В Московском Доме национальностей 23–24 июня 2016 года прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В первый день конференции с докладом «Современное состояние Древлеправославной Поморской Церкви в Литовской республике» выступил Председатель Высшего Совета ДПЦ Литвы о. Григорий Алексеевич Бояров.
* * *
Спаси Господи организаторам за приглашение на международную старообрядческую конференцию! Древлеправославная Поморская Церковь успешно живет и процветает в Литве уже свыше трехсот лет. За эти годы было много всего, но Церковь наша стоит и поныне. Мы рады донести до вас, чем живет сегодня наша Церковь в Литве.
Первый Древлеправославный Поморский храм в Литве был построен в 1710 году в Рокишском районе, деревня Бобришки. Совсем недавно мы отпраздновали трёхсотлетие первого храма в Литве, на котором участвовали представители поморцев из разных стран. В настоящее время староверы являются третьей религиозной организацией в Литве по численности прихожан (после католиков и новообрядцев). По численности регистрированных приходов староверы занимают второе место после католиков. Согласно данным переписи, в Литве проживает 27 тысяч староверов, но наша Церковь имеет своё мнение, по нашим статистическим данным мы думаем, что староверов проживает больше — примерно 45 тысяч человек. В настоящее время Древлеправославная Поморская Церковь Литвы объединяет 60 староверческих общин. В последнее 25-летие в Литве возникли 6 новых старообрядческих общин в городах Утяна, Шяуляй, Жерзоляй и других. С 1990 года было построено и открыто 9 храмов в городах Зарасай, Шяуляй и других. В 2008 г. возобновили свою деятельность Колинская община и Рустейкская.
Однако прошедшие 25 лет для ДПЦ Литвы были не только периодом религиозного подъема, но и нарастанием конфликтов в отдельных общинах и церковном руководстве, которые ныне утратили прежнюю остроту. 28 февраля 2007 г. в Вильнюсе состоялся объединительный Собор ДПЦ Литвы. С того момента начался новый этап развития нашей Церкви, положивший начало не только понятию «церковь как единая организация», но и заложивший основу для сохранения наших традиций, нашего культурного наследия.
1993-2016 годы — относительно успешный период религиозной жизни староверов Литвы. Его можно сравнить с периодом 1905-1914 гг. — «золотым веком староверия» и благополучными 20-30 годами прошлого века, на которые часто восторженно оглядываются многие современные староверы. Тем не менее, период после 1990 года в жизни местного староверия по нескольким важным моментам не похож на счастливые годы первой половины ХХ века. Радость свободы, прежде всего религиозной, омрачалась внутренними конфликтами в крупных общинах и центральных органах ДПЦ Литвы, а также небывалым резким экономическим спадом конца 90-х и конца 2000-х. Прежняя эйфория уступила место реальным заботам — как передать традиции древлеправославия в условиях нового общества, охваченного демократизацией, становлением капитализма, материализмом, индивидуализмом и духовным кризисом.
В настоящее время, с 2007 года, председателем Высшего Совета является Григорий Алексеевич Бояров, председателем Духовного Суда — Никола Аристархович Владимиров. Высший Совет состоит из президиума — 5 человек — и 11 членов. Верховной властью церкви является Собор. Между Соборами руководящим органом является Высший старообрядческий Совет во главе с его Председателем. Высший Совет в своей деятельности руководствуется Уставами Церкви. Он проводит регулярные заседания, на которых принимаются решения по организационным, хозяйственным, духовным и другим вопросам церковной жизни. Высший старообрядческий совет ведёт обширную деятельность и решает важные текущие вопросы Церкви, поддерживает отношения с поморскими общинами Литвы и зарубежными духовными центрами ДПЦ, ведёт диалог с государственными и (по надобности) другими внешними, светскими институциями.
Однако Высший Совет Церкви в своей деятельности сталкивается с определенными трудностями. Наблюдается некоторая пассивность со стороны религиозных общин, что связано, конечно же, еще и с необходимостью решать многие дела в столице. Отсутствует разветвленная структура Высшего Совета Церкви, поскольку различные задачи приходится решать лишь только некоторым людям. У нас не существует на сегодняшний день постоянных отделов и комитетов, которые бы занимались определенными сферами деятельности Церкви.
Как и раньше, после 1990 года подготовка поморских наставников и причетников осуществляется в основном индивидуально. Среди 16 наставников и исполняющих обязанности наставников ДПЦ Литвы лишь несколько пастырей получили систематическое духовное образование или заканчивают Рижское Духовное Старообрядческое училище.
Поэтому насущной проблемой остается надлежащая духовная и практическая подготовка ныне действующих и особенно будущих наставников и причетников общин.
Очень злободневным остаётся вопрос о духовном воспитании и катехизации членов Церкви. Упущено немало возможностей и времени в организации уроков по Закону Божию в средне-образовательных школах, разных курсов обучения и подготовки слушателей. Лишь в последние годы стали проводиться слеты и летние лагеря молодежи. Хочется отметить инициативу Высшего Совета Церкви и Вильнюсской общины в организации летних молодежных лагерей. Так, с 2008 г. Высший Совет ежегодно проводит летний лагерь «Лествица» для староверческой молодежи, которым руководит заместитель председателя Высшего Совета Сергей Иванович Краснопёров. В проведении последнего лагеря принимали участие более 55 человек детей.
Русские староверы Литвы сохраняют и развивают свое богатое культурное наследие, часть этого наследия уникальна и имеет особую историческую и культурную ценность. Это, прежде всего, храмы и иконы, церковные книги, знаменное пение, духовные стихи, некоторые исторические сочинения, мемориальные места. Храмы — самые ценные для староверов памятники наследия. Это не только материальное наследие. Храмы являются религиозными центрами местных общин и основными местами проведения богослужений. Материальное состояние этих храмов очень разное: 13 городских и 21 сельский храм находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии, остальные же нуждаются в ремонтах. В последнее время, благодаря Европейским фондам, многие храмы были отреставрированы, выделяются немалые средства для их восстановления. Насущный вопрос также и в том, чтобы и сами староверы и самоуправление своевременно позаботились о ремонте и сохранности храмов, чтобы общими усилиями могли обеспечить их наилучшую сохранность.
На сегодняшний день Высший Совет Церкви заканчивает правовую регистрацию собственности общин. В этом году у нас появилась возможность безвозмездно оформить земельные участки под здания храмов в собственность Церкви. С этого года все эти участки земли освобождаются от земельного налога.
Ежегодно Высший старообрядческий Совет получает финансовую помощь от государства примерно в размере 7 тысяч евро. На каждую общину это получается около 120 евро, это конечно мало, но и за это — спаси Господи. Отношения с государством у Церкви хорошие, получаем консультации и постоянную поддержку Правительства. К нам в Литве даже лучше относятся, чем к новообрядной церкви. Это, видимо, связано с тем, что отношения России и Литвы на данный момент не очень хорошие, и они считают, что новообрядная церковь — это представители России. К нам же, наоборот, относятся с уважением, знают всю нашу историю, гонения, сколько претерпела наша Церковь. Хочу еще сказать, что все служители Церкви, не взирая на принадлежность к конфессии (католики и другие), застрахованы государством социально, и будут получать минимальные пенсии, а также они все имеют медицинское страхование. Спаси Господи за внимание!
Комментариев пока нет