Земной путь старообрядческого священноиерея Федора Евгеньевича Торлина пришелся на годы гонений. Но, несмотря на столь тяжелые времена, жизнь священника стала образцом служения Богу и ближним.
Сын известного архитектора
Отец будущего старообрядческого священника о. Федора Торлина — Евгений Кириллович родился в 1862 году. Получил среднее образование в г. Киеве. В 1893 году окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По отбытии воинской повинности (1888 год) Евгений Торлин был назначен городским архитектором в г. Гомеле. Евгений Кириллович Торлин являлся автором множества городских построек, среди которых: пристань на реке Сож, Гостиный двор, здания для городских учреждений, а также трехэтажное здание женской гимназии в г. Новозыбкове. Евгений Кириллович был женат на Анне Гавриловне.
15 апреля 1894 года в Гомеле, в семье Евгения и Анны Торлиных, родился сын Федор. День своего Ангела Федор отмечал 22 апреля (5 мая, в день памяти святого преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского, 613 г.). Вскоре после рождения сына Торлины переехали в г. Киев, где в период 1910-1912 гг. Федор учился в гимназии.
Кроме сына Федора, в семье Евгения Кирилловича и Анны Гавриловны был сын Николай и две дочери, Зинаида и Александра. 14 июня 1921 года Федор Торлин окончил Киевскую государственную медицинскую академию и стал врачом-терапевтом. Федор Евгеньевич Торлин был женат на Олимпиаде Тимофеевне Кушнеревой, 1900 года рождения, уроженке села Добрянка Черниговской области (ныне пгт. Добрянка Репкинского района Черниговской области Украины).
Добрянка была основана русскими старообрядцами в 1706 г. на землях Черниговского Троицко-Ильинского монастыря. Как и другие слободы Стародубья, Добрянка активно заселялась на протяжении XVIII-XIX веков преимущественно старообрядцами из различных мест Центральной России и Польши (фактически — Белоруссии). В XIX веке в Добрянке было 8 церквей, в том числе и старообрядческая во имя святого великомученика Димитрия Солунского, освященная в 1790 году.
Олимпиада Тимофеевна всегда поддерживала Федора Евгеньевича и была ему верной помощницей, стойко выносила и болезни, и страдания. Именно в это время начались и достаточно активно набирали силу гонения на верующих. Некоторые в эти тяжкие годы отходили от веры и даже отрекались от Бога.
Служение милосердия
В 1924 году Федор Торлин был рукоположен во священника епископом Рафаилом (Воропаевым) Харьковским и Киевским на приход Вознесенского храма киевской старообрядческой общины (по собственному признанию, «приступил к самостоятельной обязанности священника в Вознесенском храме 23 июня 1925 года, а до того времени служил совместно и под руководством о. Иоанна Расцветаева в Успенском храме» в Киеве).
О. Федор и м. Олимпиада имели троих детей, но один ребенок умер, и, оставшись с Борисом (1924 года рождения) и Ларисой (1927 года рождения), они взяли на воспитание маленькую девочку Анну, которая умерла в возрасте 8 лет.
Однажды, придя в храм, сотрудники карательных органов забрали о. Феодора и заключили в знаменитую Лукьяновскую тюрьму г. Киева, где он, как и многие другие, находился, так и не зная причины ареста. Впрочем, причина-то была: о. Феодор был верным сыном Святой Церкви. Матушка Олимпиада, взяв детей, пошла в НКВД, пошла, дабы не оставить своего мужа в горе. В НКВД матушку Олимпиаду страшно избили и выкинули прямо на улицу… Какие-то люди проезжали мимо и, подняв матушку, на какой-то грузовой машине отвезли её в больницу, где её спасли…
Сперва о. Федору грозили расстрелом, а затем выслали из Киева. В 1930 году, забрав семью, священник переехал в с. Добрянка Черниговской области, на малую родину матушки Олимпиады.
В годы гонений в Киеве были закрыты оба старообрядческих храма, причем Успенская церковь была закрыта навсегда и не возвращена местным староверам впоследствии. Но и в Добрянке власти преследовали священника, требовали отречения от священного сана. В 1932 году о. Федор был арестован и приговорен к трем годам заключения.
Освободившись в 1932 году, из-за запрета проживать и священнодействовать в Киеве, священник вместе с семьей переехал в Новозыбков. Но и здесь он находил возможность помогать другим: передавал деньги в один из старообрядческих монастырей, очень любил опекать бедных, несчастных, старался помогать во всем.
Уже проживая в Новозыбкове, на улице Первомайской, 52, о. Федор однажды пришел домой без рубашки. Говорит своей жене: «Был у Ивана Васильевича, он болен, я его в свою рубашку переодел и под подушечку денежку положил».
Любопытным документом является характеристика на о. Федора Торлина, выданная в Райздравотделе:
«За кратковременное пребывание товарища Торлина на должности врача амбулатории № 3 (фабричной) он проявил себя по отношению к рабочим фабрики во время медицинского приема в амбулатории вполне честно, работая по-стахановски и добросовестно, применяя чисто пролетарский подход. Обращение у него к больным всегда простое и спокойное, очень вежливое. К служебным обязанностям относится очень серьезно, твердо знает свою работу и очень интересуется ею. Как хозяйственник товарищ Торлин образцовый. Мнение всех рабочих фабрики, которые у него лечились, отмечается вполне ценное, то есть заслуживает внимания об оставлении его товарища Торлина в нашей амбулатории на постоянной работе. Он проявил себя всесторонне с полезной стороны для рабочих и советской медицины. 27.2. 1936 г. Рабочие: П. Трудаев (стахановец), Солоненко, Лебедев, Еловская (стахановка)».
Гибель о. Федора Торлина
В середине декабря 1937 года о. Федору Торлину приказали явиться в местное отделение НКВД. 16 декабря 1937 года о. Феодор был арестован. «Работая врачом, собирал нелегальные сборища попов», — гласило обвинительное заключение. Решением Тройки УНКВД СССР по Орловской области от 27 декабря 1937 года осужден по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу.
24 января 1938 года священноиерея Федора Торлина увезли в г. Клинцы, где в районе Зубовского кладбища он окончил свое земное житие. Согласно словам очевидцев, еще долгое время местные жители приходили к месту массового расстрела и оставляли цветы и тайно устраивали захоронения.
23 сентября 1955 г. решением Брянского областного суда о. Федор Торлин был реабилитирован посмертно «за недоказанностью состава преступления».
Послесловие
Супруга о. Федора Торлина — Олимпиада умерла в возрасте 47 лет. Сын Борис в годы Великой Отечественной войны ушел на фронт, был награжден орденами. Имел двоих дочерей. Дочь Лариса уехала на малую родину — в Киев, где являлась клирошанкой старообрядческого храма. Родила дочь. Лариса Торлина умерла в возрасте 87 лет.
Деятельность Вознесенского храма (после закрытия Успенского он получил это имя) была возобновлена в 30-е годы XX в. Туда был перевезен иконостас и церковная утварь Успенского храма.
Автор: Нина Борисовна Торлина
Комментариев пока нет