От редакции:
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Наш новый репортаж из старинного Переславля-Залесского.
Смотреть онлайн →
Из Москвы с автовокзала Северные Ворота (м. Ховрино) в Переславль-Залесский ходят автобусы каждые два часа, как прямые, так и проходящие. Также в Переславль-Залесский регулярно ходят автобусы от м. Щелковская. Гостиниц в Переславле-Залесском достаточно много, однако цены на проживание весьма завышены даже в отелях на окраине города.
История города
Переславль-Залесский — один из древнейших городов, расположенный в пределах Ярославской области, в 140 км от Москвы, на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж. Город был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.
Первоначальное название города — Переяславль — в честь более древнего города — Переяславль-Русского (ныне Переяславль-Хмельницкий на территории Украины). В свою очередь последний был основан и назван так князем Владимиром Святославичем. Основанный Юрием Долгоруким, Переславль находился за лесами в Залесье — области полей и земледелия, поэтому к названию города стали добавлять дополнительное определение: Переяславль-Залесский. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский. После смерти князя Юрия Долгорукого Переславль-Залесский потерял свое значение как столицы Северо-Восточной Руси, и его развитие приостановилось. Однако город остался одним из важнейших уделов. Около 1220 года в нем родился князь Александр Невский. В 1276-1294 годах княживший в Переславле Дмитрий Александрович Переяславский, сын Александра Невского, был великим князем Владимирским, хотя его резиденция по-прежнему находилась в Переславле. Таким образом, в это время Переславль-Залесский вновь стал фактической столицей Северо-Восточной Руси. В 1302 году, после смерти князя Ивана Дмитриевича, город по его завещанию отошел к Московскому княжеству. Начиная с 1302 года город управлялся московскими наместниками, а иногда выдавался в кормление пришлым князьям. В XV и XVI столетиях Переславль составлял вотчину московских князей. Переславль-Залесский сильно пострадал в годы Смутного времени. В 1708 году город был приписан к Московской губернии. С 1719 года — центр Переславской провинции Московской губернии, а с 1778 года — уездный город Владимирского наместничества, а потом и губернии. С 1929 года — центр Переславского района Ивановской промышленной области. В 1936 году Переславль-Залесский вошел в состав Ярославской области.
Древнейшая святыня Переславля-Залесского
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском был заложен князем Юрием Долгоруким в 1152 году, а в 1157 году достроен при князе Андрее Боголюбском.
Это одноглавый крестовокупольный четырехстолпный трехапсидный храм, стены которого выложены в полубутовой технике из отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м. Декор собора весьма строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал. Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры. Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 году историк и археолог Н.А. Артлебен. Во время реставрации собора в 1893-1894 годах древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 году Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения. Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Петра) сейчас находится в Историческом музее Москвы. Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX века счищены. Сейчас внутри собора белые стены. Из переславского собора происходит исключительная по своим художественным достоинствам храмовая икона «Преображение» начала XV века, приписываемая кисти Феофана Грека (ныне — в Третьяковской галерее).
При одной из реставраций Спасо-Преображенского собора на его стенах было обнаружено несколько древнерусских граффити. Среди граффити была найдена уникальная надпись-сообщение XII века об убийстве князя Андрея Боголюбского (ок. 1111 – 1174 гг.) и список имен его убийц. В XIII-XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь были захоронены князья Дмитрий Александрович (1250-1294 гг.) и Иван Дмитриевич (ок. 1268 – 1302 гг.). В год окончания Великой Отечественной войны, 2 сентября 1945 года, в соборе был создан музей Александра Невского, впоследствии закрытый. Сегодня Спасо-Преображенский собор функционирует как филиал городского музея-заповедника. В память о князе Александре Невском в Переславле-Залесском на Красной площади перед Спасо-Преображенским собором в 1958 году был установлен бронзовый бюст великого князя.
Храмы на Красной площади
В центральной части Переславля-Залесского, на Красной площади, располагается каменная церковь с престолом во имя святого благоверного князя Александра Невского. Церковь находится на месте основанного в 50-х гг. XVII века Сретенско-Владимирского женского монастыря. До XVIII в. все строения монастыря были деревянные, а затем на средства переславского купца Филиппа Фадеевича Угрюмова храмы были выстроены в камне.
Основной объем храма во имя св. Александра Невского имеет высоко поднятый свод. А фасады здания строги и практически не имеют никакого декора. На чешуйчатых луковицах установлены очень красивые высокие и резные кресты. К основному четверику примыкает приземистое трапезное помещение. Его большие прямоугольные окна наверху также украшены небольшими по размеру полукружьями. После революции храм использовался под бытовые нужды. Богослужения здесь были возобновлены в 1998 году. Рядом с храмом Александра Невского расположен храм во имя святителя Петра, митрополита Московского. В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз под 1654 годом. Церковь реставрировалась в 1880-х годах под руководством В. В. Суслова. Наружные стены к 1885 году были заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет.
В 1988 году церковь находилась в аварийном состоянии. В 1991 году церковь возвращена Русской православной церкви. В настоящее время реставрация церкви остановлена. Иногда в церкви проходят богослужения.
Успенский монастырь на «горице»
Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском был основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите (1288 – 1340 гг.).
Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности — «горице». В XV веке насельником монастыря, а впоследствии и игуменом (с 1470 до 1500 года), был Даниил Переславский (? – 1540 гг.), в 1508 году перешедший в основанный им Троицкий Данилов монастырь.
В средние века Горицкий монастырь владел многочисленными селами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие. Дальнейшая судьба Горицкого монастыря в XVI и XVII столетиях неизвестна.
В 1744 г. Горицкий Успенский монастырь был упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии. За это время на территории обители был Успенский собор (между 1753-1761 годами); колокольня с церковью Богоявления (1768-1777 гг.); была вновь построена часть ограды с башнями.
В 1788 году Переславская епархия была упразднена. Бывший монастырь перестал служить архиерейской резиденцией и начал постепенно ветшать. В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817 г.) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (1834 г.).
Древнейшими постройками монастыря, несомненно, существовавшими в XVII веке, являются двое ворот, одни из которых «Святые»; южная ограда с одной башней и церковь всех Святых, почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек.
«Святые Ворота» с церковью святителя Николы представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год постройки ворот неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.
Еще в середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.
Сегодня на территории Горицкого Успенского монастыря располагается Переславль-Залесский музей-заповедник.
Иконопись, скульптура и живопись в Переславль-Залесском музее-заповеднике
Одна из экспозиций Переславль-Залесского музея-заповедника посвящена древнерусской иконописи XV-XIX вв. Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля-Залесского и Переславского района.
В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов.
В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана IV столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: «Феодор Стратилат в житии», «Богородица Одигитрия», «О тебе радуется», «Троица Ветхозаветная», «Иоанн Златоуст», «Никола Чудотворец».
Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву.
Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом, — традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района.
Большинство из экспонатов было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. Музейная коллекция деревянной скульптуры — это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.
В экспозиции «Русская живопись XVIII-XX вв.» представлены картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского.
Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников «Мира искусства» и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина.
Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Среди таких работ полотна А.А. Осмеркина, А.А. Тутунова и других.
Никитский монастырь и переславский подвижник
Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославич (ок. 960-1015 гг.) отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису (ок. 990-1015 гг.). В 1010 году Борис и епископ Иларион основали первые церкви на Плещеевом озере. Возможно, что одна из этих церквей и стала основой будущего монастыря.
Приблизительно в XV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие преподобного Никиты Столпника, которое затем дополнялось описанием чудес, явленных святым посмертно. Из жития следует, что преподобный столпник Никита Переславский подвизался здесь в конце XII века. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Черниговский (1179-1246 гг.), сын царя Ивана Васильевича Грозного — Иван. До XVI века монастырь жил собственными трудами. Около 1515-1521 годов переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного Никиты Столпника была поставлена деревянная Никитская церковь. В 1521 году угличский князь Дмитрий Иоаннович (1481-1521 гг.) подарил монастырю село под Угличем. А в 1528 году по приказу Великого князя Московского Василия III (1479-1533 гг.) на территории обители на месте старой каменной Никитской церкви, посвященной великомученику Никите, было начато строительство каменного Никитского собора. Расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на нее обратил свое внимание Иван IV (1530-1584 ГГ.). Он готовил монастырь как запасную опричную крепость — на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надежным укреплением. Не раз он со своей семьей совершал паломничества в монастырь.
В 1560-1564 годах по приказу царя был возведен пятиглавый храм в честь преподобного Никиты Столпника. Одним из вкладов царя было огромное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна (1530/1532 – 1560 гг.) подарила храму собственноручно вышитый образ преподобного Никиты Столпника. Храм XVI века сохранился до наших дней. По велению царя на территории монастыря были воздвигнуты и другие строения — трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь во имя святого Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иван IV снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство.
Стены монастыря выдержали осаду поляков в 1609 году. А в 1611 году литовцы с паном Сапегой (1569-1611 гг.) после двухнедельной осады сожгли монастырь. В 1643-1645 годах стены и башни были возобновлены с небольшими изменениями. Тогда же была возведена сохранившаяся до наших дней Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной палатой и шатровой колокольней.
В 1702 году была построена Черниговская часовня. В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви был пристроен придел во имя святителя Николы. В XVIII веке была построена часовня над столпом преподобного Никиты и служебные корпуса. В начале XIX века вместо старинной надвратной церкви святого Архангела Михаила была выстроена высокая колокольня.
В 1918 году имущество Никитского монастыря было национализировано. Формально монастырь был ликвидирован в 1923 год, а ценные предметы были переданы музею. На территории и в строениях монастыря в разное время находились Дом отдыха для научных работников, школа, жилые квартиры, горкомхоз, женская колония. В 1933 году был сожжен иконостас Никитского собора. В 1960-1970-х годах был отреставрирован Никитский собор. Однако в 1984 году, на Ильин день, рухнула его центральная глава. В декабре 1993 года монастырь вновь был открыт. Началась масштабная реставрация зданий и обустройство территории.
Обитель, основанная преп. Димитрием Прилуцким
Никольский монастырь в Переславле-Залесском основал уроженец этой земли преподобный Димитрий Прилуцкий (начало XIV века – 1406 г.) в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святителя Николы.
Основанный преподобным Димитрием мужской монастырь приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1505 году князем Иваном III (1440 – 1505 гг.) монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель была полностью разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году в монастыре возобновилась иноческая жизнь; в 1613 году в монастырь пришел инок Дионисий; он начал возрождение монастыря. Его приемником стал игумен Варлаам.
Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне. 28-метровая шатровая колокольня (1693 г.); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772 г.); каменная ограда (1761 г.). Очень долго строился главный Никольский собор (1680-1721 годы); это был высокий пятиглавый собор, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проемы.
10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая — Всех святых в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. В 1923 году советская власть закрыла монастырь, а главный собор и колокольня были взорваны.
Долгое время в обители находилась животноводческая база. 27 декабря 1993 года Никольский женский монастырь был возобновлен. В 1996 году было воссоздано пятикупольное завершение Благовещенской церкви, а в 1999 году завершены ремонтно-реставрационные работы.
В 1999 году был заложен фундамент Никольского собора, а 12 сентября 2003 года было отслужено первое богослужение во вновь построенном соборе. В 2001 году был построен келейный корпус с архиерейскими покоями и домовой церковью в честь преподобного Сергия Радонежского. 22 мая 2004 года состоялась закладка звонницы с храмом в честь Усекновения главы святого Иоанна Предотечи.
Рядом с Никольским монастырем располагается Смоленская церковь. Она отмечает собой место Борисоглебского, что на Песках, монастыря, основанного по преданию в 1252 году и упраздненного в 1764 году. Церковь была построена на монастырские средства и на деньги благотворителей в XVII веке. В 1705 году в церковь поместили мощи переславского инока Корнилия.
Смоленская церковь — это единственное сохранившееся строение Борисоглебского Песоцкого монастыря. После закрытия обители она служила приходским храмом. После революции церковь не была закрыта и действовала вплоть до Великой Отечественной войны, а затем использовалась как склад и жилое помещение. Вплоть до середины 1970-х годов в ней проживали люди. В настоящее время в церкви по большим праздникам совершаются богослужения.
Монастырь преп. Даниила, переславского чудотворца
В 1508 году в Переславле-Залесском был основан Троицкий, впоследствии Даниилов, монастырь. Создателем обители был инок Переславского Никитского монастыря Даниил (ум. 1540 г.).
Обитель серьезно пострадала в Смутное время: «Въ Переславлѣ стояли Польскіе и Литовскіе люди, Сапѣга съ товарищи, монастырь выжгли и храмы разорили, и монастырскiя жалованныя грамоты, и вотчинныя крѣпости, изодрали», написано в грамоте царя Михаила Федоровича в Данилов монастырь от 1615 г. Значительный ущерб был нанесен и монастырским вотчинам: крестьяне убиты, дома разграблены. Обитель была заново отстроена во второй половине XVII века.
Самой первой каменной постройкой монастыря был Троицкий собор (1530 г.). Для его строительства был приглашен известный ростовский зодчий Григорий Борисов. В 1660 году к Троицкому собору над местом погребения основателя монастыря преподобного Даниила пристроили небольшой храм. И эта одноглавая церковь составила ансамбль с массивным собором. В 1689 году к Даниловскому приделу зодчие, приглашенные из Костромы, пристроили шатровую колокольню. С востока от главного собора расположена небольшая церковь Всех Святых (1687 г.).
Этот каменный храм возвели на месте самой первой деревянной церкви монастыря. Каменную церковь венчает главка на высоком барабане, украшенном рядом кокошников. Первоначально ее построили при больнице. Но больничное здание до наших дней не дошло. В юго-восточной части монастыря стоит церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1695 г). Ее отличают резные капители и наличники, декоративные «раковины» и колонки. На втором этаже этого храма расположена Трапезная палата.
В 1667-1669 годах архимандритом Даниловой обители был бывший противник церковных реформ патриарха Никона Григорий Неронов. С 1753 по 1788 год в монастыре помещалась Переславская духовная семинария; с 1788 года — Переславское духовное училище. С 1764 до 1918 год монастырь имел статус второклассного Владимирской и Суздальской епархии. В XVIII веке на монастырской территории располагалась городская духовная семинария, а позже — училище. Свято-Троицкий Данилов монастырь был закрыт в 1923 году. В годы советской власти на его территории размещалась машинно-тракторная станция, а в 1945 году — лагерь для немецких военнопленных и учебная воинская часть. Церковные богослужения были возобновлены в монастырских стенах в 1995 году.
Феодоровский монастырь
Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском был основан в 1304 году. В 1557 году царь Иван IV повелел построить в монастыре каменную церковь в честь великомученика Феодора Стратилата.
До 1667 года монастырь был мужским. Монастырь был закрыт в 1923 году. В июне 1923 года иноческая община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована.
На территории обители размещались детская колония и дом престарелых. Затем на длительный срок Федоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста. Реставрация строений монастыря началась в 1967 году. В 1998 году храмы и здания монастыря были переданы Никольскому монастырю. 19 апреля 1998 года во Введенской церкви была совершена первая литургия. 23 декабря 1999 года монастырь стал считаться приписным к Никольскому монастырю.
Храм во имя Сорока мучеников Севастийских
На берегу Плещеева озера, в устье реки Трубеж, в исторической Рыбной слободе располагается церковь во имя Сорока мучеников Севастийских.
Церковь здесь существовала уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах под 1628 годом записано: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде». В 1652 году при этой церкви была построена другая теплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи, служить в них стало невозможно, и по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а теплая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 году на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных был построен каменный храм, ныне существующий.
Чудное озеро
Излюбленным местом для отдыха туристов в Переславле-Залесском является Плещеево озеро, площадь которого составляет около 51 км², а наибольшая длина 9,5 км (от устья реки Трубеж до выхода из озера реки Вёксы).
Возраст Плещеева озера около 30 тысяч лет. Оно образовалось после отступления континентальных ледников. Это подтверждается самим положением озера на границе ледниковой морены и древних аллювиальных наносов. Древний водоём был гораздо крупнее нынешнего. Его прежние границы заметны как возвышенная кайма на восточной и южной стороне озера. Здесь расположены села Городище, Большая Брембола, Красное, Веськово и Соломидино. В конце XVII века на Плещеевом озере была построена «потешная» учебная флотилия Петра I. В начале XX века она была возрождена на несколько лет.
Биологическая продуктивность озера довольно высокая. Фауна рыб представлена 16 видами, из которых наиболее ценные в промысловом отношении: густера, лещ, налим, окунь, плотва, ряпушка, уклейка, щука. Встречаются и другие рыбы: вьюн, ёрш, карась, линь, пескарь, щиповка. На берегах озера живут птицы: лебедь, орлан-белохвост, скопа, утка, цапля, чайка. Сохранилась реликтовая популяция болотной черепахи.
Другие названия этого озера: Переславское (по названию стоящего на озерном берегу города Переславля-Залесского), Клещино, Клещеево, Плещее, Плещино, Плещеевское, Плешка, Переславльское, Переяславльское, Плещейка, Плещей. По одной из версий, название озера связано с древним городом Клещином, предшественником Переяславля-Залесского. Современное название является модификацией более старого названия, производного от Клещина. Согласно народному преданию, озеро получило свое название Плещеево от свойства выплескивать, выбрасывать все кидаемые в него вещи.
Одной из главных достопримечательностей озера является Синь-камень — трехметровый булыжник весом 12 тонн, состоящий из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Камень загадочным образом перемещается. Что только ни пытались с ним делать: и закапывали, и топили на дне озера, и увозили, но он всегда необъяснимым образом возвращался. У этой легенды существует ряд объяснений, среди них: влияние температурных колебаний, за счет которых каменистая порода расширяется и сжимается, что приводит к ее незначительному смещению, гипотеза о существовании лей-линий, нагромождение ледяных обломков на камне, которые способствуют его передвижению, ну и, конечное же, влияние потусторонних сил на Синь-камень.
Хочется отметить, что туристический сервис Переславля-Залесского находится на достойном уровне. В городе есть немало кафе, гостиниц, мест для отдыха. Единственное, что портит впечатление — это стаи бродячих собак в центре города, которые с лаем бросаются на велосипедистов и мотоциклистов.
Фотографии автора
> Одной из главных достопримечательностей озера
> является Синь-камень
Ага, а на сувенирных лотках, раскинутых рядом со всеми этими древними храмами и монастырями, торгуются вперемешку чудотворные образа святых вместе с амулетами ярил, даждьбогов и прочих спиртомыслов. Ну и частички мощей камня конечно же. Вперемешку. Лишь бы брали.
>Возраст Плещеева озера около 30 тысяч лет. Оно образовалось после отступления континентальных ледников.
Старообрядцы 7500+ лет от сотворения мира только насчитали, а тут озеру 30000 лет. Русская Вера опять публикует антихристианские фэйки.)))))))
а разве до Адама время было?
> В средние века Горицкий монастырь владел
> многочисленными селами, в числе которых
Странно, что церковники добиваются только возврата храмов и монастырей. Было бы логично требовать возврата сел, полей и крепостных конечно же)
> В средние века Горицкий монастырь владел
> многочисленными селами, в числе которых
Скольким же высокопреосвященствам хотелось бы восстановить эти старые славные времена))))
> Гостиниц в Переславле-Залесском достаточно много,
> однако цены на проживание весьма завышены даже в
> отелях на окраине города.
В Переславле в целом цены завышены, не только на гостиницы. Запчасти и стройматералы бывает выгоднее привезти из Москвы, или свайный фундамент оказывается дешевле заказать в подмосковной конторе (с учетом платы за расстояние), чем у местных фирм.