В XVIII–XIX веках в Тверской губернии возникли и укрепились старообрядческие общины, были построены молитвенные дома. В Торжке, как и в соседнем Ржеве, среди населения преобладали старообрядцы. Сильно было новоторжское старообрядческое купечество. Купцы-старообрядцы строили молельни, богадельни, дома для бедных, гимназии. Жертвовали финансовые средства на сооружение мостов, жилых зданий, обустраивали и благоукрашали молитвенные дома. Но укрепление старообрядчества в этот период происходило в условиях гонений, гражданские власти и официальная Церковь устраивали жесточайшие расправы над старообрядцами. Священнослужители подвергались преследованиям, арестам, ссылкам, судебным разбирательствам. Но это не останавливало священников, и в связи с этим каждый из них за годы своего служения в старообрядчестве не по одному разу был привлечен к ответственности по обвинению в «оказательстве раскола».
Поповские общины Торжка и Новоторжского уезда в первой половине XIX века
Известно, что в городе Торжке и Новоторжском уезде Тверской области проживали старообрядцы, как поповцы, так и беспоповцы. В начале XIX века у старообрядцев-поповцев Торжка существовала моленная в третьем квадрате города, на ул. Новой Голландии (позднее — ул. Болотная, ныне ул. Радищева) в доме № 46, владельцем которого являлся новоторжский купец Кирилл Павлович Мельников. Затем богослужения совершались в доме мещанина Никифора Масленникова. В деревне Стружне моленная была у Егора Григорьева и Дементия Прокофьева, в деревне Матюково — у Спиридона Аввакумова и в д. Еремкино — у Михаила Лаврентьева.
В мае 1825 года старообрядцы Торжка приобрели дом у купеческой вдовы Натальи Андреевны Климушиной, где стали проводить богослужения. Но спустя несколько лет власть и господствующая церковь заинтересовались староверами и их новой моленной. Поводом для интереса стал переход местной девицы Анны Никифоровны Сутуловой в старообрядчество. «Новоторжский купец Кирил Павлович Мельников и сограждане купив у Новоторжской купеческой вдовы Натальи Андреевны Климушиной каменный дом внутри города во 2-й городовой части между Климентьевской и Сретенской церквами и духовным училищем отстоящий от первой в 59 сот, по прямой линии же с большим в 70 саженях в 1828 году построили при оном доме часовню, поставив престол, с 1831 года отправляют службу. Строили под видом богадельни. При ней жили келейницы. 2 августа 1836 года был схвачен живший при часовне беглый священник Стефан Козьмин и составлена опись. Находится близ главной торговой площади» [1, л. 171]. В архивных документах встречается краткое описание моленной: «Часовня построена позади двухэтажного дома, в оной часовне устроен иконостас с образами, царские двери, в алтаре престол, покрытый малиновым штофом, при образах три аналоя, покрытых алым штофом, перед образом Евангелие и крест, два крылоса с хоругвями, амвон и висит большое паникадило, в шкафу четыре ризы, стихарь и подризники и поручи».
В Торжке в 1838 году проживали 250 старообрядцев-поповцев мужского пола и 297 женского пола [2, л. 137-137 об.], а в Новоторжском уезде — 92 и 108 соответственно [2, л. 136-136 об.].
В первой половине XIX века в моленной г. Торжка совершал богослужения беглый священник из Московской губернии Стефан Кузьмин: «В г. Торжке у раскольников есть беглый священник. Жительство имеет он в доме купцов Кирилла и Михея Павловых Мельниковых. Дом сей находится внутри города, в промежутке Сретенского и Климентовского приходов, в улице Новой Голландии, во второй городской части. Купцы Мельниковы нарочно оный дом купили на сей предмет и в противность Высочайшей воли по примеру наших православных церквей построили при нем в 1830 году часовню с алтарем и прочими принадлежностями, и поставили в ней престол. Ныне в сей часовне означенный беглец отправляет богослужение. Имя ему Стефан Козьмин, родом из Московской епархии, но из какого села, то неизвестно, а слышно только, что он от священнического места был. В отвращение зла, какое причиняет он Козьмин православной церкви, следовало бы его немедленно схватить и предать суду, но сие спряжено с немалым затруднением, поелику дом, в котором он имеет пребывание, огражден со всех сторон высоким строением и вход в оный бдительно охраняют два привратника, Козьмин никуда не выходит, а если и выходит для треб, то весьма скрытно, ночью, с телохранителями, купцы Мельниковы с клевретами своими для удержания его у себя ничего не жалеют, а потому всякое движение начальства взять его Козьмина, делается им предварительно известным [2, л. 1-1 об.]. Известно, что из Твери неоднократно приезжали чиновники, чтобы схватить священника, но возвращались без успеха.
Отец Стефан был арестован 2 августа во время служения Литургии и отвезен под караулом в Тверь. 4 августа священник был препровожден в Московскую Консисторию. На допросе о. Стефан Кузьмин сообщил о себе некоторые сведения: «Степаном меня зовут Кузьмин по прозванию. 66 лет. Я поставлен во священника митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом Московской епархии, Клинского уезда в с. Мерзлое. В 1803 году 7 лет назад отлучен от служения» [3, л. 14, 27].
Несмотря на не прекращающиеся гонения и различного рода стеснения, старообрядческие молитвенные дома по своему внутреннему убранству не уступали храмам господствующей церкви. Золоченые иконостасы, великое множество икон древнего письма, роскошные паникадила, резные клироса были в каждой тайной моленной старообрядцев. В Донесении архиепископа Григория мы видим описание старообрядческой моленной в Торжке: «Внутри моленной от восточной стены до иконостаса 5 аршин, от иконостаса до пристроенной особой комнаты 17 аршин. В ширину моленная 10 аршин, в оной по обеим сторонам 6 окон с рамами железными решетками, два входа с стеклянной дверью, а другой из упомянутой комнаты, которая в длину 7 аршин. В иконостасе 4 большие иконы с серебряными вызолоченными венцами, пред ними 4 большие лампады и по сторонам иконостаса 2 иконы, пред коими лампады. Над иконостасом до самого пола устроены в рамах небольшие 51 образ, около них 3 аналоя, из них на одном Евангелие в алом бархате с серебряными вызолоченными изображениями евангелистов, а на прочих двух аналоях по образу. В иконостасе посреди створчатые двери подобные царским вратам. Противу дверей полукружие в виде амвона. За иконостасом посреди средних дверей стол вышиною 6 вершков и шириною 1 аршин; на нем из красного штофа одеяние, сверху коего пелена, а на оной 2 кипарисных креста с серебряным окладом; позади онаго стола крест и образ Божии Матери запрестольный, кругом онаго 3 подсвечника с левой стороны подле большого стола маленький для священника аналой, а позади онаго другой аналой с книгою служебник. Напротив на стене 4 большие иконы пред ними большой подсвечник. В строне два деревянных шкафа, один из них со священническими ризами, а другой с книгами. Около клиросов 2 хоругви, посреди моленной большое со свечами паникадило, сзади клиросов две большие иконы и столько же малых пред ними по 2 лампады с маслом и свечами; на крылосах по одному небольшому шкафу для хранения книг; с левой стороны около стены свечной шкаф; на боковых стенах и сверху карнизов стоят в разных местах иконы, кругом поставлены скамейки, в особо пристроенной комнате на стенах есть несколько икон и при них 6 лампад с маслом. Моленная отапливается 4 печами; снаружи не имеет никакого отличия от домов» [3, л. 63-65].
Согласно донесению министру внутренних дел, эта моленная существовала с разрешения Управления Министерством внутренних дел от 21 января 1831 года [3, л. 71].
Беглого священника Стефана Кузьмина освободили из-под ареста, с условием не появляться в Тверской, Смоленской, Калужской и Новгородской губерниях [3, л. 72]. Но, однако, сама моленная избежала закрытия.
Беспоповцы Торжка и Новоторжского уезда в первой половине XIX века
Еще во второй половине XVIII веке в Новоторжском уезде Тверской губернии существовало несколько беспоповских моленных. В частности, моленные были в д. Кирпове, в д. Захарове, в д. Виноколы: «В деревне Кирпове у удельного крестьянина Ефима Григорьева в 1776 году была построена моленная. В деревне Захарове была построена моленная в 1777 году у удельного крестьянина Алексия Семенова. В деревне Василеве у экономического крестьянина Семена Маркова, построена в 1804 году. В деревне Виноколы у помещичьего крестьянина Павла Ефимова, построена в 1770 году» [3, л. 133].
В 1838 году в Торжке численность старообрядцев-беспоповцев была следующей: 5 человек мужского пола и 13 — женского пола [4, л. 137-137 об.], а в Новоторжском уезде — 269 и 384 соответственно [4, л. 136-136 об.]. Беспоповцы проживали в селе Будове, где собирались на моления у Логина Максимова; и в деревне Василево, где моленная была у Ивана Иванова [4, л. 125].
Беспоповцы собирались на молитву в домах наиболее влиятельных горожан: «В городе Торжке существует секта раскольников, называемая безпоповцы, к коей принадлежат мужского и женского пола 20 человек. Общая моленная имеется в доме местного купца. В моленную собираются для чтения часов, утренних и вечерних молитв, Псалтыри, а тогда и Евангелия. Главного наставника у них нет, а читают старые и кто знает. Отправляет обряды мещанин Никита Гаврилов Луковников». [5, л. 3, 4].
Таким образом, стремление староверов к полноценной церковной жизни стало причиной их наиболее массового расслоения в местах, где проживали или появлялись беглые священники, в частности в г. Торжке Новоторжского уезда. Беспоповцы, которые не принимали беглое священство, обращались за требами к наставникам — наиболее уважаемым своим единоверцам. Уже во второй половине XIX века старообрядчество Торжка и Новоторжского уезда будет стремительно развиваться и процветать. В начале XX века в самом Торжке и в д. Матюково Новоторжского уезда появились храмы староверов белокриницкой иерархии.
Библиографические ссылки
- ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5866.
- ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5908.
- ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5852.
- ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5906.
- ГАТО. Ф. 56. Оп. 1 Д. 5888.
А вот интересно как обстоят дела ныне — в первой половине 21 века? Не секрет, что во многих малых русских городках, где ранее были сильны позиции старообрядцев, к настоящему времени ничего не осталось. Да уж хоть бы в Твери начали нынче строить — вроде все вопросы согласовали.
В самом Торжке, конечно, остались старообрядцы (поповцы), но очень мало, общины и храма нет. Полноценный старообрядческий храм на всю область один — во Ржеве, ну и временная моленная в Твери. Хотя в первой половине 20 века в Тверском регионе насчитывалось 8 старообрядческих приходов.
Благодарю. Вот с такими краткими справками о современном состоянии и надо подавать материал о прошлом.
Есть фотографии здания в котором была моленная, а позднее церковь, в Торжке. Сохранились стены и первый ярус колокольни. Фотографировал два года назад. Если интересуют, то могу поделиться.
поделитесь, пожалуйста, если можно! обнаружили среди предков староверов из Торжка, очень интересует эта тема