Епископ Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви Евфимий (Дубинов) дал развернутое интервью республиканским СМИ, рассказав о реконструкции Покровского собора в центре столицы Татарстана, об оскорблении чувств верующих, создании музея старообрядчества и многом другом.
***
Работы идут нормально благодаря помощи властей Татарстана. И из Москвы тоже помощь идет. Мы надеемся, что скоро будет освящение храма. Молебны у нас уже происходят регулярно, чтобы храм слышал молитвы.
Пока идут строительные работы. Материала у нас достаточно. Мы готовы показывать всему миру те ценности, которые старообрядчество сохранило за многие века. У нас есть помимо тех экспонатов, которые сейчас здесь находятся, еще больше. Мы всегда готовы делиться теми ценностями, которые на Руси были собраны.
Среди старообрядцев есть люди, которые занимаются музеями, и они бы могли лучше рассказать. У нас есть книги XVI века, есть в запасниках сами облачения, документы, фотографии. Помимо служебной части было много купцов-старообрядцев, которые внесли огромный вклад в развитие города, построив здесь больницы, мосты и особняки — они до сих пор радуют глаз.
Мастеров, конечно, мы имеем. Дело в том, что иконы желательно писать самим старообрядцам. И к июлю, думаю, мы это сделаем.
Опять же, желательно к лету. Все будет зависеть от того, как пойдут работы. Поддержка есть. И если она продолжится, то, может, все быстрее пойдет. Хотелось бы, чтобы она продолжалась. Надо понимать, что церковь — это не коммерческое производство.
Я считаю, что любых верующих оскорблять нельзя. По крайней мере, это не по-христиански, но каждый свою веру должен беречь, охранять, укреплять и при этом не осуждать других.
Все зависит от того, что человек совершил. Если речь идет, к примеру, о мальчике, игравшем в телефоне в храме, то сажать за такое нельзя. Верующим надо просто попросить его покинуть храм либо убрать смартфон. У нас перед входом в храм стоит специальный знак, что телефон надо отключать.
С наукой надо сотрудничать. Ни одна наука не отвергает Бога. Еще ни один испытатель, ни одна дисциплина не взяли на себя ответственность сказать, что Бога нет. Поэтому наука занимается изучением того мира, в котором мы находимся, а это творение Бога. Она его будет изучать до бесконечности, потому что это творение тоже бесконечно.
С рождения. У меня церковно-смешанная семья. Мама из новообрядческой деревни, а отец — из старообрядческой. Наука не мешает служить Богу.
Мы постоянно встречаемся на приемах президента Татарстана Рустама Минниханова, на других мероприятиях. Мы всегда вместе. У нас нет никаких разногласий, проблем. Мы ни в коем случае не осуждаем друг друга и не пытаемся в чем-то убедить. Каждый из нас отвечает за ту веру, которой служит.
Тоже нет проблем. Если окунуться в историю, то три с половиной века на старообрядчество были гонения со стороны новообрядцев. Тем не менее сами старообрядцы не хотят отвечать на зло злом. То есть если нас будут гнать, мы будем терпеть, но сами гнать никого не будем.
Вообще, раскол церкви — это беда, которую надо врачевать. Но каким образом и по каким правилам? Поэтому хорошо бы, чтобы этот вопрос врачевался. Когда и как это будет — сказать сложно. Пока я не вижу продвижений в этом направлении. Мы существуем параллельно.
Оно растет. После «Перестройки» был наплыв верующих во все конфессии, но мы его избежали. Потому что потом этот наплыв отошел. Многие приходили, может, себя показать, посмотреть как на диковинку. Но церковь не для того, чтобы прийти и уйти. Церковь для того, чтобы мы спасались до последнего дня своей жизни. Это тяжелый труд на самом деле — молиться и себя исправлять, чтобы на выходе из храма мы были лучше, чем вчера. Растет постепенно, с каждым человеком ведется беседа, работа. Самое главное, чтобы человек хотел себя менять к лучшему. Если он готов исправляться, он приходит. Это сложно, это ежедневно. Надо менять привычки, мнения.
Церковь, на мой взгляд, — это составная часть культуры. Сама культура намного шире. Дело в том, что именно Господь создал мир, создал человека, и мы не можем без Бога что-то делать. И современная культура человека — это культура с принятием Бога. Человек, который не принимает Бога, а какие-то внешние вещи — красивые картинки, архитектуру — это уже все, пустышка.
————————
Источник: kazanfirst.ru
"Церковь, на мой взгляд, — это составная часть культуры. Сама культура намного шире"
А мне всегда казалось наоборот….
Распространенная ошибка журналистов — РФЯЦ находится не в г.Арзамасе, где местная община РПсЦ активно строит большой храм по проекту Новосибирского собора, а в закрытом г.Сарове ( г.Арзамас-16 в советское время). Что касается соотношения Церкви и культуры в широком смысле — то владыко, видимо, сдавал кандидатский минимум по философии при подготовке диссертации еще в советский период.
А епископский? :))))
боюсь старообрядцы не осознают сами какой опасности подвергают свою конфессию, увеличивая число прихожан "работой с каждым приходящим человеком", то бишь называя своими именами — прозелитизмом среди нестарообрядцев
В итоге РПСЦ/РДЦ может быть низведено до уровня одной из "альтернативных церквей" типа катакомбников.
Мотивы перехода к ним будут далеки от старообрядческой культуры, которая постепенно будет заменяться "матрешками", лубком и пр. суррогатом. А подлинные староверы еще продержатся г де-нибудь в тайге или среди липован какое-то время.
Для подлинного старообрядчества всегда характерна ставка на родовую семейную среду, а не на неофитствующих подростков в состоянии кризиса переходного возраста, которые нуждаются в милосердии и психологической помощи, а не в загрузке своего и без того измученного сознания материалами трехсотлетней давности
Редакция оперативно внесла изменения, касающиеся Арзамаса, Арзамас-16 и Сарова. Вот если бы также поработала со списками храмов, где много устаревшей и неточной информации! Сдают ли кандидаты какой либо "епископский минимум" и в каком объеме — мне лично неизвестно, но сам факт увеличения в РПсЦ в последнее время епископов хотя бы с высшим светским образованием — уже положительное явление (кстати, епископ Евфимий кандидат химических или физико-математических наук?). Работу с каждым приходящим вряд ли можно отнести к прозелитизму о различии которого с миссионерством немало сказано в РПЦ, да и в научных статьях. А в целом, сохранение традиционных черт подлинного старообрядчества, особенно в современных городских условиях, конечно, проблема.
Религия со ставкой на "родовую семейную среду" — иудаизм.
Как раз "катакомбники" и сидят в тайгах, пещерах и т.д. А жизнеспособная Церковь должна нести Благовестие Христово ВСЕМ, а не только на своей кухне сидящим.
Ну, а если парить мозги неофитам проблемами 300-летней давности, уверяя, что именно в этом Христос, а не "в милосердии и психологической помощи", то кроме матрешек и лубка уже ничего и нет….
Жизнеспособная Церковь несет благовестие Христово тем, кто Его не знает, а православным оно и без того ведомо.
Ставку на семейную среду делали Апостолы (Иаков и Иоанн были братьями, Корнилий крещен со всем домом своим), Исус Спаситель любил Марфу, Марию и брата их Лазаря. Пречистая Дева родилась от благочестивых родителей.
Благочестивый род и семья есть ядро и основа Церкви.
Только они могут создать здоровую атмосферу на приходе. В эту атмосферу и вливаются люди.
Если разрушилась семья и род, на которых община стояла сто или двести лет, то это будет обычная "альтернативная" церковь с легким колоритом древности.
Но без подлинного кондового староверческого духа, который выветривается по мере того, как воспитанных с младенчества бабушек сменяют выпускники духовных училищ
Что и происходит на практике