Недавно в МГУ прошла IV Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Во время торжественного открытия и приветственных речей ко мне подсела дама. Она была весьма общительной и посылала воздушные поцелуи коллегам. Мы разговорились. Соседка оказалась интересным человеком: кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института Русского Языка (ИРЯ РАН), Ольга Геннадиевна Ровнова рассказала мне про сотрудничество с Павлом Варуниным. Я призналась, что писала о старообрядческом лубке, в том числе и о его работах. Так неожиданно мне была подарена книга П. Варунина «Славка и страна Древлесловия. Азбука-сказка» (Тарту, 2018), где в качестве научного редактора выступает моя новая знакомая.
Несмотря на несколько мелких опечаток, Азбука-сказка производит сильное впечатление и в плане текста, и в плане иллюстраций. На 192-х страницах книга позволяет познакомиться в увлекательной форме с буквами старославянского языка. Красочные страницы пестрят изображениями букв, выполненных в разных стилях древнерусского орнамента. Похоже, художник испытывал невероятное удовольствие, «играя» орнаментальными возможностями человека, глядящего на древнерусскую книгу из XXI века. Сказка, естественно, украшена лубками Павла Варунина, в шутливой форме поясняющими значение букв. Художник, конечно, далеко не первый, кто предпринял труд по созданию Азбуки с иллюстрациями. Но я не помню, чтобы была красочная Азбука церковнославянского языка. Пожалуй, это первый подобный опыт.
Новаторство Павла Варунина в создании Азбуки не исключает влияние на автора предшественников, работавших в области книжной графики. К примеру, одним из известнейших изданий является «Азбука в картинках» Александра Бенуа, вышедшая в 1904 году. Однако Бенуа не придумывал сказку к Азбуке, а его живописные картинки иллюстрируют всего одно-два слова. Например, букву «Б» — Баба Яга, «З» — звезды. На картинке Бенуа с последней буквой изображены дамы и кавалеры, разглядывающие в подзорную трубу звездное небо. У Павла Варунина картинки плотно заняты несколькими изображениями слов, начинающимися на заданную букву. На лубке с буквой «Б» он нарисовал не только Бабу Ягу, у которой из ступы торчит балалайка, а на гвоздике в ступе висит связка баранок. Здесь и болото с торчащим из него багром, и бадья, опрокинутая на берегу болота, а рядом бобр, бьющий в барабан. После такой картинки трудно не запомнить букву «Б»! То же можно сказать и про букву «З». Картинка Павла Варунина показывает нам не только мужичка в косоворотке с подписью «звездочтец», но и звезду в облаках, зайца, присевшего у подзорной трубы и испуганно глядящего на «змия», ползущего среди «зелия». При этом картинки Варунина не смотрятся тяжелыми, перегруженными. От рисунков художника веет мягким юмором, который мне напомнил «Советскую азбуку» Владимира Маяковского: «Интеллигент не любит риска. / И красен в меру, как редиска».
\Мое поколение училось по Букварю 1971 года доктора педагогических наук Всеслава Горецкого.Отличительной чертой Букваря была его игровая форма. Это было интересное путешествие в «страну знаний», которое вместе с нами, учениками, разделили такие герои, как Буратино, Незнайка и Мурзилка. А заданиями в Букваре часто были веселые загадки и ребусы. Что-то похожее есть и в Азбуке Павла Варунина. Его сказка начинается так. Мальчик Славка, обнаружив у бабушки старую книгу в кожаном переплете и проведя рукой по красивой орнаментальной раме, вошел в книгу и стал ее главным героем. Славкиной спутницей и проводником по стране Древлесловии стала Пава — павлин, слетевший со страницы с полевым украшением, которое увенчивала величавая птица. Итак, попав в сказочную страну, Славка во время своих каникул занялся изучением старославянской азбуки. Герой попадает в разные, порой нелепые истории, что позволяет ему не только учить буквы, но и постигать своеобразный этикет Древлесловии.
Отдельно нужно сказать о лубках, перекликающихся со старинными сюжетами, знакомыми читателю и зрителю прошлых веков. Например, мальчик Славка изображен в красной рубахе, верхом на коне с вихрастой гривой и хвостом. Вверху стоит подпись: «Богатырь Славка». Как тут не вспомнить сказку о славном и непобедимом богатыре Еруслане Лазаревиче? Эта сказка вплоть до начала XIX века продавалась в многочисленных рукописных списках, а приблизительно в 1810 году впервые была напечатана на лубочной картинке.
А к букве «Ц» Варуниным дается картинка, по сюжету похожая на известный лубок «Раскольник и цирюльник». На старом лубке слева над головой «раскольника» есть такой текст: «Раскольник говорит слушай цырюльник я бороды стричь не хочу вот гледи я на тебя караул закричу». Павел Варунин рядом с «раскольником» помещает свой текст: «Ты, цирюльник босомордный, лучше руки убери, вот гляди, получишь тростью, не помогут лекари». Справа, рядом с фигурой цирюльника, текст, который чуть-чуть видоизменен в пользу современного языка: «Цирюльник захотел стричь бороду раскольнику». Подобная коннотация к слову «цирюльник» является почти исключительно достоянием старообрядческой культуры, которая, увы, знает насильное стрижение бороды во времена Петра I.
Автор книги ведет читателя от одной истории к другой, позволяя не только учить буквы, но мимоходом узнавать, что такое «устная речь», титла, буквенные значения цифр, чем и как писали, т.е. что такое пергамен, перо и т.п. Наряду с практическими знаниями, касающимися «азбучных истин», художник пытается передать читателю истины духовного мира. Так появилась картинка, разделенная на три регистра: Мир Горнесловия, Мир Простословия и Мир Злословия.
Это, по мысли Варунина, карта трёх Миров страны Древлесловии: у Мира Простословия есть пол и потолок, у Мира Горнесловия потолка нет, а в Мире Злословия нет конца пропасти. Так, любой читатель вправе решать, в какой из трех миров ему хотелось бы попасть. Ну а я хочу выразить свою искреннюю признательность Павлу Варунину, чья сказка про страну Древлесловию переносит читателя снова в детство, которое, не сомневаюсь, причастно Миру Горнесловия. Приятного чтения и… путешествия!
Мы люди не ученые, но все же: «Трvфwнъ» и «Ф(фита)еодоръ». И хорошо бы ссылку кто дал на возможность заказа книжки — младшей внучке читала бъ старшая.
у нас в деревне пишут «Ф(фита)еw(омъ)доръ», тако 2 лысому.
https://archeodox.ru/catalogue/slavka-i-strana-drevlesloviia_1005/