы, фуры), автосервисы и пр. В конце нулевых годов у стен храма появился настоящий мусорный полигон и мусоросжигательный завод под открытым небом. Все это происходило в 20-50 метрах от стен храма — памятника архитектуры.
Община начала борьбу с этим произволом. Началась бесконечная переписка с властными структурами и ведомствами, которая сложилась в тома. Все контролирующие и проверяющие органы констатировали незаконность происходящего. Куда только не обращалась община: от местной лыткаринской администрации до Администрации Президента РФ. Все заканчивалось мизерными штрафами за нарушения и рекомендациями их устранить.
Небольшая победа была достигнута в 2008-2009 гг., когда удалось отстоять дорогу к храму, прекратить по ней въезд мусоровозов, о чем писали «Лыткаринские вести» в № 3 от 16.01.2009 г. Тогда в результате обследования территории комиссией в составе: администрация города, Совет депутатов, Управление ЖКХ и РГИ г. Лыткарино, Госадминтехнадзор, Роспотребнадзор, были приняты решения:
«Предприятиям, ведущим хозяйственную деятельность произвести отсыпку щебнем дороги к храму (что не было сделано), прекратить по ней проезд своего транспорта. Общине было рекомендовано установить шлагбаум, произвести благоустройство и высадку зеленых насаждений (за что община, впоследствии, столкнется с новыми претензиями, уже от новых собственников)».
Но ситуация продолжила ухудшаться. Вывоз мусора и его сортировка прямо у стен храма приобрели настолько масштабный характер, что за горами мусора храм практически исчез. Очередное обострение произошло после выхода новой статьи, теперь уже в «Российской газете», 13 января 2012 г. — «Мусорная история. Уникальную староверческую церковь поглощает свалка».
Статья вызвала широкий резонанс в обществе. Для освещения ситуации вышли репортажи телеканалов: «Культура», «Россия 24», «Подмосковье», «Лыткари»:
В результате удалось заставить реагировать различные властные структуры, и ликвидировать мусорные предприятия у стен храма.
Спасение в охранной зоне?
Перед общиной поставили вопрос о разработке проекта охранных зон памятника архитектуры. По мысли местных властей, это должно было на законодательном уровне закрепить возможность влияния на характер использования земли вокруг храма. Дорогостоящий проект был реализован общиной и утвержден Правительством Московской области 13.07.2015 Постановлением № 561/26.
Казалось, что вся нормативная база готова, только бери и делай. Однако, оказалось, что не все так просто…
Охранные зоны имеют несколько участков с различными режимами использования. В частности, непосредственно охранная зона, примыкающая к храму с запада и севера, имеет четкие рамки использования. Здесь категорически запрещается:
- строительство новых зданий и сооружений;
- хозяйственная деятельность, ведущая к значительному изменению рельефа местности, сложившихся гидрологических условий, древесного горизонта, загрязнению воздушного бассейна;
- возведение сплошных оград;
- самовольная посадка и вырубка деревьев;
- загрязнение и почв, и грунтовых вод;
- установка рекламных щитов;
- прокладка трасс автодорог, организация автостоянок для постоянного хранения автомобилей жителей;
- организация необорудованных мест для сбора мусора;
- размещение мусорных контейнеров и хозяйственных территорий в зоне видимости церкви;
- разведение костров;
- прокладка наземных инженерных коммуникаций (кроме освещения);
- размещение телекоммуникационных вышек, антенных мачт и иных значительных по высоте инженерных сооружений;
- возведение оград выше 1,5 м.
Подобные условия использования земли были установлены и в зоне охраняемого природного ландшафта, которая, кстати говоря, является берегом Москвы-реки. Здесь также запрещено:
- любое строительство, кроме воссоздания исторических сооружений (летняя часовня) и возведения объектов по благоустройству и обслуживанию рекреационных территорий (например, строительство летних павильонов, навесов для проката инвентаря: шезлонгов, велосипедов, роликовых коньков и пр.);
- загрязнение водного ареала р. Москвы;
- хозяйственная деятельность, ведущая к изменению облика исторического ландшафта, нарушению исторически сложившегося гидрологического режима территории;
- изменение рельефа местности (разработка карьеров, распашка склонов);
- загрязнение почв и грунтовых вод, нарушение почвенного покрова;
- возведение сплошных оград (железобетонных, металлических и др.);
- прокладка новых трасс, автодорог и автомагистралей, организация постоянных автостоянок;
- разведение костров;
- организация необорудованных мест для сбора мусора;
- прокладка наземных инженерных коммуникаций (кроме необходимых временных и освещения), размещение телекоммуникационных вышек, антенных мачт и иных значительных по высоте инженерных сооружений;
- реконструктивные рубки и рубки формирования, санитарные рубки древесно-кустарниковых насаждений;
- размещение малых архитектурных форм с высотными параметрами не выше 6 м.
Нарушителям наплевать!
Что же в результате? Оказалось, на основании закона об охранных зонах можно бесконечно штрафовать нарушителей, но не заставить их вести деятельность в соответствии с законом!
При этом очевидно, что нарушается банальное природоохранное законодательство. Ведь храм находится всего в 200 метрах от уреза воды Москвы-реки.
Все эти годы идут судебные разбирательства между различными собственниками, фактически ведущими хозяйственную деятельность на этих землях, ООО «Премьера», и правопреемниками колхоза им. Ленина — АО «Перспектива». «Перспектива» побеждает и предъявляет права на земли перед храмом, т.е. непосредственно на охранные зоны.
Оказывается, что и дорога храму, и все земли охранной зоны теперь принадлежат АО «Перспектива». Фактически община лишилась единственного проезда к своей территории! Кроме того, общине предъявляются претензии, что она заняла кусок земли, который в 2008 году администрация г. Лыткарино обязала общину огородить и благоустроить.
Что еще более интересно, в процессе судебных разбирательств с ООО «Премьера» сегодняшний собственник АО «Перспектива» неоднократно предъявлял претензии, в связи с незаконным возведением строений, стоянок, дорог и складов. Но получив землю в собственность, все это оставил на своих местах и продолжает по факту ту же самую деятельность!
Все попытки установить контакт с собственником пока заканчиваются неудачей, просьбы о выделении сервитута на проезд остаются неуслышанными. Хозяйственная деятельность продолжается, а засыпанный метровым слоем культурный слой, подлежащий охране, по факту никого не интересует.
Уничтожение водоохраной зоны
Таким образом, не только старообрядческой общине, но и в целом экологии этого уголка Подмосковья грозит серьезная опасность. Никто не собирается даже предъявлять претензий по нанесению ущерба земле, как историческому субъекту и как объекту охраны в водоохраной зоне Москвы-реки.
У стороннего наблюдателя возникают закономерные вопросы:
Как могут быть организованы стоянки, отсыпанные строительным мусором на берегу реки?
Как может производиться ремонт автотехники под открытым небом на берегу Москвы-реки?
Почему изменяется исторический ландшафт, и загрязняются земли?
Можно сколько угодно штрафовать и проводить инспекции, но ущерб наносится сейчас и безвозвратно!
Кто остановит беспредел у стен храма-памятника?!
Послесловие
Все эти годы Тураевская старообрядческая община является активным субъектом культурной жизни г. Лыткарино. Совместно с Лыткаринским историко-краеведческим музеем неоднократно проводила мероприятия, рассказывающие о старообрядчестве, его культуре и традициях. На территории общины в 2018 году был открыт Музей тураевских староверов. Венцом этой деятельности стал проект, поддержанный Фондом Президентских Грантов «Мы все дети XVII века, или как сохранить свою культурную самоидентичность в стремительно меняющемся мире». В рамках проекта были организованы выставки, экскурсии, изданы печатные материалы. Часть мероприятий проходила непосредственно на территории Тураевской общины, находящейся в таком неприглядном окружении. Мероприятия посетил и митрополит Московский и всея Руси Корнилий, давший высокую оценку деятельности общины.
Однако, почему-то мероприятия в Тураево, о Тураево не привлекают внимания местной администрации, даже проводимые под эгидой Фонда Президентских Грантов. Видимо, местные власти боятся неудобных вопросов, которые неоднократно ставились общиной… А ведь эти вопросы регулярно задают туристы и гости общины, приезжающие сюда в рамках туристического маршрута «В гости к тураевским староверам».
Неоднократно внимание к проблеме привлекал и митрополит Корнилий обращениями к губернатору Подмосковья А. Ю. Воробьеву. Только после его вмешательства начинаются проверки, одна из которых началась в 2020 году и вызвала недовольство ОА «Перспектива», которое теперь угрожает перекрыть дорогу к храму.
Комментариев пока нет