От редакции:
Сайт «Русская вера» начинает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Первый наш репортаж из старинного Юрьева-Польского.
Галерея Юрьев-Польский
Смотреть онлайн →
На фоне резкого подорожания отдыха за рубежом путешествия по России становятся все более привлекательной и популярной формой досуга среди россиян. Несмотря на всем известные «прелести» ненавязчивого отечественного сервиса, тем не менее многие выбирают отдых и путешествия по родной стране. Наибольший наплыв посетителей приходится на города «Золотого Кольца»: Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль и другие. Не остался в стороне и Юрьев-Польский. Гостиниц в Юрьеве-Польском не так много, что не удивительно для города площадью всего 10 км². Однако цены на проживание достаточно демократичные, за исключением выходных и праздничных дней.
Из Москвы с Щелковского автовокзала в Юрьев-Польский ходят автобусы каждые два часа, как прямые, так и проходящие. Если ехать на один день, то на общественном транспорте добраться до Юрьева-Польского вполне возможно, а вот выбраться из города можно только либо на ночном проходящем поезде сообщением Кинешма-Москва, либо с пересадками через г. Кольчугино и г. Александров. Юрьев-Польский — один из древнейших городов, расположенный на реке Колокша, в 68 км к северо-западу от г. Владимира и в 180 км к северо-востоку от г. Москвы. Город был основан в 1152 году. В летописях Юрьев-Польский первоначально назывался Гюргев или Гергев — по имени его основателя Юрия Долгорукого (1090-е годы — 1157 гг.). Вторая часть названия города, по мнению некоторых исследователей, образована от слова «поле», город стоит на суздальском Ополье. Вторая часть в названии возникла для уточнения местоположения Юрьева-Польского, потому что в этот период существовали города с тем же именем: до 1224 года — Юрьев (Тарту), а с 1224 — Юрьев-Повольский (Юрьевец), Юрьев в Поднепровье.
Известно, что Юрьев-Польский называли и Юрьев-Польско́й, что зафиксировано в БСЭ. Сейчас на картах и в документах город называется Юрьев-Польский. Однако от туристов и самих жителей города и Владимирской области неоднократно можно услышать наименование Юрьев-Польско́й. Город возник в районе концентрации финно-угорского племени меря, о чем нам сообщают мерянские гидронимы «Колокша» и «Гза». Юрьев-Польский как раз занимает стратегическую позицию у места слияния этих двух рек. С 1212 года Юрьев-Польский являлся центром удельного княжества, во главе которого был сын Всеволода Большое Гнездо (1154–1212 гг.) Святослав. В этот период в городской крепости был основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь. В 1216 году рядом с городом состоялась знаменитая Липицкая битва.
В 1340 году Юрьев-Польский вошел в состав великого Московского княжества. В 1552 году царь Иван IV (1530-1584 гг.) пожаловал Юрьев-Польский сыну астраханского хана Абдулле Ак-Кубекову (1533-1570 гг.), который перешел на сторону русских еще до падения Астрахани. В годы смуты Юрьев-Польский был сожжен поляками. С середины XVII века начался экономический рост города, которому способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. В XVII-XVIII веках был заново отстроен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь.
С 1708 года Юрьев-Польский находился в составе Московской губернии, а с 1796 года — в составе Владимирской губернии. В 1920 году был создан Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. До 2010 года Юрьев-Польский являлся историческим поселением, однако приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 город был лишен этого статуса.
В Юрьеве-Польском действует ткацко-отделочная фабрика «Авангард»; завод по производству электросилового оборудования «Промсвязь»; мясокомбинат и завод сухого обезжиренного молока. В Юрьев-Польском районе развивается коневодство и животноводство.
Георгиевский собор — главная святыня Юрьева-Польского
Итак, Юрьев-Польский был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким: «…в том же году князь великий Юрий Долгорукий Суздальский был под Черниговом ратью, и возвратился в Суздаль на свое великое княжение, и, придя, многие церкви создал: На Нерли — святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и в свое имя город Юрьев заложи, называемый Польский, и церковь в нем каменную святого Георгия создал…»[1] По приказу князя Юрия Долгорукого была воздвигнута крепость, обнесенная сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами.
В 1230 году Святослав, сын Всеволода III Большое Гнездо, разобрал Георгиевский собор, который значительно обветшал. На его месте четыре года спустя был построен новый. «В том же году князь Святослав разрушил в Юрьеве церковь святого Георгия каменную, потому что она обветшала и начала разрушаться. Создал же ее дед его, Юрий Владимирович; и начал Святослав новую создавать, прекрасней первой».[2]
По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью[3]. «Благоверный князь Святослав Всеволодович совершил в Юрьеве церковь святого великомученика Георгия и украсил ее более иных церквей, ибо снаружи и внутри вокруг всей церкви по камню вырезаны святые весьма чудно; она же и до сего дня стоит».[4]
Резьба покрывает Георгиевский собор сверху донизу сплошным белокаменным ковром, сложные сюжетные композиции вплетались в декоративный узор, образуя цельную скульптурную систему.
В Георгиевском соборе находится рельефная композиция Распятие с предстоящими, называемая по традиции «Святославовым крестом», в основании которой стоит камень с надписью-посвящением Святослава Всеволодовича.
Чтобы засвидетельствовать свое авторство, князь Святослав на гладко тесаном камне вырезал надпись из пяти строк, гласящую о том, что сей крест сделан князем Святославом в день памяти святого Иоанна Воинника в лето 1224.
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу Георгиевского храма был пристроен Троицкий придел. В XV веке значительная часть Георгиевского собора обрушилась. В 1471 году силами московского купца Василия Димитриевича Ермолина (ок. 1420-х гг. — между 1481 г. и 1485 г.) собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
После восстановления от собора 1230-1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс). В 1781 году к Георгиевскому собору была пристроена четырехъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который стал полноценным храмом, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм оказался застроен позднейшими пристройками. Первым на это обратил внимание историк искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков (1844-1925 гг.). Тогда было предложено освободить собор от пристроек XVIII-XIX веков. Вместо Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор, который был освящен в 1915 году, однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.
В 1923 году Георгиевский собор закрыли. В 1923-1936 годах колокольня, ризница и теплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984 гг.) и Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960 гг.). Последующие реставрации собора проводились в 1957-1960 и 1980-х годах.
Историком искусства Георгием Карловичем Вагнером (1908-1995 гг.) полностью или частично реконструированы композиции: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского».
Михайло-Архангельский монастырь
Михайло-Архангельский монастырь (Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей) располагается в самом центре Юрьева-Польского в кольце древних земляных валов XII века.
В 1228 году князь Святослав начал строительство обители во имя святого Архистратига Михаила. Постройки монастыря были деревянными. Первый Михайло-Архангельский каменный храм — двухэтажная соборная церковь с Ильинским пределом, был построен в 1560 году. Церковь неоднократно подвергалась переделкам и обновлениям.
В 1630 году в монастыре появляется новая клетская церковь, освященная в честь святого пророка Ильи. В 1625 году была построена одноглавая, двухэтажная трапезная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в нижнем этаже находились кладовые палатки. Наружный вид этой церкви представлял собой продолговатый четырехугольник — почти без всяких украшений.
К Знаменскому храму примыкает построенный в 1763 году двухэтажный Архимандритский корпус, в котором помещались настоятельские покои, братские кельи и различные хозяйственные службы.
В 1654 году в западной стене монастыря построены Святые ворота. В 1670 году над Святыми воротами Михайло-Архангельского монастыря была сооружена пятиглавая Иоанно-Богословская церковь.
Отдельно стоящая колокольня была построена в 1684 году. В 1687 году был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов. Колокол весом 60 пудов в 1685 году приложен вдовой Анфисой Печатовой в вечное поминовение мужа ее Феодора Матфиева. Колокол весом 109 пудов, куплен в Москве в 1688 году на монастырские средства.
В трапезе южной стороны Знаменской церкви в 1792 году сооружен придел во имя святого пророка Илии, перенесенный сюда из упраздненной церкви. Князь М.И. Кубенский (ум. 1548/1550 гг.) возвел вокруг монастыря каменную стену с тремя шатровыми башнями. Другая часть стены была построена в 1736 году. В этом же году на территории Михайло-Архангельского монастыря была возведена Георгиевская церковь. Церковь является образцом древних клетских храмов, в основе которых лежит архитектура русской избы. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в контрасте между приземистым широким основанием храма и сильно повышенным верхом. Храм был сооружен без применения пилы и гвоздей.
В монастыре было немало подарков от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина — село Большелучинское. В 1792 году было начато строительство Михайло-Архангельского собора. В 1804 году юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили деньги на строительство трехъярусного иконостаса для Михайло-Архангельского собора. В 1809 году юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили средства на кровлю Знаменской церкви и трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря. В 1814 году с северной стороны Знаменской церкви был пристроен придел во имя Казанской Божией Матери.
В 1817 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на золочение иконостасов церкви Знамения Божией Матери и Михайло-Архангельского собора. В 1918 году Михайло-Архангельский монастырь был закрыт. Юрьевский художественно-исторический и бытовой музей был основан в 1919 году во временном помещении (здании бывших Хлебниковых номеров, после революции занимаемом школой II ступени).
В 1922 году музей был переведен в постоянные помещения Михайло-Архангельского монастыря и открыт для обозрения. 24 ноября 1924 года Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками. Георгиевская деревянная церковь была перевезена из села Егорье в 1968 году. Монастырский комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. В Михайло-Архангельском соборе ведутся службы.
Экспозиции Юрьева-Польского историко-архитектурного и художественного музея весьма разнообразны: от войны 1812 года до истории крестьянства и земледелия Владимирского Ополья. Самой популярной среди туристов является выставка «П.И. Багратион — национальный Герой России. Владимирцы в войне 1812 года».
Особое место в музее отводится теме войны 1812 года. Эта экспозиция работает с 1982 года. Все экспонаты, документы, фотографии рассказывают о тяжелейших военных событиях пережитых нашей Родиной. Один из разделов экспозиции знакомит с известным полководцем П.И. Багратионом, имя которого тесно связано с Юрьев-Польским краем, ведь он неоднократно бывал в селе Сима, в имении друга и родственника Б.А. Голицына. Экспозиционным центром считается карета, на которой раненный П.И. Багратион был привезен в село Сима.
Интерьер гостиной поражает резной мебелью 1686 года, бронзовой люстрой с позолотой, посудой заводов Попова, Гарднера, западноевропейских заводов.
В экспозиции находится плита с первого места захоронения П.И. Багратиона, его портрет, оружие, наградная шпага «За храбрость», юбилейные медали и жетоны, выпущенные в честь 100-летнего юбилея войны, и другие любопытные экспонаты.
В экспозиции «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья» представлено множество документов, экспонатов, которые демонстрируют посетителям быт, нравы, обычаи людей, живших на Юрьевской земле много веков назад.
Здесь представлены редчайшие археологические предметы, относящиеся к IX в. единичные образцы височных подвесок, украшений в виде лошадки с гусиными лапками, ножные украшения. В одном из залов находится интересный и вместе с тем немного чудаковатый экспонат — велосипед системы «Паук» 1879 года из имения помещиков Калачевых.
Орудия труда, археологические украшения, ветряная мельница, русская печь, посуда, подлинные документы, интерьеры помещиков Калачевых — все это представляет немалый интерес.
Петропавловский монастырь
На пути к Петропавловской колокольне бывшего одноименного монастыря, рядом с улицей Красный Поселок, находится местный ничем не примечательный Дом культуры.
Петропавловский монастырь близ Юрьева-Польского существовал с XVI века как мужская обитель. Во время литовского разорения он был разрушен и сожжен. В XVII веке на месте обители за городом была построена деревянная холодная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Служба в ней совершалась только в храмовый праздник и в следующую за ним неделю; для совершения службы присылались из города, из Михайло-Архангельского монастыря, священноиноки. К 1825 году церковь обветшала и была разрушена. С 1843 по 1853 годы был выстроен холодный пятиглавый трехпрестольный храм Петра и Павла с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами по углам, с огромными высокими порталами, в византийском стиле. В 1861 году рядом с Петропавловским храмом построили теплую каменную Успенскую церковь. В мае 1898 года состоялась закладка колокольни в Петропавловском монастыре. Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в том же, что и весь монастырь, неорусском стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. В ведомости о состоянии Петропавловского монастыря за 1916 год отмечается, что «монастырь штатный, третьеклассный, основание получил в 1874 году при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви». Тогда монастырь уже значился как женский. В Петропавловском монастыре располагались три храма: холодный пятиглавый Петропавловский; теплый двухглавый Успенский с приделом во имя Рождества Христова; пятиярусная Петропавловская колокольня; Вознесенский с пределами: преподобного Сергия Радонежского и святых апостолов Петра и Павла.
Кроме храмов в монастыре был каменный двухэтажный дом для настоятельницы; двухэтажный корпус для инокинь; 28 деревянных келий; деревянная баня и три колодца. При монастыре имелась богадельня для престарелых инокинь, приют для девочек и приходская школа. 27 мая 2010 года было положено начало возрождению Петропавловского женского монастыря.
Введенский Никоновский монастырь
До основания Введенского монастыря на его месте стояла приходская деревянная Алексеевская церковь. Точная дата основания монастыря неизвестна, но деревянная церковь во имя святителя Николы Чудотворца упоминается в окладных патриарших книгах 1628 года. В 1666 году была построена первая каменная церковь монастыря во имя преподобного Никона Радонежского, так как на месте монастыря, согласно преданию, стоял дом родителей преподобного Никона. Во время пожара 1710 года погибли деревянная церковь святителя Николы и старейшая из монастырских — соборная деревянная Введения Пресвятой Богородицы. В 1763-1766 годы церковь была отстроена вновь. В 1785 году монастырь с трех сторон был обнесен каменной оградой, а с четвертой, северной стороны по какой-то причине поставили деревянный забор, замененный на каменную ограду лишь в 1856 году. В 1811-1826 годах вместо обветшавшей соборной колокольни была выстроена новая, четырехъярусная, с воротами. Монастырь, тесно зажатый между жилыми кварталами, неоднократно горел. После этого решено было упразднить монастырь, а монахинь перевести в Петропавловскую церковь. Храмы после пожара восстановили и сделали приходскими. После революции храмы Введенского Никоновского монастыря были закрыты, и в них разместился склад с мастерскими, а потом долгое время здания занимал хлебозавод. 24 декабря 2000 года монастырь был вновь открыт как мужской. На территории возрожденной обители ведутся восстановительные работы, в связи с чем подступы к обители ограничены.
Троицкий собор начала XX века
Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году. Троицкий собор был выстроен в псевдорусском стиле, украшен богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья. В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует.
Храм Рождества Христова и Борисоглебская церковь
В описи города Юрьева-Польского 1613 и 1760 гг. церковь Рождества Христова не упоминается; следовательно, основание ее можно отнести лишь к концу XVIII века. В 1792 году холодная каменная церковь была освящена в честь Рождества Христова, с приделами во имя святых чудотворцев бессребреников Козмы и Дамиана и во имя святой великомученицы Параскевы. Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Существует предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Козмы и Дамиана, и только после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова.
Христорождественская церковь представляет сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы. Четверик храма украшают ложные закомары в верхней части, а все фасады разделены небольшими лопатками на три части. И без того высокие барабаны приподняты за счет окружающих каждый барабан кокошников. Колокольня была полностью разрушена в советское время. В настоящее время Христорождественская церковь является действующей. В 1808 году была построена каменная теплая церковь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Покровский храм и церковь великомученика Никиты
Женский Покровский монастырь существовал в городе Юрьеве-Польском весьма непродолжительное время. Деревянный храм на месте обители известен с 1712 года. В 1769 году усердием прихожан была построена каменная пятиглавая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя теплыми приделами: во имя святителя Николы Чудотворца и святого пророка Илии.
Церковь сохранилась до наших дней: высокая пятиглавая с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. Церковь святого великомученика Никиты в Юрьеве-Польском была построена в 1796 году прихожанами Покровской церкви.
Никитская церковь выстроена в стиле классицизма, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Особенно хорош высокий барабан с рядом узких и высоких окон, обеспечивающих превосходное освещение храма. Барабан увенчан небольшим куполом, живописно дополняющим весь облик храма и придающим ему устремленность ввысь. В советское время Покровский и Никитский храмы еще долго оставались действующими. Но в 1941 году церкви были закрыты и в них расположилась автостанция и авторемонтная мастерская. Богослужения возобновились в Никитском храме только в 1988 году. В 1992 году был освящен полностью восстановленный Покровский храм.
В Юрьеве-Польском сохраняется типичная уездная деревянная застройка, также в городе немало старинных зданий в камне, которые нуждаются в реставрации. Например, одно из них занимает местная станция Скорой помощи.
Хочется отметить, что туристический сервис Юрьева-Польского не справляется с потоком желающих ознакомиться с древностями. Это несколько портит впечатление о городе. Например, в билетной кассе, она же сувенирная лавка Михайло-Архангельского монастыря (музей-заповедник), очень сложно купить билеты, т.к. толпа туристов атакует кассу с таким напором, что запросто может покалечить кого-то менее наглого. Здесь, конечно, сотрудникам музея-заповедника давно пора наводить порядок. Проблема в городе и с общественным питанием. Обойдя большую часть города, встретила только одно кафе, и то в нем подали непрожаренную котлету на замызганной тарелке, а если следовать указаниям Яндекс-карты, то вместо кафе вас может ждать полуразрушенное нежилое здание. Вечная проблема многих городов — это крайне редкая нумерация домов и названий улиц. Как ориентироваться туристам? Нельзя не сказать и о культурном наследии города. Развалин в Юрьеве-Польском и районе, в частности усадьба Первушиных в местечке Лучки Юрьев-Польского района, предостаточно.
Хотелось бы, чтобы общество и государство, наконец, озаботились восстановлением подобных древнерусских архитектурно-исторических комплексов не только в формате отдельно стоящих зданий музеев, но создавая насколько возможно аутентичную культурно-историческую среду, включая достойный этих древних памятников туристический и паломнический сервис.
Фотографии автора
[1] Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Книга 2 (1152–1173). Л. 55-56. https://lib.ruvera.ru/russian_history_2/index.html#54
[2] Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Русская летописная история. Книга 5 (1217–1241). Л. 274 https://lib.ruvera.ru/russian_history_5/index.html#274
[3] Тверская летопись // Полное собрание русских летописей. — Т. 15. — С. 355
[4]Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Русская летописная история. Книга 5 (1217–1241). Л. 304. https://lib.ruvera.ru/russian_history_5/index.html#304
Отрадно,что хоть где то не воняет навязанной западной цивилизацией. А кому кофа и бургеров-це Европпа вас примет.
У городка может быть только два пути. Либо развитие, и вместе с ним появление в том числе и современных «западных» элементов культуры питания. Либо исчезновение.
Потому что наши-ваши граждане, русские, неотъемлемо интегрировались в эти элементы. Не откорчевать.
ну да)))))))))))))))))))скоро чипирование)))))))))))))))))))))))))))
Было бы уместно следующий репортаж сделать из г.Городца на Волге — он ровесник и тоже основан Ю.Долгоруким. Правда, в Юрьев-Польском больше сохранилось монастырей и храмов, зато в Городце возродились общины РДЦ и поморцев, а есть ли староверы в Юрьев-Польском ничего не говориться. И еще об одной достопримечательности — совсем рядом с городом расположен известный конный завод по разведению одной из красивейших тяжеловозных пород — владимирской ( ныне небольшое частное коневодческое хозяйство ).
Был в мае в этом городе. В целом было любопытно. Юрьев-Польский показался глухим и подзапущенным. Мало где можно купить кофе и заплатить картой, с трудом нашел единственную бургерную в которой не очень аппетитно пахло жареным маслом. Ну и в целом после Переславля например этот городок больше похож на поселок, чем на райцентр.
Как хорошо, что в русском древнем городке нет бургерных и не принимают карты. За бургерами — к бургерам!
Наверное я написал не очень ясно, но кофе я в итоге нашел, и заплатил за него картой. Как нашел и бургерную, пусть и не лучшего качества. Я думаю, что если городок будет развиваться, то бургерных и кофеен в нём будет больше и больше. И странно считать, что заброшенность и дремучесть это неотъемлемый атрибут русского городка.
Старообрядцы были прогрессивны, закупали станки передовые и строили современные им производства. Сегодня бы старообрядческие промышленниеи строили здания из бетона и стекла, закупая туда современные лазерные станки. А не хлебали бы отвар борщевика из заштопанного лаптя.
токъмо портят изуродованные пластиком окна «домика напротив Михайло-Архангельского монастыря»
Хотелось бы большего внимания российских властей и бизнеса к нашей русской провинции, включая города т. н. «золотого кольца». В последние годы, даже с учетом роста курса доллара зарубежный отдых нередко оказывается дешевле и комфортнее внутрироссийского.