Издревле в разных странах христианского мира имеются свои особенные праздники, памятные даты, связанные с историческими событиями или чтимыми святынями. Так, в Греции особенно почитается день памяти великомученика Димитрия Солунского. На острове Кипр сложилась традиция торжественно отмечать праздник Воздвижения Креста Господня. В Португалии широко отмечается Праздник Тела и Крови Христовых. Во Франции день Успения Пресвятой Богородицы, среди прочих религиозных праздников, является одним из самых почитаемых. Торжественней его отмечается лишь Рожество.
Существовали подобные обычаи и на Святой Руси. До церковного раскола особенно почитаемым праздником был день перенесения мощей первых русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба. В этот день звонили в колокола и шли крестные ходы по всей Руси. В Костромской губернии нарочитым праздником считался и сохраняется поныне день обретения Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Свои особо почитаемые праздники есть и у православных-старообрядцев. С конца XVII века особенно торжественно староверы отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Интересно, что этот праздник, почитаемый и в Русской Православной Церкви, совсем не известен в Греции, считающейся его прародиной. Неизвестен Покров и в других странах.
Большую известность в последние годы в старообрядческой Церкви приобрел Великорецкий крестный ход, который приурочен к празднику рождества Николы Чудотворца (29 июля/11 августа) и проходит ежегодно 9-13 августа. Этот крестный ход имеет древнее происхождение и стал широко известен в XVII веке.
Есть особый праздник и у московских старообрядцев — воскресный день или, как принято говорить согласно церковному уставу, «неделя» святых Жен-Мироносиц. Широкое празднование дня свв. Жен-Мироносиц на Рогожском связано с другой памятной датой — открытием в 1905 году запечатанных на 50 лет алтарей храмов Рогожского кладбища. 16 апреля император Николай II отправил московскому генерал-губернатору телеграмму, в которой приказал немедленно распечатать алтари и разрешить богослужения во всех храмах духовного центра древлеправославной Церкви:
Повелеваю в сегодняшний день наступающего светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью престолу.
Широкое празднование недели свв. Жен-Мироносиц в Рогожской слободе начинается в середине XX века. В первое время в эти дни в Москву приезжали христиане-старообрядцы в основном из районов центральной России. Однако с каждым годом здесь всё больше появлялось молодёжи, гостей из разных регионов, сперва СССР, а потом и Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 2018 году торжества на Рогожском также приобрели особый размах, и это благодаря сложившемуся плодотворному и деятельному сотрудничеству старообрядческой Митрополии и Правительства Москвы.
Нынешние праздничные мероприятия, посвященные распечатанию алтарей Рогожских храмов, помимо традиционного вечера песнопений, включили в себя ярмарку народных промыслов. Также в Новых Палатах (Доме причта) открылась выставка заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Олега Молчанова и прошла лекция, посвященная современному состоянию христианства в Пакистане, развитию пакистанской старообрядческой общины. Эти мероприятия привлекли внимание многочисленных гостей, приехавших на праздник.
Торжественное богослужение
22 апреля 2018 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, прошли основные торжества, посвященные Неделе свв. Жен-Мироносиц.
В этом году в мероприятиях праздника свв. Жен-Мироносиц приняли участие не только старообрядцы из Москвы и Московской области, но и многочисленные паломники практически изо всех уголков России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Богослужение возглавил Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов). За божественной литургией владыке сослужили епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин), епископ Казанско-Вятский Евфимий (Дубинов), епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов), епископ Казахстанский Сава (Чаловский), епископ Томский Григорий (Коробейников), двадцать два священника и двенадцать диаконов.
Понаблюдать за традиционным торжественным старообрядческим крестным ходом прибыли представители иных конфессий, многочисленные журналисты, жители и гости г. Москвы.
Крестный ход проходил вокруг Покровского и Рождественского соборов и храма-колокольни во имя Воскресения Христова. Согласно установленному порядку, во время крестного хода впереди несут три фонаря с горящими свечами, за ними — запрестольный Крест и иконы, казаки несут старинные хоругви.
Затем настоятель Покровского собора протоиерей Виктор Жельцов несет Евангелие, за ним идут остальные священники по старшинству поставления, от младшего к старшему, потом епископы и митрополит. За ними следуют свещеносцы, певцы и все молящиеся.
По окончании богослужения священство и гости проследовали в Дом причта на праздничную трапезу, которая располагалась на двух этажах.
Рогожская ярмарка
В этот же день, 22 апреля, на территории Рогожской слободы на площади около 2.000 кв.м. действовала ярмарка народных промыслов старообрядческих приходов России, на которой было представлено традиционно широкое разнообразие товаров: книги, иконы, церковная утварь, церковная одежда, народный костюм, изделия из льна, оренбургские пуховые платки, плетёные корзины и деревянные бочки, расписная деревянная игрушка, различные напитки, приготовленные по старинным рецептам, и многое другое.
Представители СМИ, гости праздника могли не только приобрести товары народных промыслов, но и запросто поговорить с продавцами о происхождении того или иного предмета, традициях его изготовления, бытовании и использовании в древней Руси и в наши дни.
В этом году широкое участие в работе ярмарки приняли старообрядцы других согласий. В частности, несколько торговых мест заняли безпоповцы — чада Древлеправославной Поморской Церкви. На ярмарке присутствовали председатель Новгородской общины ДПЦ, член Российского Совета ДПЦ Алексей Безгодов; председатель Самарской общины ДПЦ Павел Половинкин; исполняющий обязанности наставника Крестецкой общины ДПЦ (Новгородская область) Алексей Деликатный.
Также на территории Рогожской слободы действовали площадки с подвижными играми, на которых опытные инструктора обучали всех желающих, главным образом детей и подростков, основам стрельбы из лука и фехтования на старинных мечах.
Старообрядчество в Пакистане
В 17.00 в Новых Палатах состоялась встреча с руководителем Просветительского отдела Митрополии иереем Михаилом Родиным (г. Балаково) и иереем Кирилом Шахзадом (Пакистан). Темой встречи стал рассказ о жизни старообрядческой общины в Пакистане.
Иерей Михаил рассказал о посещении делегацией московской Митрополии христианской старообрядческой общины, находящейся в столице страны — городе Исламабаде, и отметил, что, несмотря на молодой возраст пакистанской общины, она довольно многочисленная. Настоятель пакистанской общины иерей Кирил Шахзад рассказал историю своего священнического служения, которое он начал в Руссой Православной Церкви За границей, и своем пути к старообрядчеству. Он сказал, что не случайно присоединился к старообрядческой Церкви, потому что этому предшествовало глубокое изучение вопроса. Его прихожане с радостью откликнулись на предложение присоединиться к Русской Православной старообрядческой Церкви. О. Михаил призвал христиан России оказать посильную помощь в становлении старообрядческой общины Пакистана, поскольку в этой стране невозможно приобрести ни икон, ни свечей, ни иной церковной утвари.
Вечер духовных песнопений
Вечером в Христорождественском храме состоялся ставший уже традиционным 13-й вечер древнерусского знаменного пения. На вечере присутствовали многочисленные зрители, включая студентов средних специальных и высших учебных заведений по предметам культуры, знатоки знаменного пения из числа ученых, представители старообрядных приходов Русской Православной Церкви.
Во время вечера, продолжавшегося более трех часов, прозвучали богослужебные песнопения в исполнении 12-ти старообрядческих хоровых коллективов разных епархий и приходов, среди которых: хор Покровской общины г. Ржева (мужская группа хора, руководитель: чтец Илья Гладышев; женская группа хора, руководитель: Валентина Чунина; детская группа хора, руководитель: Екатерина Чунина; сводный хор, руководитель: протодиакон Иоанн Чунин), хор Кишиневской епархии (руководитель хора: чтец Георгий Панко), хор Лиговской общины храма во имя Святой и Живоначальной Троицы города Санкт-Петербурга (руководитель хора: чтец Дионисий Синельников; женская группа хора, руководители: Валентина Давыдова, Анна Карванен; детская группа хора, руководители: Татьяна Душкевич, Марина Карванен), хор Московского старообрядческого Духовного училища (руководители: мужской и сводный хор — чтец Александр Мелентьев; женский хор — Екатерина Захарова), хор Покровского кафедрального собора, что на Рогожском (руководитель мужской группы: чтец Виталий Москвичев; руководители женской группы: Анна Савельева и Марина Андроникова), хор Просветительского отдела Митрополии в г. Москве (руководитель хора: чтец Даниил Ермохин), хор Уральской епархии (руководитель: диакон Никола Татауров), хор кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону (руководитель: чтец Филипп Севастьянов), Новосибирский женский хор кафедрального собора Рожества Пресвятой Богородицы (руководитель: Христина Бачурина), Архиерейский хор Киевской и всея Украины Архиепископии (руководитель: чтец Иоанн Пишенин), учебная группа Новосибирской школы знаменного пения (руководитель: Владимир Долгов), Нижегородский хор храма во имя Успения Пресвятой Богородицы (руководитель: Федор Лебедев).
Архиерейский хор Киевской и всея Украины Архиепископии исполнил стихеру на память святого и равноапостольного великого князя Владимира «Не от человек звание приял еси» и стихеру на память блаженной княгини Ольги «Духовно возвеселитеся рустии концы»; хор Уральской епархии исполнил песнопения на память святителя Стефана Пермского «Егда божественное звание» и «Премудрости твоей и слову». Хор ржевской Покровской общины наряду с кафизмами, пасхальными стихерами и величанием Благовещению Пресвятой Богородицы исполнил духовный стих «Русь святая двуперстная». Участники Нижегородского Успенского хора пропели стихеру Пресвятой Троице «Дух Святыи, Свет и Живот».
После окончания выступлений отдельных хоров были исполнены стихеры Пасхе сводными мужским (руководитель: чтец Виталий Москвичев) и женским (руководитель: Марина Андроникова) хорами.
23 апреля состоялись экскурсионные поездки участников торжества в города Сергиев Посад и Коломну, о чем будет рассказано позже.
Также предлагаем вам фотогалерею Лица праздника Жен-Мироносиц — фотографии некоторых участников торжеств недели Жен-Мироносиц, сделанные в течение последних 15 лет, и исследование историка Глеба Чистякова о том, почему в наши дни старообрядцы РПсЦ отмечают годовщину указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в Неделю свв. Жен-Мироносиц, а не 17 апреля, о чем гласило определение Освященного Собора 1905 года.
Народу в этом году было поменьше — это заметно и внутри Покровского собора, и на улице. Видимо, пасмурная и холодная погода сказалась, но не испортила общей атмосферы. А вот что опечалило, так очень неважное состояние епископа Силуяна. Его под руки вели владыки Григорий и Сава, однако у паперти Рождественского храма он совсем встал и ноги начали подкашиваться и с трудом его передали молодым, которые повели в сторону. В результате заминки оба владыки оказались сзади митрополита, что и видно на одном из фото.
Безбородые detected.
пишите на русском языке, пожалуйста
лучше быть без бороды в Церкви, чем вне Церкви с бородой. За собой смотрите, Сергий.
Во-во! А ещё в шляпе!
Освященный Собор 2014.
17. Об отношении к брадобрийству.
17.1. Призвать архиереев и духовных отцов обращать внимание на внешний вид христиан, включая церковнослужителей, понуждая их, в том числе соответствующими прещениями, к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения.
17.2. Не допускать вхождение подверженных данным грехам во Святыи алтарь.
17.3. Напомнить пастырям Соборное постановление 1908 г.: «Признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному Апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника».
17.4. Призвать общины и мандатную комиссию Освященного Собора к более точному исполнению пункта 6.2 постановлений Освященного Собора 2007 года: «Не могут быть избираемы на Освященный Собор лица явно порочного поведения и облика» и не допускать на Освященный Собор брадобрийц.
> пишите на русском языке, пожалуйста
Я пишу на русском 21-го века. Язык не стоит на месте, меняется. Английский всё чаще становится частью нашей речи. И дальше будет только больше.
> лучше быть без бороды в Церкви, чем вне Церкви с бородой. За собой смотрите, Сергий.
Нее… ревнители и сочувствующие столько вокруг бороды воздуха нагрели, что никаких уступок тут быть не может. На этих фото куча вполне взрослых людей гладко выбритых, и при этом в православном камуфляже и несут иконы и другие орудия.
Собственно, лично я не считаю брадобритие чем-то греховным, тут скорее одни староверы своим видом выставляют нелепо других.
там не было "гладко выбритых", и Вас там не было, "Сергий 985". А я там была и мне виднее. Научитесь наконец различать отсутствие бороды и брадобритие. А уж называть священные одежды "камуфляжем" — просто хамство самое настоящее. Добремболился Сергий, дальше бремболить некуда просто…
Кирил, здесь нет брадобрийц, они некоторым внешним, не очень занятым по жизни чем-либо полезным, уже мерещатся просто. Не у всех чтецов выросла борода, неужто так трудно это понять, и поднадоело уже каждый раз перед каждым сетевым трепачом об этом рассказывать.
А чего вы ввязываетесь в обсуждения если "перед каждый трепачом об этом рассказывать"? Я вот вижу на фото, что вполне взрослые люди и никаикх следов растительности, даже скудной — значит сбривали. Будут ещё фотографии подобные — сюда докинем обязательно. Чего злиться-то. Да и камуфляж слово не ругательное. Спокойнее надо.
Елена, на 4-м фото скорее Сергий видит "взрослых людей", но он не в курсе, что многим из них наверное еще 18 нет, и что у большинства в силу возраста еще не растет борода.
Елена, о бритых "взрослых людях" не достигший совершеннолетия, он пишет уже не первый год
Фотографий безбородости у совсем неюнцов достаточно, и это без фото из Австралии или Украины… Можно расчёхлить архив, для этого надо из облака достать файлы. Оно надо?
"Держись цветов, подобно пчелам" Свт. Иоанн Златоуст.
Всё ревнители виноваты. Заостряют внимание на второстепенном, и такие нелепости потом приходится обсуждать как величину волосяного покрова. Понятное дело, что для христианства борода это не первостепенное.
Раз уж бороду опять жуём и мусолим — вопрос: старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины Сергей Васильевич Таранец — старообрядец?