В истории Церкви неоднократно возникали ситуации, когда важной движущей силой церковной жизни становились те или иные неиерархические объединения мирян.
Самым ярким таким примером являются первые монашеские общины. Возникшие на волне протеста против обмирщения Церкви, против сращивания Церкви и государства, первые объединения иноков сторонились и иерархии. Известный лозунг первых монахов: «Бегай женщин и епископов» — как нельзя лучше характеризует внеиерархическую позицию отшельников. Именно такая позиция позволяла быть свободными от корпоративных условностей и давала возможность называть вещи своими именами. Это позволяло монахам иметь собственное, отличное от иерархов мнение, выступать против ересей, социальной несправедливости и коррупции. Из истории Церкви известно, какими общественно активными были монашеские общины IV–VIII веков, какую роль в жизни христианских общин и государства сыграли Долгие братья, Студийский монастырь, нитрийские монахи и т.д.
Вторым примером такой общественной организованности христиан могут служить православные братства. Эти также неиерархические объединения выступали как проявление активности мирян в жизни Церкви, в устройстве ее небогослужебной деятельности. На Руси православные братства (или братчины) известны еще с XII века. Особенно активны они были в Западной Руси. Православные братства занимались благотворительностью и содержанием храмов, больниц, школ, — то есть теми сферами в жизни Церкви, до которых у иерархии, как всегда, не доходят руки. Очень яркую страницу в историю Русской Церкви вписали знаменитые Виленское и Львовское братства. Эти общественные организации, в которые входили представители всех слоев русского общества, активно защищали права Православной Церкви, гражданские и религиозные права православного народа на территории Речи Посполитой. Для этого, в частности, представители православных братств регулярно встречались даже с католическим королем Сигизмундом II. Именно эти союзы православных христиан были лидерами сопротивления Брестской унии в XVI в. и отстояли чистоту Православия в ситуации, когда все епископы уклонились в ересь. И именно этим православным братствам патриарх Иеремия II (учредивший патриаршество на Руси) предоставил беспрецедентные права по надзору за деятельностью епископов. К слову стоит заметить, что не только униатские архиереи выступали против такого контроля со стороны православных союзов, но и вполне православные владыки часто противились такому вмешательству в их никому не подконтрольную сферу.
После раскола Русской Церкви XVII века, одной из ярких православных общественных организаций можно назвать Выговское общежительство. Это уникальное явление религиозной жизни старообрядцев выступает важным примером проявления общественной инициативы ради сохранения веры. Выговская пустынь стала не просто крупным социальным и экономическим центром старообрядцев, с которым напрямую заключало договоры правительство Петра I. Это был центр старообрядческого богословия, искусства, образования и благотворительности. Объединение мирян, без представителей иерархии, в сложный период истории Церкви явилось инициатором и движущей силой сохранения православной веры. В период всеобщего отпадения иерархов, отсутствия рукоположенных лидеров, руководители Выговского общежительства, миряне, братья Денисовы (один из которых Андрей, обучался у Софрония Лихуда) четко понимали, что для сохранения веры, для формирования старообрядческого самосознания и самоидентификации в Выговской обители были равно важны все виды деятельности — и богословский поиск, вылившийся в составление знаменитых «Поморских ответов», и кропотливая трудовая деятельность, приведшая, в конечном счете, к легализации самого общежительства.
Как иначе, если не религиозными общественными объединениями, можно назвать знаменитые старообрядческие Рогожское и Преображенское кладбища? Именно эти центры в свое время стали продолжателями дела православных братств XVI века. Коллегиальные, не единоличные органы управления этими общинами, состоящие из мирян, не только наладили регулярную богослужебную жизнь крупных старообрядческих центров, но и позволили стать им местами социальной, благотворительной и культурной жизни всего старообрядчества. Как и в Выговской пустыни, как и в православных братствах XVI веков, цель создания Рогожского и Преображенского кладбищ далеко не ограничивалась богослужебной деятельностью, а изначально создавалось для активного социального и общественного служения.
Известными старообрядческими общественными объединениями были Братство Честнаго и Животворящего Креста и Старообрядческий союз начетчиков. Старообрядческими начетчиками именовались представители старообрядческой интеллигенции, которые защищали и распространяли старообрядчество. Братство Креста — это объединение начетчиков белокриницкого согласия, созданное в 1874 г. В 1908 г. Братство было зарегистрировано Министерством внутренних дел. В августе 1909 г. Братство объединилось с Союзом старообрядческих начетчиков. Братство устраивало полемические диспуты, содержало библиотеку, школы, вечерние классы, занималось изданием книг и периодической печати, оказывало финансовую помощь своим членам. Руководили Братством в разное время видные представители старообрядчества: епископ Александр (Богатенко), М. И. Бриллиантов, А. И. Королев.
Очень важная веха в истории старообрядческих общественных объединений началась после 1905 года. В период 1905–1918 годов было организовано 7 крупных старообрядческих общественных организаций: Двинское старообрядческое братство в Двинске, Курляндской губернии, Братство учителей-старообрядцев в Нижнем Новгороде, Старообрядческое благотворительное общество в Москве, Старообрядческое просветительно-благотворительное общество в Риге, Русско-старообрядческое общество просвещения в Гриве, Курляндской губернии, основанное старообрядцами-членами Государственной Думы Старообрядческое просветительно-благотворительное общество в С.-Петербурге, созданное П. П. Рябушинским Д. В. Сироткиным и Т. С. Морозовым Старообрядческое культурно-просветительское общество в Москве.
Все эти общественные объединения, созданные исключительно старообрядцами-мирянами, не получавшие никаких благословений на свою деятельность от представителей иерархии, оказали разное влияние на развитие старообрядческой религиозной и общественной жизни и внесли существенный вклад в дело развития старообрядчества. Мобилизуя финансовый и интеллектуальный потенциал, они способствовали открытию учебных заведений, изданию книг и периодической печати, лоббированию интересов старообрядчества в органах государственной власти, оказывали значительную юридическую, консультационную и финансовую помощь старообрядческим общинам и отдельным христианам.
В этот же период в старообрядческой среде была восстановлена традиция создания братств. Крупные старообрядческие братства были созданы в С-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Вольске. Даже были проведены два съезда старообрядческих братств.
Особняком в этом ряду стоит уникальное явление под названием Всероссийские съезды старообрядцев. Первый Всероссийский съезд старообрядцев прошел в особенно трудный момент для старообрядчества — в 1900 г. И собран он был в Нижнем Новгороде в момент, когда вся старообрядческая иерархия либо была изолирована властями, либо бездействовала. Собран первый съезд был для формирования общей позиции во взаимоотношениях с властями. Проведенный в атмосфере строжайшей секретности, I съезд выявил самых смелых представителей мирян, которые в ситуации беспрецедентного давления со стороны государственной власти, в ситуации, когда даже архиепископ отказался от своего достоинства, не побоялись публично отстаивать перед этой же самой государственной властью интересы старообрядцев.
Как в XVI веке братства отстаивали права православного народа перед католическим королем Сигизмундом, так и в XX веке состоятельные старообрядцы-предприниматели из Московской, Нижегородской, Пермской, Смоленской, С-Петербургской, Тверской и Уральской губерний во главе с Д. В. Сироткиным предприняли компанию по сбору подписей под обращением к Императору о притеснении старообрядцев в России и впоследствии добились аудиенции у высших чиновников Российской империи. Это было одно из первых мероприятий Всероссийского съезда старообрядцев. И именно это мероприятие впоследствии послужило причиной для издания знаменитого Указа «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» 1904 года, и последовавшего за ним дарования свободы вероисповедания в 1905 г.
Но это мероприятие Всероссийского съезда старообрядцев стало только первым в ряду многочисленных инициатив, предпринятых им на благо старообрядчества в период 1900–1917 гг. За это время прошло 18 Всероссийских съездов. С 1900 по 1910 г. Совет съездов возглавлял нижегородский купец Д. В. Сироткин, с 1910 по 1917 г. этим исполнительным органом руководил московский банкир П. П. Рябушинский. Всероссийский съезд и созданный при нем постоянно действующий Совет Всероссийских съездов старообрядцев вели серьезную работу в отношении развития старообрядческого книгоиздательства, образования, храмоздательства. Съезды оказывали существенную юридическую и материальную помощь старообрядческим общинам и священнослужителям, лоббировали интересы старообрядчества в Государственной Думе и правительстве, способствовали переселению крестьян-старообрядцев на Дальний Восток. В целом, как было определено участниками съездов, деятельность этой общественной организации была направлена «для решения церковно-общественных нужд».
Например, можно привести такое сравнение деятельности старообрядческих Освященных Соборов иерархов и Всероссийских съездов старообрядцев-мирян на примере отношения к старообрядческому образованию.
В период 1905–1917 гг. Освященные Соборы белокриницкой иерархии ежегодно рассматривали вопрос о старообрядческих учебных заведениях, декларировали необходимость развития образования, организации школ, образовательной подготовки священнослужителей. Но они не имели никаких возможностей и рычагов для реализации своих постановлений, и весь труд ограничивался рассылкой воззваний. В итоге практического результата такие решения не имели. Старообрядческое Братство Креста такими словами подводило итог этой деятельности: «постановления и пожелания наших Соборов, разосланные по епархиям в грамотах, служат лишь архивным материалом, а в других местах и того менее».
При этом Всероссийские съезды старообрядцев-мирян вели планомерную работу по выявлению проблем старообрядческого образования и предпринимали те или иные меры для разрешения этих сложностей. Мобилизуя финансовый и интеллектуальный потенциал, съезды способствовали открытию ряда начальных школ, учительской семинарии, старообрядческого института. Съезды организовывали работу по созданию системы старообрядческого образования, отстаивали интересы старообрядчества в правительстве, облегчали процесс организации школ на местах, разрабатывали учебные и методические материалы, издавали учебники, налаживали межшкольные коммуникации, добивались финансирования старообрядческих школ государством. При поддержке съездов была проведена колоссальная статистическая работа по выяснению и уточнению характера образовательных проблем старообрядчества.
Все эти приведенные примеры консолидации мирян для решения тех или иных задач и преодоления вызовов, стоящих перед Церковью в определенные периоды Ее истории, свидетельствуют о важности сохранения этой традиции. Эта традиция — деятельное участие мирян в жизни Церкви — один из показателей единства народа Божия, соборности Православной Церкви. Эти примеры показывают эволюционность таких шагов, предпринятых в разные периоды, в момент, когда церковная иерархия или ослаблялась, или вообще деградировала. И поэтому поддержка таких начинаний, их здравое развитие могут служить развитию Церкви, ее укреплению. Как, наоборот, перекладывание ответственности на священнослужителей, безразличие мирян к своему участию могут способствовать застою в церковной жизни, возникновению деспотизма, разрушению общинных связей и общему умалению церковного авторитета.
Небольшое замечание — гг. Двинск и Грива (теперь оба -Даугавпилс) не в Курляндской губернии были, а в Витебской.
Хорошая статья, показано как в прошлом веке старообрядцы сохраняли свою веру, традиции и обычаи. Полезный пример для подражания, но современные старообрядцы пока не в состоянии провести Всероссийский съезд старообрядцев-мирян, а проблем накопилось как говорится выше крыши. Да и ресурса на такие съезды каких до революции было 18 съездов нет. Видимо силенок пока хватает только на Встречи и Конференции. Конечно в рамках юбилейных мероприятий 400-летия протопопа Аввакума можно было бы и съезд провести, но кто ж разрешит да и кому проводить, таких как Сироткин и Рябушинский нет.
Как-то не уложилось у меня зачем для выполнения задач Собора, нужны мирские «съезды». А нельзя просто, без заседаний в президиуме, «не вострубя пред собою» вложить средства «да неувесть шуица твоя, что творить десница твоя»… Кто дал право Братству Креста выносить «оценку» решениям Соборов !? И что, по-вашему, ныне «церковная иерархия или» ослабилась, «или вообще деградировала»?
Великие традиции великого народа! Традиции купного права!
прошу растолковать мне бестолковому «купное право», это от «купьно» — вместе, сообща или одновременно?