От редакции: Как возник епископат в Древней Церкви? Какова была процедура выдвижения епископов? По каким критериям выбирались кандидаты во епископы и какое участие в этом принимала община? Предлагаем статью историка Кирила Михайлова.
***
Епископат является важнейшим основанием церковной структуры — и по своим особенным административным функциям, и в своём духовном измерении. Слово «επίσκοπος» в переводе с греческого означает «надзиратель», «смотритель за порядком». Это высшая ступень церковной иерархии — именно епископы являются носителями апостольской благодати, даров Духа Святого. Вопросы апостольского преемства, идейной стройности епископата, внутреннего соподчинения — одни из первостепенных в жизни церковной общины. Эти вопросы могут привести и к гражданским войнам, и к цивилизационным конфликтам. В истории русского старообрядчества важнейшей проблемой стал именно епископский вопрос, он привёл к внутренней драме всего сообщества ревнителей древнего благочестия — разделению на два непримиримых идейных лагеря: поповцев и беспоповцев. Поскольку беспоповцы после смерти епископа Павла Коломенского больше не видели на Руси и где-либо в мире благочестивых архипастырей, исчезла возможность поставления новых священников, а после смерти всех попов, не поддержавших никоновскую реформу, пропала и возможность совершения важнейших для христианской жизни таинств — например, Брака и Евхаристии. Как следствие, в среде беспоповцев не выработалось всеобщего согласия по этим вопросам, важнейшим для духовной жизни всякого христианина, что привело к дальнейшему размежеванию беспоповства. Так, наиболее морально крепкая и духовно здоровая часть российского общества не смогла консолидироваться против секулярных церковно-государственных мероприятий и была вытеснена на периферию социально-политической жизни — как в фигуральном, так и в географическом смысле.
Таким образом, епископ — не просто администратор, это и духовный лидер церковной общины, её моральный ориентир. Для христианского сознания эти три измерения епископства — мистическое апостольское преемство, организующие функции и духовное отцовство — связываются вместе, и не может возникнуть вопроса о какой-то одной из этих сторон в отрыве от остальных двух.
Епископ — это центр церковной жизни. Но он — не вся Церковь и даже не община. Важно проследить, как формировался институт епископата, как он трансформировался со временем и какие уроки его история может дать нам.
Как возник епископат
Само слово «епископ» — не христианского и даже не религиозного происхождения. В римской юридической литературе термин встречается в разных смыслах, причем не всегда использовался по отношению к языческим жрецам, верховным или даже рядовым. Так, были «епископы» в среде служителей при храме Аполлона Родосского, были чиновники, заведовавшие сбором денежных средств, были инспекторы в Афинском морском союзе. Зачастую «епископами» именовали разного рода смотрителей: за покоренными территориями, за строительными работами, за рабами, за рыночной торговлей на рынках.
В Священном Писании слово «епископ» имело место в Ветхом Завете (2 Ездр. 9: 39-40), откуда оно и было заимствовано впоследствии апостолами. Сам Спаситель в Священном Писании называется «епископ», что означает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2: 25); «Архиереем», «Первосвященником» (Евр. 4: 14; 7, 26). Апостольское именование на практике не употреблялось, заменяясь понятием «епископ» (Деян. 1: 20). От апостолов титул епископа был передан их непосредственным ученикам. Св. Климент Римский так описывает «создание» апостолами епископского сана: «проповедуя по различным странам и городам, первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» (1 Посл.).
По мере роста первохристианских общин возникла необходимость в организующем начале — это подробно описано в Апостольских посланиях, в особенности у Св. Павла. Уже при первых Апостолах — свидетелях Воскресения и Вознесения Спасителя — появились первые лжеучители, в том числе «любящие первенствовать» (3 Ин., 1: 9). Поэтому значение епископа-блюстителя состояло в том, что он объединял в себе и администрирование, и вероучительный авторитет, и высокие моральные критерии.
Трёхчинная церковная структура (епископ-пресвитер-диакон) сложилась ещё в Апостольской Церкви. Но зачастую при чтении Св. Писания в отрыве от церковного Предания может сложиться превратное представление о двухчастности древнего духовенства: зачастую термины «пресвитер» (иерей, священник) и «епископ» (архиерей, первенствующий) употребляются как синонимы. Этим фактом пользуются протестанты, утверждая относительность первоцерковной иерархии. Отчасти это так: Св. Апостолы не были бюрократами, и «первенствующим» в какой-то общине могли именовать как собственно епископа, так и авторитетных иереев. И наоборот: «пресвитерами» именовали как собственно священников, так и архиереев, в небольших общинах продолжали совершать рядовую священническую деятельность. Да и по логике вещей: архиерей — это не кто-то извне духовенства — это священник почти во всей своей полноте, почти абсолютный проводник благодати Духа Святого. «Почти» — потому что полный, абсолютный проводник — это Сам Спаситель, как его именует Апостол Павел: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно (…) приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр., 7: 26-28).
Однако если мы обратимся к письменно зафиксированной части Священного Предания — к Апостольским правилам и постановлениям, к письмам Св. Отцов, мы увидим, что древняя Церковь с самого своего основания в день Пятидесятницы имела ту же структуру, что и сегодня.
Кто и как становились епископами
Теперь вторая, противоположная сторона вопроса. Нельзя, как некоторые сегодняшние любители тотального администрирования, сводить всю древнюю церковь к иерархии. Церковь — это община, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр., 2: 9). Именно в общине происходило действие благодать Св. Духа, именно церковная община является прообразом Царствия Небесного. С самых первых слов любой Апостол настаивает на общинной молитве, на соборном действии в благотворительности и взаимной поддержке. Соответственно, такие «товарищеские» отношения исключали вторжение извне некой «властной вертикали». В этом отношении первохристианская община противостояла как римско-языческим сообществам, объединяющимся вокруг всесильных жрецов, так и иудейским сообществам Диаспоры, которым в религиозном плане руководили «первые среди равных» (напомним: раввин (от «ребе» — «учитель») — не духовный сан, а почтительное именование авторитетного учителя; священники имелись только в единственном храме в Иеросалиме, до его разрушения римлянами). В отличие от «эллинов и иудеев» первые христиане объединили иерархический и партнёрский способы самоорганизации своих сообществ.
Самое важное доказательство — известия об избираемости первохристианских епископов. Однако избирали не только епископов, но и пресвитеров — из числа наиболее грамотных и нравственных прихожан. Происходило это зачастую стихийно (в связи с ситуативными гонениями на первых христиан и мобильностью первых общин), потому поначалу никак не было ритуализовано и упорядочено. Никакой системы духовных учебных заведений у первых христиан не существовало, поэтому по взаимной договорённости пресвитером предлагали стать наиболее образованному и духовно опытному — тому, кто в действительности мог стать истинным пастырем для всех христиан какого-то анклава. О том, как рукополагали пресвитера, многократно свидетельствует и Писание, и Апостольские правила.
С епископом была несколько иная ситуация — более спонтанная, а потому требовавшая юридического и обрядового закрепления. Как правило, стареющий или болеющий архипастырь сам избирал своего преемника — из числа тех, кто для общины станет настоящим духовным руководителем, потому вопрос всеобщего голосования за него был делом вторичным. Но во многих ситуациях (опять же, в связи с гонениями) большим общинам в каких-то областях («епархиях») приходилось самодеятельно избирать себе архипастыря. И если кандидатура не была предложена предыдущим архиереем или — в случае многолюдных общин в крупных городах — могла быть спорной, устраивалось голосование. В этих выборах участвовали и священнослужители, и простецы — принципиальной «юридической» разницы между ними в Древней Церкви не было. Однако «испытание» кандидатов находилось в ведении священноначалия. Св. Софроний Иерусалимский писал: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (из Соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Уже Апостолы означили высокую моральную планку для кандидатов в епископы: «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью», а также, что он не должен быть «из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим., 3). Свт. Иоанн Златоуст, анализируя эти строки, отмечает «умеренность добродетели» (включая дозволение однократного вступления в брак до хиротонии), которая требуется от кандидата во епископы, что, по его мнению, было вызвано острой потребностью в архипастырях в ту эпоху. К архиерейскому служению относятся и наставления, данные Тимофею в др. главах Павлова Послания: возложение рук, суд над пресвитерами, забота о вдовах, учительство, управление церковью как своим домом, сохранение предания церковного.
Важно, что института монашества в ту эпоху как такового не существовало. От кандидата в епископы не требовалось, как много позднее, непременное иноческое пострижение. Единственное требование — его однобрачие. Но на практике уже Древняя Церковь стала отдавать предпочтения вдовцам или безбрачным (целибатам), следуя словам Св. Павла: «неженатый заботится о том, как угодить Господу, а женатый заботится о том, как угодить жене, и он разделён» (1 Кор., 7: 32). Постановления Шестого и Пято-Шестого Соборов уже законодательно закрепили обязательно безбрачие архиерейства.
Феофил Александрийский следующим образом описывает порядок избирания: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избранного, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, если может и народ свидетельствовать о нём» (7 правило). Так в определении нового архипастыря стали символически и мистически участвовать две стороны: община («народ святой») и собственно апостольские преемники. Участие народа предотвращало личностную диктатуру отдельных властолюбцев, организующее влияние и нравственное руководство священноначалие предостерегало общину от увлечённости коллективными страстями, описанными в Деяниях Св. Апостолов. Так сформировались два основных пункта в появлении нового епископа:
- Избрание
- Посвящение.
Иерархия и общинность
Община — «народ святой», но только апостолы (и епископы как их преемники) имели особые Дары. Словами проф. Василия Болотова, «выборное начало было в то время силой, но эта сила не была похожа на избрание парламентарное, потому что она была ограничена. (…) если собор узнавал, что обойден достойнейший, то допрашивал, почему так. Приходилось указывать не свои пожелания, а действительные причины. Выборы находились под строгим контролем: этот контроль должен был сдерживать дрянненькие инстинкты человеческой натуры». Потому после избрания и испытания кандидат поставлялся в архиереи собором из не менее чем двух епископов — согласно правилам Святых Апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора.
Чин избрания и посвящения в епископа излагается в древних церковных писаниях. Бл. Иероним говорит, что «наречение» в епископа предшествует посвящению. В Постановлениях Апостольских указывается особенная молитва на посвящение в епископа. В сочинениях Дионисия Ареопагита сказано, что посвящение во епископа совершается посредством возложения Евангелия и рук присутствовавших епископов на голову коленопреклонённого поставляемого. Возводимые в сан произносили Символ веры.
Хиротония в епископа происходила на Божественной Литургии, в особый момент, символизм которого был описал Св. Симеоном Солунским: «Рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса — что все и означается первым входом, — после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Получаемую мантию святой описывает как «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых», жезл — как «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».
Первоначально епископские выборы епископов происходили, как правило, единогласно и бестревожно. К примеру, римский император Александр Север (208-235) рекомендовал язычникам при выборах поступать так же осмотрительно, как христиане при выборах епископа. Но с IV века, в связи с количественным ростом Церкви и юридической либерализацией отношений к ней со стороны государства, ситуация стала осложняться. Мирское участие в избрании кандидатов стало всё более конфликтным. Св. Иоанн Златоуст описал, как иногда приезжавшие на выборы епископы соседних епархий заставали настоящий ураган эмоций. Бывали случаи, когда, вследствие тупикового народного несогласия, епископы брали в свои руки вопрос выдвижения кандидата. Ввиду прокравшихся с IV века злоупотреблений в дело избрания епископов, возникает целый ряд церковно-законодательных актов, которыми упорядочивается это дело и строго устанавливается соборный порядок, какими должны быть избираемые епископы. Одни из канонов по данному предмету касаются непосредственно архиерейской стороны Собора, другие — мирянской. К первым относятся 4 и 6 каноны I Вселенского Собора 16, 19 и 23 каноны Антиохийского собора. «Да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставлять не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного» (23 правило). Смысл этих канонов: в соборе, поставляющем епископа, должны принимать участие, по возможности, все епископы региона и обязательно митрополиты и архиепископы.
Так как эти правила говорят непосредственно об епископах, зачастую возникает недоразумение: эти правила понимают иногда в смысле требования, чтобы выборы епископов производились только одними епископами. Но Бл. Феодорит Кирский упоминает, что его избрали «архиереи, иереи и весь христолюбивый народ». Правило 8 Апостольских постановлений узаконивает этот пункт: «во епископа рукополагать того, кто беспорочен, избран всем народом, как наилучший; когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие».
Важное для старообрядчества уточнение: сколько епископов необходимо для хиротонии нового? Апостольские постановления утверждают: «Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если рукоположится одним епископом, то да будет извержен он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причине, то да представит он согласие на то большего числа епископов» (Кн. 8, гл. 27). Но в ряде случаев уже в те же первохристианские времена епископ мог быть хиротонисан и одним архиереем — эту возможность оговаривал Св. Ипполит Римский, ссылаясь на «Апостольское Предание» и объясняя необходимость множества архиереев первичностью избрания (как выражения церковной соборности), а не непосредственной передачи благодати Духа Святого (40 правило). Этот вопрос впоследствии имел огромное значение для старообрядчества, расколов поповское направление надвое после того, как перешедший в древлеправославие митрополит Константинопольского патриархата Амвросий единолично рукоположил своего преемника, тем самым учредив новую церковную структуру — «белокриницкую». Часть поповцев не вошла в эту структуру, а синодальные миссионеры жестоко критиковали староверов-поповцев, оспаривая сам факт наличия у них легитимного священства. Впоследствии выдающийся старообрядческий писатель и апологет Иван Усов (будущий митрополит Иннокентий Белокриницкий) написал книгу «Церковь Христова временно без епископа», обобщившую как исторические случаи единоличных хиротоний в экстремальных ситуациях, так и возможность чиноприёма архиереев от инославных конфессий, что также имело принципиальное значение для старообрядцев «белокриницкой» иерархии.
В связи с распространением христианства по всему миру и централизацией церковного управления, в III-IV вв. те епископы, которые возглавляли главные епархии в округах из нескольких епископий — митрополий, — получили титулы митрополитов, а епископы ещё более крупных агломераций — титулы архиепископов и патриархов (в дальнейшем титул «патриарх» закрепился за главами национальных Церквей, а на Руси исторически «митрополит» первенствовал над «архиепископом» — исключая новгородские особенности церковной автономии). С III-IV вв. деятельность и поведение епископов были регламентированы церковным законодательством (а также в ряде случаев светским — например, византийское законодательство рассматривало епископат как составную часть высшего управленческого аппарата).
Итак, епископат Древней Церкви явился её организующим началом, доказательством соборного наличия благодати Св. Духа, возможностью для деятельного количественного роста (миссионерства) и качественного развития (становления православного святоотеческого богословия). Вместе с тем, исторически неправомерно ни гиперболизировать значение епископа, доводя его до состояния «наместника Христа на земле», ни умалять, доводя до места некоего парламентского арбитра. Церковь управляется Самим Спасителем, поэтому в ней с самого начала утвердились начала и принципы, развивающие лучшие качества человеческой природы и блокирующие негативные качества. Церковь — это мистическое и нормативное сочетание как иерархичности, так и соборности как двух важнейших оснований Тела Христова.
Автор: Кирил Михайлов
Комментариев пока нет