«И нечестивые к тебе обратятся», — писал псалмопевец, прозорливо понимая, что даже самые отъявленные грешники, а на мирском языке — преступники, рано или поздно начнут осознавать и неправоту свою, и ошибки, и то, сколько бед и горя они причинили на воле, до своего ареста и осуждения. Со времен распинаемого Христа, вынужденными соседями которого были два разбойника, мало что изменилось: одни продолжают пребывать в гордыне — но о них мы мало что знаем, а вот другие приходят к раскаянию. К счастью, не поздно — их физическая жизнь не окончена, поэтому шанс на пощаду от Господа Бога остается и у них. Впрочем, все ли раскаиваются, не создают ли видимость того, надеясь на психологическую поддержку, а временами и на материальную помощь? Остается лишь надеяться, что нет.
За одиннадцать лет издания уральской старообрядческой газеты «Община» «писем с зоны» было немало: писали отовсюду, но особо активно из Мордовии и Оренбургской области. Писали просто так — пообщаться, писали покаянные письма, писали с просьбами, которые подчас безмерно удивляли своей чрезмерной «скромностью» в прошениях и не умещались даже на одном листе. И почти все просили придать их письма огласке — возможно, именно это говорило о том, что люди действительно чистосердечно раскаиваются, надеются на прощение, на понимание и на поддержку.
Арестанты пишут много и часто. А если не получают ответов, удивляются: «Сбываются слова Господа в том, что ожесточатся сердца христиан: никто так и не решился откликнуться на мое письмо в газете…».
«Надо отвечать, если обращаются», — ответил на мой вопрос о том, как поступать, когда редакционную почту газеты буквально заваливают рукописными письмами из тюрем и колоний, высокопреосвященнейший Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Я и отвечал, приобщив к этому делу и отца духовного, уральского протоиерея Иоанна Устинова.
Система почтовой переписки в исправительных колониях устроена так, что, стоит ответить одному, как отправителю начинают писать всем отрядом, передавая друг другу свой «успех» от начавшейся переписки. В разное время из одного и того же отряда (только из разных камер) писали одновременно по семь-десять человек, каждый отправлял свое письмо, озвучивал свои просьбы, рассказывал о себе, что мог и хотел. Приведу лишь самые заметные письма — те, которые чем-то неуловимым зацепили. Впрочем, судите сами…
«Не дайте мне погибнуть…»
«Здравствуйте! — пишет Виктор К. — Мира желаю Вам, мира Божия, превосходящего всякое разумение и соединяющего человека с Богом. Это мое второе письмо к Вам. В первом аз просил о крещении, исповеди и Причащении, но, оказывается, для того, чтобы иметь свидание со священником РПсЦ, мне нужно записать его в мое личное дело, и поэтому обращаюсь к Вам! Поговорите, Христа ради, со знакомыми Вам священниками, может кто-нибудь из них согласится окормлять мя грешного, не дайте мне погибнуть, Христа ради, призрите на мя и помогите мне в моих духовных нуждах, сообщите мне данные батюшки, который согласится меня окормлять, чтобы я мог записать в мое личное дело и тогда два раза в год я смогу исповедоваться и причащаться Крови и Тела Христовых, больше не получится, так как нам положено в год всего два краткосрочных свидания, сейчас это единственный способ иметь общение с истинно-православным священником и иметь доступ к церковным таинствам. Господствующую Церковь истинной я не считаю, ибо не может быть истины там, где вера основана на лжи, подлогах, фальсификации исторических фактов и клевете.
Аз не желаю следовать за слепыми вождями слепых, а иерархи РПЦ МП слепы, ибо если бы они были зрячи, то давно бы вернулись к истокам Православия и отринули бы от себя никонианскую ересь. Прошу Вас, напечатайте в газете «Община» мое объявление, может кто-либо из братьев и сестер согласится общаться со мной и помогать мне в моих нуждах?
Братья и сестры, люди добрые, призрите кто-либо на мя грешного и окаянного раба Божия Кривомазова Виктора Владимировича 12.12.1958 года рождения. Вот уже 24 года и четыре месяца нахожусь в узах на пожизненном лишении свободы. За это время потерял всех своих родных и близких, по состоянию здоровья не работаю, не имею средств на приобретение товаров первой необходимости и других нужных мне товаров, а также мне не от кого получать посылку, которую мне положено всего одну в год.
Братья и сестры, люди добрые, если кто согласится и сможет поддерживать меня морально (общение) и материально, то обязательно сообщите мне об этом и не высылайте мне посылку без моего письма с просьбой ее выслать, иначе она может вернуться назад, даже если придет на неделю или на пять дней раньше положенного срока. Без ограничения нам можно получать только простые и заказные письма весом до 100 грамм.
Братья и сестры, люди добрые, умоляю Вас, не оставьте меня, Христа ради, без общения и без помощи. Храни Вас всех Бог и Пресвятая Богородица. Желаю всем: молитвами Пресвятой Богородицы, да пошлет вам Бог силы, здравие, благоденствие во все дни жизни вашей, терпения вам, кротости воздержания и любови Божией и всей жизни, и в жизни вечной!».
«Рад ответить, а то одиноко»
«Мир вам и вашему дому, — обращается Николай П., чье письмо предельно краткое. — Меня звать Николай, мне 33 года. Я отбываю срок наказания в колонии особого режима. Читаю вашу газету — в последнее время попадается часто в нашей библиотеке. Нуждаюсь в помощи.
У нас разрешены деревянные нательные крестики — если у вас есть, пришлите, пожалуйста. Если кто захочет общение — рад ответить, а то одиноко… Попов Николай Николаевич».
«Никон был не лучше римской инквизиции»
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь! — обращается к читателям в своем письме Владимир Л. — Доброго вам здоровья. Простите, ради Господа нашего Исуса Христа, если что-то напишу не так. Дорогие братья и сестры, староверы! Пишет вам Владимир из города Соль-Илецка, пожизненное заключение (разбой, убийство). Прости, Господи! Мне попалась Ваша газета «Община» за март и май этого года.
Честно, мне очень она понравилась. Статьи и фотографии и приложение «На горах». Спаси вас Христос за такое доброе и нужное дело. Ведь 90 процентов христиан РПЦ МП не знают о Старой Вере правды! Либо в искаженном виде подлогами и кощунственными извращениями. Я сам был слеп и наивен, пока мне по Божьему попущению неожиданно не попалась книга уважаемого мною Ф.Е. Мельникова «Краткая история РПсЦ».
Вы не поверите, у меня щемило в груди от переживаний из-за истинно-верующих христиан Старой Веры. Как их гнобили, мучили, притесняли представители господствующей церкви. Никон был не лучше римской инквизиции. Очень жалко, что большинство из страха пошли за никоновскими реформами. Но, слава Богу, остались сильные. Потом я еще прочитал книг пять из его сочинений. Мельников — уникальный был человек. Сейчас читаю житие святого Аввакума и думаю: вот были подвижники пламенные! А мы, нынешние люди, какие-то все мягкие, куда поведут — туда и идём. Я только сейчас стал видеть, насколько глубоко РПЦ МП стала похожа на латинскую ересь. А последняя капля — встреча Кирилла с папой на Кубе и экуменические лобзания. И многое другое. Я ведь не просто так взял и поменял свое мнение. Я испытывал, исследовал, молил Господа! И он не оставил грешника, хоть я и убийца. Простите.
Я написал в Оренбург в старообрядческую церковь и мне ответил отец Владимир Гошкодеря. Дай Бог ему здоровья! И если Господу Богу будет угодно, то через отрицание ереси и святое помазание миром я войду в общину Русской Православной старообрядческой Церкви. Молитесь за меня. Братья и сестры, если будет возможность, высылайте мне хотя бы старые номера газеты «Община». А может кто-то захочет и написать мне. Простите, с добром к вам».
«Родные знали меня жестоким грешником»
«Возлюбленные Богом, дорогие мои братья и сестры! — пишет Сергей Ч. — Мир вам от Бога Отца, здоровье от Господа нашего Иисуса Христа, Святого покровительство матери Божией, защиты Святого ангела хранителя, молитвы святых, Желаю вам! Пишу вам в надежде на ваше понимание и снисхождение ко мне, грешному…
Дорогие христиане! Мне уже 50 лет, из которых 30 лет тюрьмы, семь лет детдом, с 16 лет тюрьма. А вот сейчас тюрьмища, причем до конца земного существования. Пожизненное лишение свободы я получил за то, что пролил кровь себе подобных бандитов. После ряда смертельных заболеваний в камере смертников мне протянул руку Спаситель — меня крестил священник. Здесь я служу Богу тем, что посильно помогаю больным. Тех, кто умирает, я, по благословению батюшки, отпеваю.
С 2002 года я прочитал много духовной литературы и задаюсь вопросом: изначально от Апостолов были вы, почему же произошло разделение, если Бог избрал вас, значит спасение только с вами?!
Если Богу будет угодно, помогите мне спасти свою душу! Заранее вам благодарен, С любовью к вам, раб Божий Сергий.
…
Богу было угодно, и я получил от Вас душеспасительную литературу и не менее душеспасительное письмо. Это говорит о том, что Господь направляет мой путь к той Церкви, в которой я могу спастись. Теперь все зависит от меня, насильно Господь не будет заставлять, право выбора за мной. Я выбираю жизнь. Я не хочу жить, чтобы умереть. Но я хочу умереть, чтобы жить. Это мой афоризм, пришедший в молитвенном экстазе, и я умоляю вас не оставлять меня.
Мой отец Авхат — выходец из Казани, татарин, мама с Западной Украины, Аполлинария. Их ГУЛАГ сослал в Сибирь под город Тобольск, в Уват. Затем на барже вниз по Иртышу и Оби. Папа пилил лес, мама рожала нас, балбесов. Первенец Галина умерла, остались брат Аркадий 1960 года рождения, Надежда 1961 года рождения, я, раб Божий Сергей, 1966 года рождения, Владимир, 1968 года рождения, Анатолий, 1969 года рождения, Аленушка 1974 года рождения. Прошу вас, помолитесь о нас. И о родителях за упокой. Папа оскорблял Бога, Матерь его и 16 января 1982 года так и умер от рака кишечника. А мама еще раньше от водянки, в 1974 году.
Нас развезли по разным детдомам, в семь лет я стал познавать грехи, в 15 лет меня посадили в колонию на полтора года за воровство тарелки супа из столовой интерната, где я учился. С 1982 года по 1999 год я сидел в тюрьме, совершал дополнительные преступления, дошел до особого режима. Восьмого мая 1999 года меня освободили, признав, что я сижу два года лишних. Освободившись, уехал в Москву, вступил в ЛДПР, устроился на работу — стал работать на мостовом крану.
Потянуло в Тюмень к братьям, влился в банду к младшему брату Анатолию. 24 мая 2000 года сыграл свадьбу с уже замужней женщиной, а через неделю в обоюдной драке на ножах убил себе подобных бандитов. А еще через месяц, выйдя из автомашины, увидел, как торговец из Азербайджана оскорбляет старую женщину. Я заступился за нее. Мы пошли с братом домой, трое торговцев догнали нас на автомобиле, схватили меня. Я дал команду старшему брату стрелять на опережение. Один умер, второй выжил. Дали показания против меня, и меня приговорили к высшей мере.
В тюрьме я стал пьянствовать, употреблять наркотик, заниматься блудом с женщинами, через пять месяцев заболел СПИДом, и пошли болезни — гепатит, анемия, непроходимость пищи, туберкулез.
В 2001 году как-то было видение: я лежу на верхнем ярусе кровати, вдруг меня кто-то ударяет по лицу. Открываю глаза и вижу мужчину. Он мне говорит: «Посмотри, что ты сделал с братьями и женой! За это ты умрешь через два дня!» Я ему отвечаю, что, если умру, то с именем Исуса на устах! Хотя в то время я не верил в Бога. Оказалось, это было видение. Вскоре после этого тюремный священник покрестил меня в тазу, обдав святой водой. Только здесь я стал узнавать Бога, трижды я умирал, и до того боялся грех, что во сне скатывался с одра и слышал голос. Теперь хоть и молюсь, но не чувствую вкус молитвы, не слышу голоса Бога. Помолитесь обо мне.
О старообрядцах я узнал, когда в камеру посадили православного. Он читает Библию, но правда, как он молится, я не видел. Я спросил вслух: где есть Истинная Церковь. Он говорит: «У меня есть адрес». Вот я и написал вам.
Давным-давно написал я ответ на Ваше письмо, а обратного так и не получил, царапал свою лысину, думаю: дошло ли мое письмо до вас? Сейчас граждане, работающие на почтах, трудятся, спустя рукава. Письма-то кроме нашего учреждения, видимо, никто больше не пишет. Все больше телефоны да планшеты. Это только у нас все строго, ближе к мезозойскому периоду. Хотя и это здорово: не дышим табаком, не употребляем спиртное и от женщин нас воротит. Все больше думаем о спасении душ. А как ее спасти, если письма к вам не доходят? Стараемся наставлять друг-друга, но разве может слепой вести слепого?
Надеялся на публикацию моего письма, но, видимо, Богу не угодно было, чтобы мне кто-то ответил. Буду молиться, чтобы Бог растопил ваши сердца и благословил помочь мне спасти душу. Помогите мне, пожалуйста. Может хоть я помогу спастись своим родным, ведь они до сих пор являются бандитами, и мне не верят, что я оставил грех. Увы, они знали меня жестоким грешником!».
Ему хотелось помочь…
Долгой, более года, была моя переписка с Борисом Малютиным. Из его писем было понятно, что ему 34 года, сидел он в колонии поселка Сосновка в Мордовии. Его просьбы касались только духовных аспектов: просил литературу, молитвослов, нательный крест. И сообщал, мол сидеть осталось недолго, грех воровства осознал и, вернувшись на родину, мечтал начать новую жизнь. Ему хотелось помочь — его послания были не «рваными»: рассказывал, как пришел к Богу, как узнал о старообрядцах и проникся их непреклонностью и крепостью веры. Отец Иоанн отправил ему все, что нужно новоначальному для знакомства с дораскольным православием и «домашней» молитвы.
И если многие другие сидельцы после этого начинали просить каких-то материальных вещей, то Борис даже не намекал на это. Напротив, благодарил за внимание к себе, надеялся поскорее выйти и найти ближайший приход. Мы направили его к ижевскому протопопу Дмитрию Шмакову — ближайшему к нему, исходя из географического положения. Борис Борисович писал до последнего, почти до времени своего выхода из заключения. В последнем по времени письме он сообщал — мол, осталось что-то около месяца и все мысли его были уже на воле. Напоследок отметил, что старообрядчеством, благодаря его рассказам, заинтересовались два его товарища по несчастью и, чтобы после его выхода на свободу они не остались без Бога, просил прислать каждому из них по нательному кресту. Мы выполнили в надежде, что это и впрямь зацепит этих прозревающих за решеткой котят. А вот о Борисе с тех пор вестей не было. Хотелось бы думать, что он добрался до Ижевска, что нашел храм РПсЦ, что принял крещение…
Судьбы, имена, биографии, признания, шокирующие рассказы. Всего этого было не счесть. И сейчас, когда Вы читаете эти строки, кто-то пишет, в надежде, что его или их горем проникнутся. Они писали бы любому из Вас — особенно те, кому уже нечего терять. Да и ждать-то тоже. И в этом своем состоянии отчаяния и чаяния они становятся, быть может, немного чище перед Богом. Они написали бы и Вам, но под рукой у них — конечно, случайно, конечно, чудом лишь старообрядческая газета. А может и не случайно, а по Его Святому повелению. Хотя, конечно, все проще: наши читатели, справедливо не желая выбрасывать ее, передают или пересылают туда, где, как им кажется, она способна принести пользу.
Вот уж действительно: нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…
Фото автора
Комментариев пока нет