23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». На нашем сайте уже опубликован репортаж с первого дня конференции и дискуссия. Сегодня вниманию читателей предлагаем подробный рассказ о втором дне конференции.
Петр Артемьевич Донцов (Молдова) зачитал доклад «Проблемы совместной издательской деятельности в аспекте сохранения русского языка и православных традиций».
«В глобальном мире мы сможем выжить, только соединив наши усилия. В противном случае нам обеспечена только фольклорная резервация», — сказал докладчик в начале своего выступления. Он считает, что необходимо создать общественную организацию для объединения усилий. Можно назвать ее «Всемирная ассоциация старообрядческих общин». Не обязательно сразу ее регистрировать, надо просто начать работу. «Предлагаю, чтобы старообрядческие церкви делегировали представителей в создаваемую общественную организацию и могли отозвать их в случае необходимости. У нас в Молдавии общественная организация русских липован называется «Русское национальное единство». Под такое название Запад денег не дает, нам помогает только Россия. Издано 15 книг по старообрядчеству, к работе подключились русскоязычные ученые. Провели несколько международных конференций по старообрядчеству. Вместе с Московским университетом мы провели несколько полевых экспедиций, были описаны все книжные памятники, которые находятся в настоящее время в Молдове в наших общинах и некоторых частных собраниях».
Алексей Владимирович Муравьёв, профессор Высшей школы экономики. Доклад «Эффективное общество и идеал старообрядчества».
Современное общество, в котором мы живем (Россия и другие постсоветские государства), нередко характеризуется в современной политологии и социологии как неэффективное: слабое, плохо реагирующее на вызовы современности, в нем действует очень архаичная система взаимоотношений, разные формы ренты (взятки, «откаты»), ресурсная разбросанность, слабая скоординированность, невозможность ничего сделать без ручного управления.
А. В. Муравьёв считает, что «старообрядчества» сейчас уже нет. Это был особый дореволюционный феномен, когда были купцы, большая социальная прослойка, были старообрядческие города, был целый сегмент общества, который во многих отношениях был автономным. Сейчас мы имеем дело со старообрядцами в современном обществе, а не со «старообрядчеством», которое когда-то было. Но сохранился идеал, на который ориентируются современные старообрядцы. Этот идеал содержит видение перехода к тому, что современная социальная наука называет эффективным обществом:
1. Честность и прозрачность в формальных отношениях между людьми.
2. Принципиальное признание полезности и нужности конфессионального многообразия.
3. Малая ресурсность. Старообрядцы привыкли делать большие дела, имея небольшие средства.
4. Связь этического и эстетического — никакой эстетики без этического содержания невозможно.
5. Модернизация экономики. С точки зрения старообрядческого идеала, нужно модернизировать производство, оставаясь традиционалистами с точки зрения нравственности.
6. Спокойное отношение к современным технологиям, то есть к утилитарной стороне технического прогресса.
7. Отказ от невротизма в религиозной сфере. Старообрядческий идеал предлагает взгляд на религиозную жизнь как на некое совокупное мировоззрение, основанное на рациональном подходе — не на зависимости от чужой воли, не на порабощении и страхе, а именно на рациональном.
«Таковы позитивные стороны идеала, который, как мне кажется, сформировался внутри старообрядчества. В чем современные старообрядцы могут помочь нашему обществу стать эффективным», — закончил Алексей Владимирович свое выступление.
Алексей Александрович Безгодов, заместитель Председателя Российского Совета ДПЦ, выступил с докладом «Старообрядческие согласия в современной России».
Для межстарообрядческого сотрудничества важно четко понимать, что представляет собой старообрядчество сегодня. Кроме трех крупнейших согласий, представленных на конференции, есть еще одна централизованная организация, официально зарегистрированная, — федосеевцы.
Единых духовных центров не имеют часовенные, спасовцы. Это, скорее, «семья» согласий, поскольку те же часовенные делятся на чувственных и духовных. Существуют в настоящее время также филипповское согласие (около 20 общин), малоизвестные странники, рябиновцы и другие мелкие согласия. Таким образом, около половины старообрядцев в настоящее время не входят в рамки централизованных религиозных организаций.
Что касается оценки численности старообрядцев в настоящее время, то примерный критерий таков: человек, участвующий в таинствах церковных (у безпоповцев это Исповедь), равен единице. Прихожан в 5 раз больше, а крещеных — в 20 раз больше. Таким образом, получается, что староверов примерно 5-7% от численности РПЦ.
В дополнение к докладу А. А. Безгодова ведущий конференции М. О. Шахов сообщил, что в настоящее время готовится к печати справочник по современному состоянию старообрядчества.
Александр Николаевич Белов, председатель Центрального совета ДПЦ Республики Беларуси, представил доклад «О современном состоянии ДПЦ Белоруссии».
Централизованная организация ДПЦ Белоруссии существует с 1999 года. В ней состоят 32 общины, которые раньше входили в Высший совет Литвы. Общая численность поморцев в Белоруссии примерно 50-60 тысяч человек.
При Совете Министров Республики Беларусь создан консультативный комитет по религиозным организациям, объединяющий 28 конфессий. Их представители собираются 2 раза в год. Однако существуют определенные сложности во взаимоотношениях с властями, связанные, например, с выделением места для строительства новых храмов.
Павел Владимирович Половинкин, заместитель Председателя Российского Совета ДПЦ. Доклад «Опыт взаимоотношений церкви и государства на примере Самарской поморской общины».
Самарская община — одна из крупнейших среди всех согласий. По опыту взаимодействия с государством видно, что прежние чиновники из Совета по делам религий относились с бо́льшим вниманием и уважением, а сейчас отношение к старообрядцам изменилось в корне в связи с тем, что чиновники прислушиваются к местным новообрядческим епископам.
Как и в других общинах, основным вопросом взаимодействия с государством является недостаток средств на ремонт храма. «Отказ в финансировании — в то время как другим традиционным конфессиям выделяются немалые средства — формирует у нас обиду, чувство ущемленности, зависти. А это ведь неправильно! Мы должны показывать пример самостоятельности», — считает П. В. Половинкин.
О. Александр Егорович Тарасов, наставник Белгородской поморской общины, дополнил доклад П. В. Половинкина, рассказав о своем положительном опыте взаимодействия с губернскими и городскими властями в Белгородской, Курской и Липецкой областях.
Докладчик высказал также мнение, что конференция собрана не по воле людей, но по воле Божией: «Может быть, это промысел Божий? Может, уже при дверях (антихрист) и настало время собраться во едином ковчеге? Может, Господь и собирает нас, остальцев древлего благочестия, чтобы мы совместно и сами спасались и паству спасали?» Необходимость конференции, в которой принимают участие представители основных старообрядческих согласий, давно назрела. Нужно объединяться, ведь староверы находятся на переднем крае борьбы с тлетворным влиянием Запада.
Василий Гладышев в докладе «Опыт анализа и разбора антистарообрядческих программ СМИ» рассказал, что противостарообрядческая полемика не осталась в далеком прошлом, а продолжается и в наше время. Мифы о старообрядчестве и сегодня тиражируются в газетах, журналах, теле- и радиопередачах. Во Ржеве на базе лагеря «Ржевская обитель» проводятся образовательные мероприятия для старообрядческой молодежи, на которых разбираются подобные передачи, вырабатываются методы противодействия антистарообрядческой пропаганды.
Необходимо объединять усилия старообрядческих интеллектуалов для анализа противостарообрядческих публикаций, а также взаимодействовать со средствами массовой информации, добиваться опровержения недостоверной и предвзятой информации о старообрядчестве.
Людмила Николаевна Свинцова, Председатель национально-культурного общества старообрядцев г. Киева, выступила с сообщением «Опыт работы национально-культурных обществ Украины в условиях современности».
Людмила Николаевна считает, что сложившаяся на Украине ситуация — не тупиковая: «Может быть, она станет механизмом, рычагом для развития старообрядчества».
В Киеве создан Совет национально-культурных обществ, в него входят 150 общественных организаций, представляющих национальные меньшинства Украины. У всех одна цель: сохранить свою самобытность, идентичность и показать властям, что кроме титульной нации есть множество других. Совет показывает, как нужно дружить, взаимодействовать вне зависимости от конфессиональной и национальной принадлежности. Это пример межнационального сотрудничества и уважения.
Александр Андреевич Лотко, Председатель совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, зачитал доклад «Проблемы сохранения культурного наследия в РГСО».
Рижская Гребенщиковская старообрядческая община является не только крупнейшим религиозным, но и духовно-просветительским центром. При ней действует духовное училище, типография, ведется издательская деятельность, большое внимание уделяется воспитанию детей и молодежи. Созданы музей имени Заволоко и музей староверия. В завершение своего доклада А. А. Лотко подарил оргкомитету конференции несколько новых изданий, подготовленных РГСО, в том числе и путеводитель по общине на четырех языках.
После дискуссии и обеденного перерыва было продолжено чтение докладов.
Михаил Викулович Радионов, председатель Псковской поморской общины. Доклад «Проблемы возврата церковной собственности в Псковской поморской общине». Псковская община, которая молится в небольшом храме, испытывает недостаток места: на большие праздники молящихся собирается так много, что невозможно положить земной поклон. Было принято решение добиваться возвращения храма, построенного в 1906 году купцом-старовером П. Д. Батовым. В настоящее время в этом здании находится кукольный театр. В соответствии с законом о реституции община подготовила документы, после чего начались мытарства: псковские чиновники посылают староверов в Санкт-Петербург. Затем документы переслали в Москву, откуда пришел ответ: объект культурного наследия находится в ведении Псковской области, обращайтесь туда… Староверы в очередной раз столкнулись с тем, что на местах крайне сложно добиться возвращения собственности, несмотря на действующее законодательство о реституции.
Татьяна Дмитриевна Вокуева, председатель Московского представительства межрегиональной общественной организации «Русь Печерская», выступила с докладом «Деятельность «Руси Печерской» как пример просветительских проектов старообрядческой общественной организации».
После регистрации поморской общины Усть-Цильмы 16 ноября 1990 года прошел учредительный съезд усть-цилемского общества «Русь Печерская». Силами этой общественной организации была организована воскресная школа, располагавшаяся в помещениях краеведческого общества. Спустя несколько лет были открыты представительства «Руси Печерской» во многих городах, в том числе и в Москве.
Проводятся родословные чтения, ведется работа с традиционными костюмами, большое внимание уделяется сбору и исполнению народного фольклора, былин. Работа приносит не только культурные, но и духовные плоды: начиная заниматься фольклором, взрослые и молодежь приходят к Вере и принимают крещение.
Иерей Алексей Лопатин (РПсЦ): «Исторические старообрядческие некрополи: проблема сохранения».
Старообрядческие кладбища известны начиная с XVIII века. Это Рогожское и Преображенское кладбища в Москве, Волковское и Громовское кладбища в Санкт-Петербурге. Старообрядческие кладбища на сегодняшний день являются старейшими некрополями в России. Только на них сохранилась структура православных родовых участков. На старообрядческих кладбищах похоронены представители крупнейших купеческих фамилий, составивших славу российского предпринимательства: Морозовы, Рябушинские, Солдатенковы, Гучковы, Рахмановы и многие другие.
В провинции старообрядческие кладбища часто находятся в печальном состоянии. Так, полуразрушенными, с разбросанными надгробиями, предстают старинные некрополи Хвалынска, Боровска, Тураево. Необходимо выработать единую позицию по сохранению исторических кладбищ. Эта проблема становится особенно актуальной и требует к себе внимания не только старообрядцев, но и всего общества. Поводом для осознания важности этой проблемы послужило обсуждение законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Необходимо выработать общестарообрядческое мнение об этом законопроекте.
Дарья Евгеньевна Мальцева, искусствовед и реставратор: «Проблемы сохранения художественного наследия в старообрядческих храмах». Старообрядцы сохранили многие памятники культуры, в том числе и строгановские иконы. О масштабах этой работы можно судить по нетронутым храмам: Рогожскому, Преображенскому, Рижской Гребенщиковской общине. Эти собрания сопоставимы с крупнейшими музеями. В настоящее время ведется работа по составлению описей и фотофиксации, что помогает защитить наследие предков от посягательств злоумышленников. К сожалению, часть древних собраний оказалась утраченной, поскольку ранее ветхое убранство храмов сжигали. То, что осталось, выявляется почти случайно, например, пелена царевича Димитрия (XVI век).
В настоящее время создаются старообрядческие музеи. В рамках правительственного гранта был недавно открыт Музей старообрядческой иконы на Рогожском. Необходима также и работа по воспитанию бережного отношения к иконам. Необходимо создавать условия для сохранения древних образов. Эта проблема стала особенно актуальной в последние годы, когда почти во все храмы проведено центральное отопление, а в окнах стоят герметичные стеклопакеты, следствием чего температура и влажность стали неподходящими для икон.
К сожалению, реставрационные работы скудно финансируются, а ведь речь идет о национальном культурном наследии! Необходимо создавать курсы реставраторов, поскольку ощущается острый недостаток кадров.
Елена Михайловна Юхименко, доктор филологических наук, представила новое научно-художественное издание «Старообрядчество: история и культура». Работа по подготовке книги была начата три года назад по инициативе Митрополита Корнилия. Целью было создание общей аналитической картины истории старообрядчества. В основу книги положено три идеи:
• показать старообрядчество, как единое целое;
• показать большой вклад старообрядчества в отечественную культуру;
• расширить изобразительный ряд (значительная часть памятников публикуется впервые).
Основные разделы книги: духовные центры старообрядчества, поповские и безпоповские центры, «Репрессии против старообрядцев», «Старообрядчество и культура». Отдельная глава называется «Современная фотолетопись старообрядчества», где представлены фотоматериалы, посвященные событиям из жизни общин РПСЦ.
Издание рассчитано на широкий круг читателей. Работы проводились за счет правительственного гранта. Книга отпечатана в Риге.
В конце конференции с кратким сообщением выступила Капитолина Попова, секретарь Молодежного отдела ДПЦ. Она рассказала о мероприятиях, проводимых отделом, в том числе и о работе летнего молодежного лагеря. В настоящее время также ведется работа по подготовке просветительского сайта.
Работа конференции завершилась краткими выступлениями о. Алексея Николаевича Жилко и Митрополита Корнилия, после чего выступили мужской и женский хор Рогожской общины с духовными песнопениями.
Фото Глеба Чистякова
Ну, уж если среди поморцев возникают идеи объединения, то "лёд тронулся, господа"!
Да, не могут поморцы объединиться с поповцами, как буддисты с адвентистами. Это технически не может произойти, даже, если и желание возникнет. И вопрос так вовсе никто не ставил. Не нужно краски сгущать.
Я мечтаю, а не сгущаю… вот, все помирятся, друг друга простят и признают, под одну иерархию объединятся, и всё…
Сколько же народу поляжет пока решат кто же будет наверху этой иерархии…
Никто никуда не поляжет. Просто все, что не Отец небесный насадил, разрушится. Церковь Христову не сокрушат ведь и адовы врата. А искусственные конструкции и реконструкции нежизнеспособны и это нормально.
Никто не поляжет, все будут друг другу место у руля уступать: уж пожалуйста вы, а мы, уж, с краешку… и будут вместе пастись и лев, и агнец, и федосеевец, и единоверец…
Иных староверов разделяет куда бОльшая вероучительная пропасть друг с другом, чем с РПЦ. Кроме негативного отношения к реформе Никона и двуперстия — что общего у поповцев и тех, кто считает, что священство прервалось, и кто отказался от целого набора церковных таинств. Проще с РПЦ объединиться)
Нет. Не проще. Одинаково невозможно, если не отказаться от ряда ключевы позиций. Но если в ком-то произойдет значительная перемена, то таковой утратит преемственную связь с предшественниками, следовательно, это уже будет не объединение, а присоединение. Но таковое сплошь и рядом. Кто-то переходит в РПЦ, кто-то переходит из РПЦ. К объединению же предпосылок стало еще меньше, чем, например, было перед революцией.
Оно и к лучшему для самих церковных организаций. В некотором смысле конкуренция.
Это так, если все организации предлагают одно. Конкуренция способствует повышению качества. Но в вере не так. Благодать Божья или есть, или нет. И "качество" ее не зависит от потуг носителей.
Интересно, а как старообрядцам объединяться с РПЦ — если то фактически греко-католическя церковь? С той лишь разницей что у галичан епископов назначает Папа Римский а РПЦ = папа Московский, простите Кирил Гундяев? А ведь в остальном и у УГКЦ и РПЦ — усё одинаковое?
1) Гундяев — кириЛЛ !
2) Владимир, по-моему, Вы ни с теми, ни с другими лично не знакомы, простите Христа ради.
> С той лишь разницей что у галичан епископов назначает Папа Римский а РПЦ = папа Московский
Если не лукавите, то есть смысл лучше изучить западные исповедания. Есть куда более важные различия, чем папизм, форма кресного знамения или причастие облатками. Хорошая книга "Православное учение о спасении" Сергия (Страгородского), там много толкового на тему различий православия и западных исповеданий.
> Но в вере не так. Благодать Божья или есть, или нет.
У о.Андрея Кураева хорошо написано на эту тему. Кажется, в книге "Вызов экуменизма". О том, что вопрос того где и сколько благодати есть это неоднозначный вопрос весьма. Со ссылками на Отцов, конечно же, а не от себя.
РДЦ образовалась из беглопоповцев, то есть священников, переходящих из господствующей церкви (назовем РПЦ для простоты). То есть в РПЦ благодати нет, безблагодатная церковь поставила безблагодатных повов, но когда попы вдруг убежали в старообрядчество, то благодать вдруг появилась. Или с БИ — митрополит Амвросий "от безблагодатных" став епископом, тем не менее стал вдруг благодатен как только свою иерархию организовал? Как берутся благодатные из безблагодатных? А если это возможно, то зачем вообще искать было епископов среди безблагодатных церквей, чтоб они вдруг создали уже благодатную иерархию или церковь — взять любого мужика и начать от него вести иерархию, считая благодатным?
В этом плане позиция безпоповцев даже прозрачнее выходит: кончилось священство и всё, в лес: честно говорят, что попов в рясах больше нет, остались мужики в кафтанах, и эти мужики уже как могут руководят процессом всем, без лишних претензий на благодать, честно оставив ряд таинств которые по их мнению только попы могут преподавать.
А у поповцев интересно выходит: пока ты не с нами ты безблагодатный мужик в рясе, но как только ты к нам присоединился, то сразу на тебя благодать в полном объеме снизошла? То есть научились рулить благодатью, управлять действием Духа?
Чувствуется незнакомство "Сергия 985" с трудами блаж. Августина о принятии в сущем сане духовенства от ереси донатистов, а также с работами выдающегося историка Церкви В.В.Болотова на ту же тему … и скорее всего не только с этими источниками …
"…Канонические границы Церкви очерчивают ее «экваториальную зону», зону полноты благодатного тепла. Но Глава Церкви подает Свою благодать и тем, кто, сам не ведая того, оказался вне канонических пределов церковной полноты. И как не вполне ясны границы человеческого организма (в какой мере в его жизни участвуют внешние слои кожи, ногти и волосы, не входящие в систему кровообращения) — подобные же неясности возникают и при определении пределов церковного тела.
Уж на что строг к католикам А. С. Хомяков, но и он счел необходимым предположить, что нецерковное человечество может быть соединено с Церковью «узами, которые Бог не изволил ей открыть»…"
http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma
Ещё один плюс существования нескольких параллельных организаций — например, если РПЦ вдруг докатится до того, что начнет служить и причащаться с католиками, то можно будет с чистой совестью переходить в РПсЦ или РДЦ. Должны быть альтернативы, менее подверженные политике и всяким экуменическим тенденциям. Типа как не хранить все яйца в одном лукошке.
О. Александр пишет: "Чувствуется незнакомство "Сергия 985" с трудами блаж. Августина о принятии в сущем сане духовенства от ереси донатистов, а также с работами выдающегося историка Церкви В.В.Болотова на ту же тему … и скорее всего не только с этими источниками …"
С этими источниками не были знакомы и ревнители староверия до 19 века. Тем не менее, попов принимали. И принимали попов лишь потому, что считали новообрядческое священство, все-таки, благодатным.
О том и речь, у благодати может быть либо полнота, либо неполнота. Нужно стремиться к полноте, но что дает неполнота доподлинно неизвестно.
Нужно стремиться к тому, чтобы благодать не была в осуждение…