18 апреля 2018 г. в музее им. Андрея Рублева, что находится на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве, состоялось открытие выставки «Отчеканил мастер Родион Хрусталев». Выставке предшествовала загадочная история: еще в конце 1980-х годов знатоки старообрядческого медного литья начали отмечать на многочисленных крестах, иконах и складнях таинственные монограммы: «М. Р. С. Х.», «Р. Х. Р. С.», «Ч. Р. С. Х.», «М. Р. Х.», «Р. С. Х.», «Р. С.», «Р. Х.». Долгое время они составляли загадку, и лишь спустя годы удалось установить имя скрывавшегося за ними московского мастера Родиона Семеновича Хрусталева. В наши дни оно широко известно не только музейным хранителям, но и всем коллекционерам и любителям русской старообрядческой меднолитой пластики.
На выставке в Музее имени Андрея Рублева впервые представлены меднолитые кресты, иконы и складни, выполненные этим известным мастером-чеканщиком на протяжении 30 лет — с начала 1870-х до начала 1900-х годов. Высокое качество литья, яркие многоцветные эмали и золочение отличают эти произведения, созданные по заказу общины старообрядцев-федосеевцев московского Преображенского кладбища в медных заведениях на улице Девятая Рота.
Сформировать уникальную монографическую экспозицию, посвященную творчеству этого художника, стало возможным при поддержке Серпуховского историко-художественного музея и нескольких московских коллекционеров, предоставивших предметы из своих собраний. На выставке представлены около 40 подписных произведений меднолитой старообрядческой пластики, эталонных для творчества Родиона Хрусталева.
В рамках выставочного проекта состоялась презентация издания, включающего около двухсот работ известного мастера-чеканщика. Выставку открыло выступление хора Московского старообрядческого духовного училища, который исполнил стихеры преп. Сергию Радонежскому.
В музее им. Андрея Рублева неоднократно проходили выставки, посвященные старообрядчеству: иконы, памятники книжной культуры, медного литья. Выставка «Отчеканил мастер Родион Хрусталев» расположилась в помещении, которое используется для показа одного шедевра. Но в этот раз представлены несколько работ одного мастера.
В ходе презентации выставки с приветственным словом выступил наместник Ново-Валаамского Спасо-Преображенского Новомонастыря в Финляндии архимандрит Сергий (Райаполви):
«Глубокоуважаемые директор музея, сотрудники и гости, всех вас поздравляю с Пасхой. Христос воскресе! Мы уже давно сотрудничаем с музеем им. Андрея Рублева, и это сотрудничество можно назвать весьма плодотворным. У нас в монастыре недавно открылась обширная выставка медного литья. В Финляндии мы нашли около 10 литых икон мастера Родиона Хрусталева. В создании выставки мне помогали специалисты музея им. Андрея Рублева, за что я им благодарен. Также сейчас мы готовим к изданию книгу о медном литье».
Затем выступила главный научный сотрудник Государственного исторического музея, доктор филологических наук Е.М. Юхименко. Она отметила символичность того, что выставка открылась в день культурного наследия Москвы. Классическая историография и культурология долгие годы игнорировали литые иконы. Интерес к медному литью стал проявляться лишь в 90-е годы XX века.
Также на наши вопросы ответила куратор выставки Елена Яковлевна Зотова, роль которой в изучении московского литья невозможно переоценить. Именно она выявила местонахождение мастерской, в которой работал Родион Хрусталев.
«Что касается атрибуции авторских работ мастеров медного литья, то я могу компетентно говорить только за XIX — начало XX вв. В первую очередь это относится к Москве, к Преображенке и к комплексу в Лефортовской части по улице Девятая Рота, который расположен рядом со старообрядческим кладбищем. На протяжении всего XIX века здесь находилась одна из известных московских меднолитых мастерских. Почему?
В 1771 году были основаны Рогожское и Преображенское кладбища, но рядом существовали другие общины: филипповская, федосеевская на Преображенке. Федосеевцы установили на своих изделиях особенный знак — стали отмечать свои предметы именами мастеров и владельцев заведений. Позже я нахожу клейма именно мастерских.
На протяжении XIX века я проследила судьбу одного медного заведения, расположенного именно на улице Девятая Рота. Изначально здесь размещалось медное заведение, принадлежавшее Ирине и Аксинье Тимофеевым и их брату Игнату, который был меднолитным мастером. В 1872 году заведение перешло к Екатерине Петровне Петровой. Продолжила деятельность этого заведения уже новая владелица. Родион Семенович Хрусталев начинал в мастерской Екатерины Петровой тогда же, в 1872 году. Это подтверждают иконы, кресты и складни.
На всех предметах этой мастерской есть клеймо с именем мастера и с именем владельцы меднолитного заведения. Это весьма необычно, поскольку в те годы медное литье было под запретом в стране. До 1883 года за староверами был надзор, запрещалось бытование медного литья, а не только производство. Если власти находили медное литье, то оно сразу же подлежало изъятию. Этот запрет восходит к указу 1723 года, изданному священным синодом по настоянию Петра I. По моему мнению, причина этого указа была экономическая. Тогда России нужен был металл, а тут тонны металла уходили на иконы — я вижу в этом причину гонений на медные иконы.
Хотелось бы подчеркнуть, что именно благодаря старообрядцам этот вид национального искусства сохранился. Если бы не подпольные мастерские, если бы старообрядцы следовали указу Петра, то Россия потеряла бы такой яркий, красочный, богатый духовный мир меднолитой иконы. И это, замечу, предметы не храмового, а личного благочестия, что делает это явление особенным, проливает свет на частную жизнь русского человека. С помощью меднолитой пластики украшалась частная духовная жизнь. По сути, медные иконы составляли домовую или походную церковь. Достаточно иметь один походный складень, и весь год верующий человек мог находиться в молитве.
Мы знаем, что с принятием христианства Русь приняла первые образцы из Византии, возникли образы древнерусских святых — то, что мы видим в меднолитой пластике. Тогда мы пошли уже по своему пути. Меднолитую пластику любят во всем мире, в Венгрии недавно открылся музей меднолитых икон. Но напомню, что после XVII века литая икона — это именно старообрядческая отрасль церковного искусства. После церковного раскола медная пластика малых форм так и не вернулась, не была возрождена в официальной церкви».
Среди гостей выставки были собиратели меднолитых икон, историки, представители средств массовой информации. Московскую Митрополию РПсЦ представлял руководитель музейно-архивно-библиотечного отдела иерей Алексей Лопатин.
Надо отметить, что эта выставка, как и предыдущая «Апокалипсис дивный», посвящена предметам церковной культуры, принадлежащим безпоповству. Но, к сожалению, официальных представителей поморского и федосеевского согласий на открытиях выставок не присутствовало.
"Достаточно иметь один походный складень, и весь год верующий человек мог находиться в молитве." — чтоб я так жил!!!
А что же финна сана лишили?
Всё понимаю -"пластика", "наследие", "уникальность" и т.д. Но ЛИКИ!!! — без слёз не взглянешь!!! Особливо на Неопалимой Купине.
"Достаточно иметь один походный складень, и весь год верующий человек мог находиться в молитве." — чтоб я так жил!!!
А что же финна сана лишили?
Всё понимаю -"пластика", "наследие", "уникальность" и т.д. Но ЛИКИ!!! — без слёз не взглянешь!!! Особливо на Неопалимой Купине.
Изыди ,сатана!
Ну, вот, экзорцисты пожаловали….
С русским языком не очень, но бодрит….
— Всё понимаю -"пластика", "наследие", "уникальность" и т.д. Но ЛИКИ!!! — без слёз не взглянешь!!! Особливо на Неопалимой Купине.
А что тут особенного? Христианская иконография это прежде всего символизм, а не портретное сходство и тонкость линий. Тут массовое производство, а не единичный заказ. Тем более, что такие иконы делались с расчетом на интенсивное пользование веками чтобы как то противостоять истиранию, что часто случается с литьем.
Массовое производство (кстати с "портретным сходством") — это, не к ночи будет помянуто, Софринский заводик РПЦ. Старообрядцы же всегда упирали и упирают на уникальность каждого иконного изображения, ими используемого.
"интенсивное пользование веками чтобы как то противостоять истиранию" — смешно….