Эксклюзивное интервью нашему сайту
Сайт «Русская вера» продолжает серию актуальных бесед с авторитетными общественными и церковными деятелями, политиками и богословами, учеными и представителями культуры и искусства. Среди них: митрополит Русской Православной Церкви Иларион (Алфеев), богослов и публицист протодиакон Андрей Кураев, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата в 2009–2015 годах протоиерей Всеволод Чаплин, старший инспектор Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин, создатель приложения «НГ-религия», ведущий «Первого канала», главный редактор портала «Кавполит» Максим Леонардович Шевченко, политический обозреватель и блогер Борис Александрович Рожин, режиссер Николай Николаевич Досталь, писатель Захар Прилепин, главный редактор телеканала «День», заместитель редактора газеты «Завтра» Андрей Фефелов.
Сегодня мы беседуем с известным богословом, лектором, преподавателем, профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.
Алексей Ильич Осипов. Краткая биография
Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белеве Тульской области. В 1959 окончил Московскую духовную семинарию. В 1963 — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 году окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по экуменизму, истории русской религиозно-философской мысли, актуальным богословским проблемам, протестантизму. С 1965 параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по основному богословию и западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 — профессора, в 2004 — заслуженного профессора, в 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия. С 1982 по 2006 годы был заведующим аспирантурой МДА. С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна, Московская область). В 2007 получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН).
***
По любому вопросу могут быть различные мнения. Но не думаю, чтобы кто-то разделял сейчас приведённые Вами «чудаковатые» решения Собора. И на их основании говорить об отмене всех деяний Собора, конечно, нелогично. Это большой вопрос. Я не слышал, чтобы он ставился.
Библия наполнена указаниями на то, что всегда, везде и все трагические события происходят по причине греховной жизни человека, семьи, народа. Что всё происходящее является прямым следствием нарушения ими духовных законов жизни. Но поскольку эти законы и заповеди Христовы наиболее известны христианам, то они более всех и ответственны за находящие скорби. Однако Бог есть Любовь и Врач, а не палач, поэтому и страдания являются не местью Бога людям, а лечебными средствами, помогающими исцелению их душ. Это исцеление и очищение, естественно, зависит от того, как человек отнесётся к возникающим скорбям. Если он будет искать виновных вне себя и обвинять их, то не получит пользы. Если же, как правый разбойник, скажет: «Достойное получил по делам своим, благодарю Тебя, Господи, помилуй меня», — то вместе с ним получит и облегчение в страданиях, и мир души, и жизнь вечную. Но впечатление такое, что покаяние, а следовательно, и очищение не столь часто бывает среди христиан. Поэтому говорить о сиянии церкви в своей полноте не приходится.
К сожалению, действительно всё больше разговоров о чудотворных иконах, мощах, святых местах, чудесах, новых старцах, торжественных праздниках и богослужениях, фестивалях и т. д., но всё меньше о святоотеческой духовности. Поэтому разочарование, поэтому выгорание, поэтому снижение нравственного состояния общества. Конечно, сильнейшее отрицательное влияние оказывает теперь на наш народ развращенная и уже давно, по существу, атеистическая Европа.
Эта проблема была всегда и будет. Проистекает она непосредственно от лжестарчества, которое в свою очередь порождается самомнением, гордостью тех невежественных священников и монахов, которые не читают и не знают святых отцов. Они не хотят слышать, что говорят святые наставники:
Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований. Да ведают такие, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть.
Считается, что в католичестве и у обновленцев исторически сохраняется преемство рукоположений, а в старообрядчестве нарушено. Поэтому для католиков и для обновленцев достаточно покаяния.
Бесспорно, что, исходя из характера его аскетических творений, прежде всего, «Слов подвижнических», он достиг высочайшей степени духовного совершенства. В то же время его мало интересовали вопросы вероучительного характера, и в любом случае каким-то убеждённым несторианином он не был. Его основная догматическая мысль: и творение мира, и Жертва Христова были следствием одной и той же неизменной любви Божией. Поэтому для него был чужд юридический взгляд на Спасение, совершённое Господом Исусом Христом, как выкуп (искупление). Не выкуп, а обо́жение — вот цель и творения человека, и Подвига Христова.
Да, такова цель церковного пения, и знаменный напев отвечает ей. Но итальянщина слишком глубоко зашла в нашу Церковь, и трудно надеяться на положительные изменения.
Воспитанием, образованием, примером, трудом.
Прежде всего, не только в РПЦ. Так называемый порядок у католиков, протестантов и нередко у православных (например, у греков и др.) обусловлен, во-первых, тем, что за богослужением все сидят; во-вторых, у западных христиан нет такого отношения к иконам, как у нас. Но хождений там тоже достаточно.
Это та же проблема, которая была и во время Исуса Христа, когда иудеи свели свою религию к исполнению обрядового закона Моисея и преданий старцев. Ведь такая религия легче, нежели борьба со своими страстями и похотями. Легче совершить богослужение или отстоять его, чем внимательно, с благоговением молиться во время него, например, молитвой Исусовой. Христиане забыли, что спасение достигается искренним покаянием, а не отчётом о проделанных грехах; очищением души, а не заслугами своих подвигов и добрых дел перед Богом (что догматизировано католичеством); осознанием своей греховности и своей неспособности искоренить страсти своей силой, то есть смирением, а не исканием восторгов и благодатных переживаний, чего жаждут находящиеся на пути прелести. А если это забыто, то можно всю жизнь ходить в храм и остаться отвергнутым Самим Господом «праведником».
Да, только нужно понимать, что́ такое пребывание ума в самом себе?
С незнанием себя, своих страстей, мечтательностью, ревностью не по разуму — что-то близкое к младостарчеству.
Скорее всего, речь здесь идёт о возникшей у прародителей горделивой (дьявольской) мысли, что они, как боги. А кто себя видит богом, тому Бог не нужен.
Современная жизнь и так вся наполнена «любовью», а здесь еще толчок и подсказка. Но для пороховой бочки и искры достаточно, чтобы взорваться. И день св. Валентина действительно для многих становится такой искрой. Не вижу ничего предосудительного, если у Петра и Февронии вообще не было детей. А поведение девушки, хотевшей выйти замуж за такого человека, да и видевшей, что она понравилась князю, понятно, хотя и предосудительно. Но они действительно показали образец такой самоотверженной любви и верности, что вполне достойны считаться покровителями семьи.
Редакция сайта «Русская вера» выражает благодарность Алексею Ильичу за ответы на наши вопросы и присоединяется к многочисленным добрым отзывам в его адрес. Влияние А.И. Осипова для православных верующих сейчас сложно переоценить. На его лекциях многие (в том числе и старообрядцы) нашли путь к истинной христианской духовности. Его высказывания всегда точны, а выступления на злободневные темы интересны и понятны самой широкой аудитории. И хотя отношение Алексея Ильича к старообрядчеству скорее нейтральное, тем не менее он разделяет основные идеалы духовной жизни, которыми жило и живет старообрядчество. Дай Бог, чтобы эти внутренние духовные и нравственные устои получали свою поддержку в лоне Русской Православной Церкви, находили отклик в сердцах верующих и стремящихся ко спасению христиан. От лица наших читателей желаем Алексею Ильичу крепкого здоровья и духовного совершенствования на многая лета!
Интервью подготовил: Глеб Чистяков
Оформление и выпуск: Максим Петухов
Еще по теме:
Алексей Ильич Осипов о старообрядчестве. Видео
Будучи сторонником славянофилов, Алексей Ильич в своих лекциях явно или косвенно высказывается о старообрядчестве. Приводим краткую подборку таких видео-сюжетов:
Алексей Ильич Осипов о старообрядцах
Отношение А.И. Осипова к старообрядчеству
«О чём говорит Рождество Христово и столетие события 1917 года?». Встреча А.И. Осипова в Ивантеевке, 24 ноября 2016 года. Примечательно, что среди слушателей был Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви — митрополит Корнилий (Титов). Владыка задал Алексею Ильичу два вопроса. Вопросы владыки и ответы на них А.И. Осипова можно посмотреть на 45-й минуте видео. Эти вопросы довольно часто задают и читатели нашего сайта, и посему мы публикуем расшифровку этого фрагмента лекции.
Вопросы митрополита Корнилия Алексею Ильичу Осипову. Текст
Митрополит Корнилий: Каково Ваше отношение к личности царя Ивана Грозного и памятнику, который ему поставили в Орле?
Алексей Ильич Осипов: Благодарю Вас. Отвечая на первый вопрос относительно памятника Ивану Грозному: мое отношение отрицательное. Я считаю, что, по крайней мере, с точки зрения тех фактов, которые называются в его жизни, фактов казни святых, и всех тех, множества жестокостей, которые были им совершены, царь не должен оказаться среди лиц, которым мы должны воздать уважением. Я не согласен с этим памятником.
Митрополит Корнилий: Посмотрев недавно фильм «Монах и бес», я поговорил с режиссером Н.Н. Досталем о сюжете этой кинокартины. Он сказал, что перевоспитать беса любовью возможно. Эта идея заложена в фильме, когда смирением и любовью Ивана, Семенова сына, бес перевоспитался и в конце концов пришел исправляться в монастырь. Примерно такая концепция заложена в этом фильме, то есть бес может перевоспитаться и стать положительным героем. А какое Ваше мнение?
Алексей Ильич Осипов: В отношении фильма «Монах и бес» скажу так. С вероучительной точки зрения — это полное непонимание природы бесов, непонимание того, что здесь в принципе невозможно какое-либо обращение этого духа, изменение его из бесовского состояния в ангельское, это просто непонимание. Но, думаю, что это специально сделано режиссером для того, чтобы показать, что такое истинная монашеская жизнь, в которой есть место истинной любви. Такая жизнь способна обратить зло в добро. Однако с точки зрения православной догматики режиссером допущена ошибка.
Дожились! Корнилий смотрит комедии и держит совет в вопросах богословия с комедиантом Досталем! Вот это действительно комедия! Мерзость!
Отрадно читать интервью с Алексеем Ильичем на страницах сайта Русской Веры.
Высказались противники — послушайте и других.
Есть в старообрядчестве достаточное количество людей слушающих А.И.Осипова. Об этом не принято говорить в открытую, но по каким-то словам, выражениям, мыслям это понятно.
Конечно легче сказать, что он без бороды, и поэтому уже все, что он говорит неправильно. А все это от гордыни. Потому что говорит он разумные вещи, обращает внимание на правильное устройство духовной жизни.
А зачем это большинству? Борода есть, кафтан тоже. У жен сарафан с лестовкой. Все что нужно для спасения….
Смущает его внешний вид? Послушайте аудиолекции.
Начала христианской жизни. http://alexey-osipov.ru/audio/nachala-khristianskoy-zhizni/
Духовная жизнь и её законы http://alexey-osipov.ru/audio/o-dukhovnoy-zhizni/
Молодежь http://alexey-osipov.ru/audio/molodezh/
Любовь. Брак. Семья http://alexey-osipov.ru/audio/lyubov-brak-semya/
+++
Говорить не мешки ворочать. По делам судят о человеке. А дела говорят, что Осипов экуменист и сергианец. Слушающих людей хватает и не только в старообрядчестве. В первую очередь нужно свое изучить, а потом уже решать других слушать или нет.
Старообрядческой литературы в наше время слава Богу можно разносторонней найти по всем волнующим вопросам, которую если стараться читать, то времени на экуменистов, сергианцев и др. просто жалко будет тратить. А если не знать и не стремиться изучать свое, в данном случае старообрядчество, то любой у кого язык подвешен покажется умнейшим мудрецом. А "разумные вещи" есть у всех религий и у всех народов.
Но вот то что Осипова слушает "достаточное количество" да еще и "в старообрядчестве" словосочетание настораживает: достаточное для чего??? и "достаточное количество" это сколько и достаточно для кого???
Я благодарен рувере, что публикует интервью с известными людьми, которые даже не старообрядцы и правильно задает вопросы. Многое становится понятно о человеке. Вот Осипов получается даже не "владеет информацией" о РПСЦ, т. е. человек вообще далек от древлеправославия. А у нас оказывается, "Старообрядка" вот пишет, что "Есть в старообрядчестве достаточное количество людей слушающих А.И.Осипова", как можно слушать человека, который "не владеет информацией по этой теме".
Скажу больше: лично слушал некоторые выступления и ответы на вопросы вместе со старообрядческим священником, и ему очень понравились услышанные объяснения. И никаких противоречий со староверием не было найдено.
Или вот отзыв на лекции Осипова, есть даже среди вопрос-ответов на этом сайте: http://ruvera.ru/vopros/osipov
Иоанн, "достаточное" для того, чтобы за "старообрядчеством" не забыть о Христе
Для "Старообрядки". Пока только старообрядцы наверное одни и остались кто помнит о Боге не на словах, а на деле. Если вы считаете, что есть еще кто-то, то укажите.
Ну есть еще амиши в США. Все остальные под критерии Калашникова точно не подойдут.
Совсем забыл, есть и еще почитатели Б-га, удовлетворяющие «правильным критериям». Мне недавно напомнил один забавный случай епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн.
Году в 2000-м группа рижских поморцев была приглашена погостить в единоверческую общину г. Ири, США. Среди них был и наставник К. О его фамилии умолчу, чтобы не дискредитировать оставшегося в «твердом уповании». Гуляем по великолепному парку около Ниагарского водопада. Встречаем большую семью амишей. Их в Пенсильвании много, при встречах с К. неизменно возникали взаимные симпатии. И на этот раз К. пытается общаться и фотографироваться. Но тут к месту нашей остановки подъезжает большой автобус с …хасидами всех возрастов. Немая сцена взаимного восторга, затем и краткое общение «ревнителей благочестия». Где-то остались фотоснимки.
Для развития своей общей образованности посмотрел на амишей….
Дык, оне же усы обривают поголовно! Или про усы заповедей нет?
Дык вот и есть сумнение. Но хасиды-то подходят!
110%
10%, думаю, за пейсы? И это правильно. Ведь любо-дорого смотреть.
А с амишей 10% снять за бритые усы.
Алексею Ильичу был также задан вопрос о его отношении к Белокриницкой иерархии. Но он пояснил, что не владеет информацией по этой теме.
Я думаю сознательно уходил от острых вопросов. Кураев вроде тоже как-то съехал с ответа на какой-то такой "провокационный" вопрос в интервью.
Вот Осипов (видео о старообрядцах) осуждает буквоедство, которое приписывает одновременно и староверам и никонианам. Получается Осипов имея высокие звания полученные в атеистический период не понимает по сути в чем главные проблемы РАСКОЛА. Осипов получив закваску атеистического режима продолжает свой «материалистический» бред на новой «демократической» платформе и больше ничего. Осипова даже нельзя назвать никонианином он настоящее воплощение сергианства, которое вышло из никонианства и затем его уничтожало всеми способами.
Профессор Московской Духовной Академии; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви т. е. он сергианец, а разве сергианцы бороду носят?
Сергианцы вышли из живой церкви (созданной Троцким), где епископы были женатыми, ношение бороды было строго под запретом и т.д. и т.п.
Прочитайте биографию Осипова. В советский антирелигиозный период такие звания и должности просто так не давали. Осипов был одним из главных идеологов атеистического сергианства при СССР и в наше время продолжает людей отвращать от Бога.
Я благодарен рувере за эту статью, таких "ученых-академиков" нужно знать в лицо. Хорошо, что показали этого фрукта во всей его красе.
> и в наше время продолжает людей отвращать от Бога
В вашей реплике всё прекрасно. Маленький вопрос — вы к какому сами согласию себя относите?
Многие "ученые" изучавшие староверов пришли к мягко говоря интересному выводу о старообрядчестве «что ни мужик то толк, что ни баба то согласие».
Продолжаете эксплуатировать байки о былом которые ничего общего с современным старообрядчеством не имеют. Общие слова одни.
У нас старообрядцев есть не только «байки о былом» и в современном мире мы не потерялись, древлеправославие возрождается, строятся и восстанавливаются старообрядческие церкви, конечно не так как хотелось бы, но процесс идет поступательно и упорно. Наши Церкви самодостаточные и не на чьём бюджете не сидят, ни к кому в чужой карман не залазят, сами простые люди, старообрядцы строят и содержат свои церкви, и это не «общие слова одни».
Как бы некоторым «доброжелателям» не хотелось, чтобы о старообрядчестве не было не слышно и не видно, но этого не происходит. О старообрядчестве говорят все больше и больше, глава России на государственном уровне обратил внимание на старообрядчество.
Радует, что вот недавно А. Пыжиков, который будучи не старообрядцем, серьезно изучая старообрядчество, пришёл к глубокомысленному, жизненно справедливому выводу: «Старообрядческая церковь — это главная церковь, она идет из народных глубин».
> Наши Церкви самодостаточные и не на чьём бюджете не сидят, ни к кому в чужой карман
> не залазят, сами простые люди, старообрядцы строят и содержат свои церкви, и это не
> «общие слова одни».
Ага.
Поедание грантов: http://ruvera.ru/news/staroobryadcheskie_granty
Строительство храмов на деньги спонсоров: http://ruvera.ru/news/osvyashenie_cerkvi_simferopol http://ruvera.ru/news/osnovanie_hrama_krum
Поинтересуйтесь сколько спонсорских денег (не старообрядческих) было потрачено не только на реставрацию Рогожского, но и передавалось в рамках помощи отдельным общинам, давалось на издание книг, альбомов…
Не, вы эту мысль даже не разивайте тут про независимость и самодостаточность.
"Не, вы эту мысль даже не разивайте тут про независимость и самодостаточность."
А почему эти мысли не развивать??? Что разе мысли уже под запретом?
> А почему эти мысли не развивать??? Что разе мысли уже под запретом?
Это хорошо, что уводите тему в сторону. Значит признали, что независимость и самодостаточность это не то, чем сегодня можно хвастаться.
Приветствую появление Алексея Ильича Осипова на страницах Русской Веры!
+++
Никто так и не осмелился спросить: "Алексей Ильич, Вы же такой просвещённый духовно человек, когда же бороду-то отпустите?":)
Да, наверно, нетактичный вопрос. Митрополит Корнилий тоже встречается с президентом и никогда не спрашивает, почему такой православный президент бороду не носит и жену бросил.
Только хвалит его и просит гранты на юбилеи и торжества.
> Никто так и не осмелился спросить
Видимо, вопрос длины бороды или рубахи относительно афедрона на поклоне это эксклюзивная фишка определенной конфессии))))
Митрополит Корнилий тоже встречается с президентом и никогда не спрашивает — Осипов-то не президент, у него можно бы и спросить:) Кстати, встречаясь с Путиным, наш владыка, по его собственным словам в эфире "Царьград-ТВ", процитировал Наполеона: "Если бы российский император отпустил бороду, он был бы непобедим":) Так что работаем и с власть имущими:)
На работе с бородой барбер-шопы специализируются. Вы не оттуда? :)
И всё свелось, как обычно, к бороде…
Человек создано Богом по образу и подобию своему. Нельзя нарушать образ Божий. Таков закон Бога, за нарушение закона даже человеческого есть наказание. Сергия 985 и Валерий по каким-то причинам неуважительно относятся к этому закону. За неуважение закона установленного даже государством т.е. людьми есть наказания.
Ужас! Какое невежество и ересь! Фу! Когда речь заходит про бороду, бородопоклонники вспоминают по Образ и Подобие Божие, неведая, что по учению святых отец, человек не создан по подобию, а должен достичь его сам, а образ Божий в человеке это кратко сказать ум, слово и дух. А вы бородопоклонники не знали? Это и не удивительно, ведь с такими гореучителями как господин П. вы являетесь скорее около христианскими язычниками нежели христианами!
вы являетесь скорее около христианскими язычниками нежели христианами! — эти претензии адресуйте пожалуйста святым апостолам и святым отцам: http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/oborode.html
"Св. Епифаний Кипрский, ч. 5, гл. 7, стр. 302, изд. 1880 г. «Что хуже и противнее этого; Бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и НЕ НОСИТЬ ДЛИННЫХ ВОЛОС, ПОДОБНО БЛУДНИЦАМ, И НЕ ДАВАТЬ ДОСТУПА ТЩЕСЛАВИЮ ПОД ВИДОМ ПРАВЕДНОСТИ… Назореям это приличествовало только ради прообраза…"
Уж цитировать — так полностью! Да, и к цирюльнику….
Константин, на это у язычников есть свои оправдания, предания у них такие, предания старцев, которыми они попирают предания Божии. Нравится им косы носить! Их бабы волосы прячут, а они как блудницы их себе отрасчивают чтоб всем таки бабам на зависть..
Видно уподобление блудницам им более привлекательно нежели уподобление образу мужа.
когда народ научится читать?
Вообще читать или что-то конкретное?