В предпоследнее воскресенье Рождественского поста по церковному Уставу мы чествуем память святых праотец — прародителей Христа по плоти, о которых свидетельствует св. ап. Павел, что они «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33–34).
Св. ап. Матфей, начиная свое Благовествование, приводит подробную родословную Господа Исуса, от праотца Авраама до св. пр. Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, и исчисляет ее по трем периодам: «Итак всех родов от Авраама до Давыда четырнадцать родов; и от Давыда до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, «Святой Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давыда, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, — они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос (см. Быт. 49, 10)». Так, благодаря соответствующим здесь церковным песнопениям, углубляемся мы в ветхозаветную библейскую историю, чтобы быть готовыми достойно и осмысленно встречать грядущего в мир Богомладенца, Спасителя рода человеческого.
Особое слово здесь (и свой канон) посвящается св. пророку Даниилу и трем отрокам Вавилонским, Анании, Азарии и Мисаилу (ок. 600 до Р. Х.), — одним из самых известных и почитаемых ветхозаветных святых, день памяти которых отмечаем также и 17 декабря (ст. ст.). Все они были из царского рода иудейского, и еще в совсем юном возрасте в числе и прочих знатных еврейских отроков отведены в пленение вавилонское прислуживать пред царем.
«И сказал царь (Навуходоносор) Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтоб он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя» (Дан. 1, 3–5).
Вавилонское царство было тогда богатейшим на всей земле, что располагало к роскоши и изнеженности, но св. пр. Даниил, а также святые Анания, Азария и Мисаил, не соблазнялись плотскими скоропреходящими удовольствиями и твердо соблюдали весь закон Моисеев. Так, боясь оскверниться изысканными, но запрещенными законом блюдами с царского стола, они уговорили своего приставника подавать им на трапезу лишь воду и овощи, оказавшись при этом здоровее телом и прекраснее лицом всех прочих своих сверстников. И Бог, видя их великую веру и благочестие, даровал им особую премудрость и благодать пред Вавилонскими правителями, так, что они занимали первые должности при царском дворе.
Подвиг святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила в пещи вавилонской — одна из самых чудесных и назидательных библейских историй Ветхого Завета, краткое ее описание приведем по «Закону Божьему».
Навуходоносор поставил близ Вавилона (на поле Деире) большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышат звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в разженную пещь. По данному знаку все пали на землю; только три отрока Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее обыкновенного и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что воины, бросившие их в пещь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего остудить пламя, — отроки воспели чудную песнь. Навуходоносор сидел на высоком престоле против пещи. Вдруг он смутился, встал с своего места и сказал: «не трех ли мы бросили связанными в пещь? А я вижу четырех, несвязанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к пещи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились, и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил Истиннаго Бога и под страхом смерти запретил всем своим подданным хулить имя Его [1].
В христианском богослужении воспоминанию этого события посвящены ирмосы 7-ой и 8-ой песни церковных канонов. Великим Постом, в соответствующие уставные дни, библейские песни вычитываются полностью. Так, устами трех святых отроков, которые пребывали невредимыми посреди раскаленной пламенной пещи, возносим и мы свое благодарное моление ко Господу, не оставляющему истинно верующих в Него ни в какой земной напасти.
Нигде, никогда и ни в чем не оставляет Бог твердо надеющихся на Него, верующих и уповающих от всего сердца («Цветник» священноинока Дорофея).
Слово это в точности сбылось и на праведной Сусанне, которую юный провидец Даниил, начиная свое пророческое служение народу израильскому, спас от позорной и неправедной смерти. (Подробно рассказывается об этом в книге пророчеств Даниила по Острожской Библии (Дан. гл. 13)). Отведенные в плен иудеи имели в своем управлении двух старцев, которые собирали собрания у благородного и богобоязненного мужа по имени Иоаким и разрешали таким образом спорные дела между своими соплеменниками. Жена Иоакима, праведная Сусанна, была молода и прекрасна собой, и старцы искали случая, чтобы лишний раз посмотреть на нее, и уязвлялись в сердце нечистыми помыслами, потому что и суды творили они неправедно и лицемерно и были в душе своей исполнены всякого беззакония. Сговорившись друг с другом, они искали подходящего случая, чтобы удовлетворить своему скверному пожеланию. Так, однажды им удалось выследить Сусанну, когда она за некоторой потребностью ненадолго отправила от себя служанок и осталась одна во внутренней ограде сада. Улучив подходящий момент, старцы приступили к ней с бесстыдством и с угрозой, что если она не согласится с ними, то они донесут на нее, что застали ее здесь на месте прелюбодеяния.
Сусанна в ответ глубоко вздохнула и сказала, что лучше ей пострадать от их навета, чем согрешить перед Богом. Тогда закричали нечестивые старцы, и собрались слуги, и старцы клеветали на нее, что видели ее здесь вместе с юношей. По закону Сусанну на утро должны были предать побиению камнями: народ поверил лукавым старцам. Сусанна же молилась и уповала на помощь Божию. И, когда уже подходили к месту казни, некоторый юноша, по имени Даниил, с дерзновением остановил все шествие и сказал, что хочет уточнить и выяснить что-то у старцев по отдельности. Когда развели их, он спросил у первого: под каким деревом видел он Сусанну? Тот, смутившись от страха, ответил, что под «терном». Другой же говорил, что видел под «чесминою». Так открылось беззаконие, и люди вместо Сусанны побили камнями тех коварных старцев, а пророк Даниил с той поры стал весьма почитаем среди народа.
Св. Даниил имел еще также особенное дарование к толкованию сновидений, и, по благодати Божьей, ему открывались такие тайны, каких никак не могли постичь своими чарами и гаданиями все кудесники Вавилонские.
Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон, но, когда проснулся, не мог его припомнить. Он призвал мудрецов и гадателей и велел им напомнить и объяснить ему сон. Но они не могли этого сделать и говорили: «нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов, в том числе Даниила и его друзей. Тогда Даниил попросил дать ему сроку некоторое время (два дня). После усердной молитвы Господь открыл Даниилу сон и значение его. Он пришел к царю и сказал ему: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя, и во сне ты увидел истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки — серебряные, чрево — медное, а ноги частью из железа, частью из глины. Потом от горы оторвался камень и ударил истукана в ноги и разбил его, а сам сделался великою горою и покрыл собою всю землю». Царь вспомнил, что он действительно видел такой сон. Тогда Даниил объяснил царю и значение сна. «Золотая голова, сказал он, означает твое царство. После него будут еще три царства, но уже не столь славные. Камень же означает, что после этих четырех царств Бог устроит Свое вечное царство». Царь поклонился Даниилу до земли и сказал: «Воистину, Бог ваш есть Бог богов», и поставил Даниила начальника над всей страной [2].
Подробное толкование притчи находим и в старообрядческой книге «Златоуст».
Даниил пророк рече Навуходоносору: ты царю видяше, и се тело велие, и обличие его округло. Толкование. Великое тело мир есть. Глава же его от злата чиста. Толкование. Глава есть от злата чиста, царство Вавилонское. Руце и мышцы и перси сребрени. Толкование. То есть царство Персское. Чрево и стегне медяне. Толкование. Царство Македонское. Нози же железни. Толкование. Царство Римское. И виде дондеже отторжеся от горы камень не рукама. Толкование. Камень есть Христос: а иже отторжеся от горы, с небесе на землю прииде. А иже не рукама. Толкование. Без семене воплотися от Девицы. И порази тело, и бысть в гору велию. Толкование. Мир обрати ко крещению, и вся на высоту возвед, а поганых царство истреби («Златоуст», сл. 56-е).
Святой пророк писал о таинственных судьбах мира, чему надлежало быть в последнее время перед кончиной века, когда, «по исполнении меры беззаконий», «восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8, 23). Сподобился св. Даниил видеть и Страшный Суд Господень.
Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламень огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (Дан. 7, 9–10).
Св. пророк Даниил пользовался большим уважением всех последующих царей после Навуходоносора, покоривших царство Вавилонское, но свой столь высокий сан и достоинство никогда не предпочитал он служению Истинному Богу, потому и Господь Сам чудесным образом избавлял его от всех коварных козней многочисленных врагов и завистников.
После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве.
Другие же вельможи стали завидовать Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой-либо просьбой ни к богам, ни к людям, кроме самого царя; а если кто нарушит это приказание, того бросить в ров на съедение львам. Царь согласился. Но пророк Даниил, несмотря на царское повеление, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам.
На другой же день рано утром царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Божий! Бог, которому ты служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним». Тогда царь повелел поднять Даниила изо рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их [3].
Подобным образом испытал на себе гнев язычников св. пророк и при царе Кире, когда народ потребовал его казни за сокрушение идола Вила и погибель великого вавилонского дракона. Царь опять был вынужден затворить его в ров со львами, где он пробыл в течение недели. Ангел Господень явился св. пророку Аввакуму, когда тот шел на поле, чтобы отнести обед жнецам, и восхитил его в ров к св. Даниилу, нетронутому дикими зверями, но томившемуся от сильного голода. И когда Даниил воздал благодарение Богу, св. Аввакум тотчас был перенесен ангелом на свое место. Царь же весьма возрадовался о славном спасении Даниила и приказал освободить его, врагов же его отдать на растерзание львам.
При царе Кире по ходатайству св. Даниила иудеи получили, наконец, дозволение вернуться на родину. Само же пленение Вавилонское, по предсказанию пророков, явилось для них наказанием за многочисленные грехи и богоотступничество, когда по плотскому своему мудрованию они изгоняли и избивали пророков и не желали отступать от беззаконных дел.
Это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня. Которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Исаия, 30, 9–10).
Так же говорил и св. пророк Иеремия, предупреждая о скором нашествии царя Навуходоносора:
Вот, слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им (Иер. 6, 10).
Были в Иудее и лживые предсказатели, которые обещали Иудее долгий мир и благоденствие, и люди охотно слушали эти речи, потому что они льстили их развращенным сердцам и не призывали к покаянию и духовному пробуждению. Св. Иеремия, напротив, не переставал скорбеть и сетовать о грядущем разорении Иерусалима: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет (Иер. 6, 14). Но ему не верили и даже заключали в темницу до тех пор, пока Иерусалим не был захвачен и разрушен неприятелем. И тогда «заколол царь Вавилонский сыновей Седекии (царя Иудейского) в Ривле пред его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза, и заковал его в оковы, чтоб отвести его в Вавилон. Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили» (Иер. 39, 6-8).
Но такое жестокое испытание послужило народу иудейскому на пользу: многие обратились к Истинному Богу с надеждой умилостивить Его и умолить дозволить вернуться им на родину. И Господь и на этот раз внял усердному их прошению, ибо кающиеся грешники никогда не остаются неуслышанными.
Иудеи были в плену семьдесят лет. Царь персидский Кир позволил им возвратиться из Вавилона на родину и построить город и храм. Он даже отдал иудеям все сосуды, которые были взяты Навуходоносором при разрушении храма Соломонова. Новый храм был меньше и беднее храма Соломонова, но пророк Аггей предсказал, что слава его будет больше, нежели слава прежнего храма, потому что в этот храм придет Спаситель мира. При постройке храма иудеи терпели много препятствий со стороны самарян, но пророки Аггей и Захария ободряли их, и пророк Захария предсказал о торжественном входе Христа во Иеросалим (9 гл., 9 ст.). При священнике Ездре, напомнившем евреям закон, пророк Малахия предсказал о пришествии предотечи Спасителя — Иоанне Крестителе (3 гл. 1 ст.) [4].
По церковному преданию, св. пророк Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирила Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
Рукописаннаго образа не почетше, но не описанным существом вооружившееся треблаженнии. В тузе суще огне ней прославистеся. Посреде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори щедрыи, и потщися яко милостив на помощь нашу, яко можеши хотяи (Кондак канона в неделю св. праотец, св. отец и на память св. пр. Даниила и триех отрок, Анании, Азарии и Мисаила).
[1]. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
[2]. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
[3]. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
[4]. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
Комментариев пока нет