В начале сентября в московских судах начались процессы по делам участников пикетов и манифестаций, посвященных теме муниципальных выборов в столице. Несмотря на то, что никаких беспорядков во время этих событий не наблюдалось (подобно тому, что мы видим, например, во время акции «желтых жилетов» в Париже), многие участники московских пикетов были задержаны, а некоторые уже приговорены к серьезным срокам. Поскольку уголовные наказания, вынесенные демонстрантам, выглядят явно несоразмерными, в прессе стали появляться открытые письма, авторы которых требовали отменить неправосудные приговоры. Открытие письма написали группы врачей, учителя, психологи, сотрудники НКО, книжники, it-специалисты, художники.
Даже секретарь генерального совета «Единой России», вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак назвал «вопиющей несправедливостью» ситуацию, в которой оказался актёр Павел Устинов. Политик назвал «нечестным и несправедливым» то, что суд по делу Устинова не принял во внимание видеозаписи. «Сотни, тысячи неравнодушных людей со всей страны сегодня справедливо возмущены», — написал Турчак. Другой член «Единой России», депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, высказался так: «Я возмущен несправедливостью вынесения этого приговора, я считаю, что суд должен был рассмотреть предложенное защитой видео, — сказал Герасимов. — Три с половиной года за что? Разрушить жизнь — это просто».
Однако наибольший резонанс вызвало письмо, подписанное на данный момент 144 священниками Русской Православной Церкви. Часть из них — известные настоятели московских, санкт-петербургских и зарубежных приходов, но большинство — из регионов. География впечатляет, учитывая, что дело московское, — Волгоград, Ростов Великий, Томск, Минусинск, Великий Новгород, Нижний Новгород, Тверь, Саратов, Тюмень, Иркутск, Костромская, Рязанская, Орловская области и так далее.
Пользуясь правом известной исторической практики «печалования», эти священники обратились к сотрудникам силовых структур, многие из которых крещены, и призвали их пересмотреть судебные решения. А также впредь выносить справедливые приговоры.
В письме, в частности, говорится:
Мы выражаем обеспокоенность тем, что вынесенные приговоры в большей степени похожи на запугивание граждан России, чем на справедливое решение в отношении подсудимых. Апостол Павел связывает страх с рабским состоянием человека: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе» (Рим. 8.15), а апостол Иоанн писал: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4.18). На запугивании нельзя построить общество свободных, любящих друг друга людей», — говорится в письме.
Мы попросили спрокомментировать эту ситуацию представителей старообрядчества.
Иерей Иоанн Севастьянов (РПсЦ):
Милосердие — это одно из главных проявлений человечности. Способность проявлять милость, быть милосердным — это условие существования человеческой личности. И конечно же, милосердие — это условие для общения человека с Богом. Поэтому каждому человеку свойственно быть милосердным. Немилосердие — это извращение человеческой природы, это ее болезнь. Очевидно, что каждому, называющему себя христианином, особенно прилично помнить об этой важной черте человеческих взаимоотношений.
Христианское милосердие — это действие, которое не имеет границ. Оно не может быть ограничено рамками христианской семьи, Общины. Милосердие христианина простирается во всю Вселенную. Все и вся достойны христианского милосердия. И бессловесные, и человеки, и праведники, и грешники. Христианин проявляет милосердие и к тому, кто виновен, и к тому, кто невиновен. Поэтому христиане испокон веков старались активно проявлять свое милосердие и заступались за всех обижаемых и наказываемых. Примеров такого христианского милосердия огромное множество, особенно среди священнослужителей: святитель Никола Мирликийский, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Варлаам Хутынский, святитель Филипп Московский. Настоящие христиане всегда, когда была возможность, заступались перед государством за осужденных, и всегда пытались облегчить их участь. Поддержка, помощь осужденным — одна из величайших добродетелей христианина. Даже на Страшном суде Господь будет спрашивать нас, как мы поддерживали «в темницах сущих». Почти всегда, в реалиях любого государства и любого периода истории, поддержка осужденных государством преступников происходит с угрозой для благополучия самого заступника.
Но при этом следует подчеркнуть, что истинное христианское милосердие, заступничество не имеет границ. Оно не может проявляться в одном случае и игнорировать другие моменты. Оно не распространяется на национальность, партийную принадлежность, не ориентируется на симпатичность или общепринятый тренд. Или мы заступаемся за всех, или ни за кого. Милосердие — оно всегда одно и тоже. Или это не милосердие.
Весьма симпатична и трогательна смелая инициатива большой группы священнослужителей выступить в защиту осужденных по т.н. «московскому делу». Конечно же, эти осужденные бедняги заслуживают снисхождения и милости. Вполне можно думать, что наказание, которое назначено им, несоразмерно тому вреду, который они нанесли. Но в жерновах государственной машины эти люди не единственные, кто терпит несправедливость, страдает, мучается. Милосердия достойны не только они, но и все «в темницах сущие». И нам, священнослужителям, вполне прилично печаловаться о всех них. Именно обо всех. Не выборочно, в соответствии с существующим трендом и мейнстримом, а о всех нуждающихся в милосердии и милости. Только тогда это будет милосердие, если оно не будет иметь границ. Любая выборность, тенденциозность может превратить замечательную традицию христианского «печалования» в инструмент политического воздействия.
Надеюсь, что инициатива группы священников не имеет ничего общего с политической конъюнктурой. Надеюсь, что это прекрасный пример именно милосердного «печалования». И если до сих пор ничего не было слышно о подобных массовых инициативах священников, то это обращение послужит прекрасным возрождением в нашей стране исконного христианского «печалования» за осужденных и «в темницах сущих».
Иерей Глеб Бобков (РПсЦ):
Простите ради Христа, быть может, обижу кого-либо своими словами. Прочитал я это письмо, и вот что мне показалось интересным: самое главное в этом письме почему-то оказалось в самом конце: «Мы призываем всех к усиленной молитве о заключенных и о тех людях, в руках которых оказалась их судьба, о России, ее властях, воинстве и народе. Пусть Бог благословит всех нас Своим миром и подаст нам силы и решимость уважать и любить друг друга».
Мы живем в России, и, согласно законам страны, наше государство таково, что власть у нас выборная. Народ нашего государства власть выбирает — значит, в какой-то мере несёт ответственность за все решения им выбранной власти, по меньшей мере перед Богом! И вот эта нами выбранная власть принимает решения, которые не нравятся людям. Что тут можно сделать? Мирской человек скажет: «Голосовать по-другому на выборах». А мы, христиане, как должны поступать? Устраивать манифестации и демонстрации? Протестовать, осмеивать и осуждать в социальных сетях и интернете решения нами же выбранной власти? А ежели я поп? Что у меня должно стоять на первом месте и к чему я должен призывать? Ответ очевиден: к молитве! Или даже вспомнить слова апостола Павла об исправлении согрешающих из послания к Галатом: «Аще и прежде человек впадет в некое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кротости, блюдыи себе, да не и ты искушен будеши».
Ответ даёт как раз духовенство РПЦ МП в своём письме, но почему-то этот ответ на самом последнем месте… И вот всем нам вопрос: а почему призывы к молитве у всеми уважаемого священства Русской Православной Церкви на самом последнем месте? А ведь именно молитва должна быть для христианина самым первым путём решения любой проблемы. За каждой службой мы молимся «о стране нашей… и о спасении ея».
История страны нашей имеет множество примеров, когда именно молитва к Господу Богу и Пресвятой Богородице спасала христиан и страну нашу — например, не более как пару недель назад воспоминала Церковь сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, и те Ея чудеса, которые Святая Дева показала на Москве и на Руси. И если наша власть принимает, с нашей точки зрения, неправильные и спорные решения, то, быть может, часть проблемы в нашей слабой молитве, в нашей слабой вере в Бога и в то, что наша молитва может укрепить и вразумить нашу власть. Так что призову всех нас укрепить молитву о стране нашей, властех ея, и чтобы Господь наш, по нашим молитвам, утвердил их и укрепил на путь правый.
Иерей Иоанн Курбацкий (РПсЦ):
Считаю, что рассматриваемое открытое письмо священников Русской Православной Церкви — это голос пастырской совести, которая взывает о милосердии и не может более молчать. Можно, конечно, ставить вопрос, почему подобное письмо не родилось раньше, хотя поводов было достаточно и священников здесь опередили общественные деятели и рок-музыканты. Почему взят только частный случай, когда надо поднимать проблему неоправданно обвинительного уклона и несправедливости судебной системы, несоразмерности наказания по всем делам, а не только политическим. Мы часто становимся свидетелями, как какой-то человек, укравший сумку с продуктами из ячейки в супермаркете, получает реальный срок тюремного заключения, а люди, разворовавшие государственную казну, осуждаются условно. Но в любом случае, письмо — важный сигнал и обществу, и власть предержащим, что далее молчать невозможно.
Вызывает недоумение критика священников, поставивших свои подписи. Указывается, в частности, что не дело Церкви вмешиваться в такие дела. Но подобных примеров история Церкви знает немало. Можно вспомнить хрестоматийный случай из жития святителя Иоанна Златоуста, который предоставил убежище в церкви святой Софии евнуху Евтропию — фавориту и консулу Византийского императора Аркадия. При этом сам Евтропий незадолго до этого пытался лишить Церковь права неприкосновенности лиц, скрывающихся в храме. Святителя тогда тоже укоряли за этот поступок как церковнослужители, так и представители двора. Поэтому уместно будет привести слова, сказанные Златоустом по этому поводу.
И почему, скажи мне, возлюбленный, ты негодуешь? Потому, говоришь, что нашел убежище Церкви тот, который постоянно враждовал против нее. … В этом с новым блеском проявилось величие Церкви: взяв в плен врага, она не только щадит его, но когда все оставляют его одиноким, она одна, как нежно любящая мать, скрыла его под своим покровом и стала против царского гнева, против ярости народа и против невыразимой ненависти. Это — украшение алтаря.
В письме священников много и совершенно правильно говорится о милосердии. Это основополагающая ценность христианской морали. И прежде чем говорить о милосердии, надо ставить вопрос о справедливости вообще уголовного преследования тех или иных лиц. Причем эти ценности частично заложены и в нашем законодательстве. Так, статья 6 Уголовного кодекса России говорит о принципе справедливости: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». А часть 2 ст. 43 гласит: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Поэтому вызывает тревогу уровень правосознания как представителей правоохранительных органов, несоразмерно применяющих силу в отношении безоружных людей, так и представителей судебной системы, нарушающих правовые принципы действующего законодательства.
Философ Иван Ильин в 1950 г., размышляя о грядущем религиозном устроении России, написал в статье «Чего мы ожидаем от наших пастырей?»: «… Третье, чего мы ищем и ждем от нашего пастыря, — это свободная и творческая христианская совесть. Эта совесть должна жить в нем как самостоятельная и независимая сила, как критериальная мера добра и зла, мера, по которой мы могли бы проверять, выправлять и крепить нашу собственную совесть. Там, где мы подчас беспомощно сомневаемся и колеблемся, он, как мастер совести, должен видеть ясно и глубоко, где мы блуждаем и заблуждаемся, он должен знать и указывать прямую дорогу; где мы вопрошаем, он должен иметь ответ. Он должен поддерживать нас в искушениях и соблазнах, он должен быть нашей опорой в колебании и изнеможении. Он должен сразу прозревать, где есть нечестность, неискренность, измена, но при этом — хранить справедливость в суде и осуждении».
Надеюсь, что и в дальнейшем наши пастыри будут на высоте своего служения и голосом христианской совести.
Леонид Севастьянов, председатель Всемирного союза староверов:
Мы должны заступаться за каждого человека в тюрьме. В нашей стране из-за судебных ошибок, коррупции ежегодно десятки тысяч людей оказываются невинно осуждёнными и проводят жизнь в тюрьме. Священник должен быть с каждым из них на своём месте, если не может помочь оправдать невиновного, то по крайней мере смягчить его условия содержания за решеткой.
Я вне политики, но как христианин я руководствуюсь заветами Евангелия и конституцией Царства Божьего. А заступаться за обиженного и невиновного — один из основных принципов христианина.
Как-то однобоко все приведенные попы высказались, в целом поддерживая инициативу своих никонианских коллег.
А где же старообрядческие ткачевы, кипшидзе и легойды со смирновыми? Что, нет ни единого попа который бы с двумя перстами наперевес что-нибудь рубанул бы такое, что «3.5 года за это мало, их бы об колено еще» и т.п.? :)))))))
В Европе с этим гораздо жоще, я про протесты. Но кому из «печальников» до этого дело?
Да, жоще: там в ментов камни летят и бутылки. И вокруг жгут и колотят имущество.
> Так что призову всех нас укрепить молитву о стране нашей,
> властех ея, и чтобы Господь наш, по нашим молитвам,
> утвердил их и укрепил на путь правый.
Логичным завершением реплики о.Глеба было бы призвать старообрядческое духовенство устроить всеобщий молебен в поддержку несправедливо осужденных. Не в общих словах «за все хорошее против всего плохого», а именно призвать пастырей обозначить позицию по данному вопросу.
На Эхе Москвы 23 сентября был выпуск «Персонально ваш» с одним из подписавшим письмо священником — протоиереем Алексием Уминским. Много беседовали про это письмо и ситуацию, рекомендую найти передачу на ютубе и послушать.
В частности, о.Алексий сказал, что было немало священников которые побоялись подписать письмо, хотя были с ним полностью согласны.