12-15 мая (н.ст.) 2016 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора приняли участие священнослужители и миряне Русской Древлеправославной Церкви, представившие на Соборе многие древлеправославные общины, как России, так и ближнего, и дальнего зарубежья.
Повестка дня Освященного Собора
1. Об изменении формы государственной регистрации приходов Русской Древлеправославной Церкви;
2. Воссоединение с Русской Древлеправославной Церковью древлеправославных христиан г. Курска и Курской области, прервавших общение с ней в 1999 году;
3. Межстарообрядческое сотрудничество;
4. Двусторонние богословские диалоги Русской Древлеправославной Церкви, миссионерская и просветительская деятельность;
5. О юбилейных датах в 2017 г., важных для церковной истории событий;
6. Доклады церковных отделов и комиссий.
Постановления Освященного Собора
1. Об изменении формы государственной регистрации приходов Русской Древлеправославной Церкви
По первому вопросу Повестки дня перед собором выступил руководитель Отдела информации и правового обеспечения диакон Виктор Кузнецов, который в своем докладе в частности сказал: «С первых дней работы Отдела информации и правового обеспечения перед ним ставилась задача решить два основных и самых неразрешимых вопроса.
Первый вопрос был связан с невозможностью зарегистрировать местную религиозную организацию. «Невозможность» эта заключалась в том, что ввиду отсутствия у наших священнослужителей, а также и у председателей приходских советов юридического образования не представлялось возможным грамотно составить устав религиозной организации. На протяжении последних лет поступали постоянные жалобы на отказы в регистрации местных религиозных организаций ввиду несоответствия действующему законодательству предлагаемых к регистрации уставов.
Однако необходимо отметить, что не только отсутствие профильного образования является препятствием к регистрации религиозных организаций по местам. Трудности заключаются в отсутствии единообразия в оценке уставов местных религиозных организаций при их приеме региональными отделениями Министерства юстиции Российской Федерации на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации. При этом централизованной религиозной организацией рассылается на места единый вариант устава.
В одном случае устав принимается без каких-либо вопросов и претензий, что крайне редко, в другом же составляются многостраничные указания на недостатки в уставах, при этом сами эти указания не имеют ничего общего между собой. Притом что, как указывалось выше, во всех случаях подается одна редакция устава.
Безусловно, такая ситуация приводит к волоките, осложнению и затягиванию регистрации религиозных общин на местах, что в свою очередь препятствует реализации свобод, предусмотренных статьями 28 и 30 Конституции Российской Федерации в полном объеме. У наших христиан опускаются руки из-за чиновничьего бюрократизма на местах, при этом «все камни летят» в сторону руководства Министерства юстиции Российской Федерации, ссылаясь на то, что якобы «с Москвы постоянно поступают новые инструкции».
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, постоянно приходится изменять редакцию устава.
В результате зарегистрированные местные религиозные организации имеют по всей Российской Федерации совершенно разные уставы, чего быть не должно, так как эти религиозные организации, хотя и являются отдельными юридическими лицами, однако входят в единую институциональную структуру централизованной религиозной организации. Такая ситуация осложняет и управление, и начальственное наблюдение над этими организациями.
В связи с изложенной проблемой Отдел информации и правового обеспечения предлагает Собору рассмотреть предложение об изменении формы регистрации религиозных организаций на местах. Также Отдел информации и правового обеспечения предлагает на рассмотрение устав религиозной организации при изменении регистрационной формы.
Предлагаемая форма регистрации положительно скажется на самом процессе регистрации организаций, так как, во-первых, теперь регистрация всех религиозных организаций будет проходить в одном отделении Министерства юстиции Российской Федерации, далее, при такой форме регистрации отпадает необходимость в приискании десяти человек в качестве учредителей религиозной организации, и самым важным моментом является то обстоятельство, что при данной форме регистрации централизованная религиозная организация будет единственным реальным органом управления.
В настоящее время религиозные организации местного уровня являются самостоятельными юридическими лицами. В соответствии с действующим законодательством они самостоятельно могут определять свою институциональную принадлежность и вероисповедание. Это обстоятельство крайне негативно.
Такая свобода действий отдельных религиозных организаций может крайне пагубно сказаться на целостности Церкви и привести к разделениям.
Второй вопрос, который долгие годы был затруднительным для всех религиозных организаций, — это постоянные отчеты в различные государственные органы.
Предлагаемая форма регистрации может значительно облегчить руководителям религиозных организаций взаимодействие с государственными органами».
Собор, после всестороннего обсуждения доклада диакона Виктора, принял следующее постановление: «Утвердить предложенную Отделом информации и правового обеспечения форму государственной регистрации приходов Русской Древлеправославной Церкви и проект Устава. Благословить регистрацию всех новообразующихся религиозных организаций Русской Древлеправославной Церкви по утвержденной форме».
2. Воссоединение с Русской Древлеправославной Церковью древлеправославных христиан г. Курска и Курской области, прервавших общение с ней в 1999 году.
По данному вопросу Святейший Патриарх Александр сообщил Собору о том, что в декабре текущего года с Церковью окончательно примирились христиане города Курска, а 12 февраля 2016 года для них был рукоположен в священники о. Тимофей Харнаныкин. В знак этого важного для Церкви события Патриарх Александр на Святую Пасху посетил г. Курск и совершил торжественное богослужение в обеих древлеправославных общинах города — пасхальную вечерню в общине о. Тимофея Харнаныкина, а пасхальную утреню и литургию в общине о. Валерия Турчанинова. После окончания богослужения христиане обеих общин разделили пасхальную радость в совместной праздничной трапезе, что ознаменовало их полное друг с другом примирение.
Участники Собора с духовной радостью восприняли весть о примирении курских христиан и выразили надежду, что милостью Божией достигнутый мир со временем будет лишь укрепляться, а все разногласия и обиды останутся в прошлом.
Далее Собор перешел к рассмотрению поступивших на его имя прошений о принятии в церковное общение отлученных от Церкви бывшего священноинока Аполлинария (Дубинина) и прихожанина Курского прихода Тишина Ивана Симоновича.
Бывший священноинок Аполлинарий был отлучен от Церкви решением Освященного Собора в феврале 2001 года. На протяжении многих лет он являлся одним из лидеров отделившихся от Церкви христиан. С течением времени его отношение к Церкви и ее священноначалию смягчилось, а 5 марта 2016 года бывший священноинок Аполлинарий в Московской резиденции Святейшего Патриарха Александра написал на имя Освященного Собора покаянное письмо, в котором в частности засвидетельствовал, что «несправедливо отделился в 1999 году от священноначалия Русской Древлеправославной Церкви, в чем раскаиваюсь, и прошу принять меня в церковное общение». Сам бывший священноинок Аполлинарий по объективной причине не смог лично прибыть на Собор, о чем по телефону уведомил Святейшего Патриарха Александра. Несмотря на это Собор всячески приветствует доброе намерение бывшего священноинока Аполлинария и свидетельствует, что Церковь с самой искренней любовью готова принять своего некогда утерянного сына и не воспомянет ему никаких ошибок, радуясь его покаянию и желанию мира. В этой связи Собор благословил Святейшего Патриарха Александра — духовного отца бывшего священноинока Аполлинария, взять его на исповедь и затем принять в церковное общение в чине инока согласно церковным правилам.
Прихожанин Курского прихода Тишин Иван Симонович за активное участие в разделении 1999 года был отлучен от Церкви Освященным Собором в мае 2000 года. 13 мая 2016 года он подал на имя Освященного Собора прошение о снятии с него церковного отлучения такого содержания: «В 1999 году я вместе с группой других прихожан Успенского Древлеправославного прихода г. Курска отделился от священноначалия Русской Древлеправославной Церкви. В то время я поддерживал отделение от церковного священноначалия, за что Собором Русской Древлеправославной Церкви в мае 2000 года от Церкви был отлучен. В настоящее время я осознал, что был неправ, что я не имел оснований для отделения от церковного священноначалия. Я искреннее раскаиваюсь в своем проступке и прошу Освященный Собор простить меня Христа ради и снять с меня церковное отлучение».
Приветствуя покаяние духовно оступившегося брата, Освященный Собор постановил снять с него отлучение от Церкви и поручил священнику Тимофею Харнаныкину совершить необходимый чин присоединения сразу же после окончания Освященного Собора. Также Собор призывает Иоанна Тишина и всех вообще вернувшихся в общение с Церковью христиан быть отныне твердыми хранителями церковного мира, отражать все нападки и клеветы врага рода человеческого на Церковь Христову и ее священноначалие, призывать всех, кто еще медлит со своим покаянием, к скорейшему их примирению со своими братьями и сестрами в Господе.
Также перед участниками Собора выступил правозащитник Владимир Викторович Степанов, который ранее от имени Общероссийского общественного движения «За права человека» выступал в качестве защитника бывшего священноинока Аполлинария. Владимир Викторович открыто засвидетельствовал, что был не прав, когда решил защищать отступившего в 1999 г. от Церкви отца Аполлинария и искренне попросил у всего Освященного Собора прощение за то, что своей деятельностью способствовал усугублению церковного разделения. Святейший Патриарх Александр от лица Собора засвидетельствовал, что ни он лично, ни другие христиане Русской Древлеправославной Церкви не держат никакой обиды на Владимира Викторовича, безусловно, прощают его и желают видеть в числе своих братьев во Христе. Так же участники Собора призвали Владимира Викторовича Степанова потрудиться теперь уже на благо Церкви, чтобы совершенно пред Богом была изглажена допущенная им некогда ошибка и за богоугодные дела на Церковной ниве был бы дарован ему от Господа неувядаемой славы венец.
3. Межстарообрядческое сотрудничество.
Перед Собором выступил сотрудник Миссионерского отдела Русской Древлеправославной Церкви протоиерей Андрей Марченко, который рассказал о целях и задачах, а также возможных перспективах и желаемых для Церкви результатах межстарообрядческого сотрудничества. Также отец Андрей проинформировал о реальных успехах, уже достигнутых в этой области, в частности, в деле совместной работы представителей РДЦ и РПСЦ над переводом Евангелия на русский язык наметилась положительная динамика. Так, в настоящее время уже проходит согласование первичный перевод нескольких глав Евангелия от Луки. Осуществляется иное сотрудничество в издательской и журналистской деятельности со старообрядцами РПСЦ и других согласий.
Далее по этому вопросу выступил диакон Виктор Кузнецов с докладом о деятельности контактной рабочей группы по межстарообрядческому сотрудничеству. Отец Виктор ознакомил участников Собора со спектром обсуждаемых на заседаниях контактной рабочей группы вопросов, рассказал о состоявшемся 3 марта 2016 года в Московском Доме национальностей круглом столе на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», о подготовке к международной конференции по проблемам старообрядчества, запланированной на июль этого года. Также Собору был представлен проект «Всероссийских мероприятий в честь 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума», подготовленный Русской Православной Старообрядческой Церковью.
Освященный Собор одобрил идею организации юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, и поручил Отделу информации и правового обеспечения подготовить предложение о том, в какой мере в данных торжествах могли бы участвовать представители Русской Древлеправославной Церкви, насколько возможно их участие и в самой организации праздничных мероприятий.
Далее участники Собора заслушали проект «Соглашения между централизованными религиозными организациями Русской Древлеправославной Церковью и Русской Православной Старообрядческой Церковью по решению спорных вопросов, касающихся объектов недвижимости религиозного назначения», призванный устранить саму возможность имущественных разногласий и споров. В силу важности данного вопроса в Деяния помещен полный текст проекта Соглашения.
Соглашение между централизованными религиозными организациями Русской Древлеправославной Церковью и Русской Православной старообрядческой Церковью по решению спорных вопросов, касающихся объектов недвижимости религиозного назначения
Имея озабоченность наших Религиозных организаций общим состоянием народа в Российской Федерации, имея опыт прежде бывших отцов, исходя из равенства религиозных организаций перед Законом, также принимая во внимание сложившиеся непростые отношения между нашими Религиозными организациями и имея взаимную заинтересованность во всемерном укреплении и расширении сотрудничества в различных областях, считая необходимым создание условий для разрешения возникающих недопониманий между нашими Религиозными организациями и определяя это приоритетной задачей и важнейшим условием нашего культурного взаимодействия и сотрудничества, сознавая необходимость развития диалога и сознавая необходимость создания механизма сотрудничества, исполненные искреннего стремления к равноправному сотрудничеству, и желая заключить настоящее Соглашение, Централизованные религиозные организации Русская Древлеправославная Церковь и Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемые в дальнейшем по тексту настоящего Соглашения «участники Соглашения», согласились о нижеследующем:
Статья 1
За объектами недвижимости, которые на день подписания настоящего Соглашения были переданы компетентными государственными или муниципальными органами Российской Федерации в собственность либо на иных условиях участникам Соглашения, признаётся безоговорочное право того участника Соглашения, в чьей собственности (либо на ином основании) такое имущество находилось на день подписания настоящего Соглашения.
Статья 2
Положение статьи 1 настоящего Соглашения не ограничивает участников Соглашения в праве передать находящееся у них в собственности (либо на ином основании) имущество другому участнику Соглашения.
Статья 3
Настоящее Соглашение распространяется на все объекты недвижимости религиозного назначения, которые имеют конфессиональную принадлежность к участникам Соглашения и на день подписания настоящего Соглашения не были переданы компетентными государственными или муниципальными органами Российской Федерации участникам Соглашения в собственность (либо на ином основании).
Статья 4
После подписания настоящего Соглашения участники Соглашения обязуются всегда письменно уведомлять друг друга о своём намерении обратиться в компетентные государственные или муниципальные органы Российской Федерации с просьбой о передаче им любого объекта (или объектов) недвижимости религиозного назначения независимо от конфессиональной принадлежности этого объекта (объектов).
Статья 5
Участник Соглашения, получивший уведомление в соответствии со статьёй 4 настоящего Соглашения, в месячный срок предоставляет письменный ответ с указанием о своём отношении к указанному в уведомлении объекту.
Статья 6
Участники Соглашения уважают равное право друг друга на возвращение объектов недвижимости религиозного назначения исходя из конфессиональной принадлежности этих объектов.
Статья 7
В случае возникновения между участниками Соглашения спора о конфессиональной принадлежности относительно объектов недвижимости религиозного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, создаётся двусторонняя комиссия. Количество членов с каждой из сторон не ограничено. Заседания комиссий оформляются протоколом и подписываются обеими сторонами. Каждый такой протокол становится неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 8
Доказательствами конфессиональной принадлежности признаются любые документы (архивные справки, архивные документы, свидетельства, отражённые в периодических и непериодических изданиях, фотокопии, при условии наличия оригиналов документов, фотографии и т.д.), подтверждающие строительство и использование спорного объекта недвижимости религиозного назначения одним из участников Соглашения.
Статья 9
На время работы двусторонней комиссии участники Соглашения не могут обращаться в государственные или муниципальные органы Российской Федерации по вопросам передачи им спорных объектов недвижимости религиозного назначения.
Статья 10
Результаты работы комиссии оформляются протоколом и обязательны для участников Соглашения.
Статья 11
Настоящее Соглашение не может рассматриваться как ограничение права участников Соглашения обращаться в правоохранительные органы и суды Российской Федерации для защиты своего права.
Статья 12
Изменения и дополнения настоящего Соглашения принимаются сторонами путём переговоров и оформляются Протоколами, которые становятся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 13
Участие в Соглашении является добровольным, участники Соглашения могут в любое время выйти из участия в Соглашении.
Статья 14
В случае если участник Соглашения примет решение о выходе из участия в Соглашении, то он, исходя из принципов взаимного уважения, должен уведомить об этом другого участника Соглашения.
Статья 15
Настоящее Соглашение вступает в силу и обязательно для участников Соглашения с момента подписания этого Соглашения Главами участников Соглашения.
Подписи участников соглашения:
От централизованной Религиозной организации Русская Древлеправославная Церковь
От централизованной Религиозной организации Русская Православная старообрядческая Церковь
Данный проект Соглашения ранее был передан Русской Православной старообрядческой Церкви для изучения и согласования.
На момент проведения настоящего Собора РПСЦ, к сожалению, еще не высказала своего отношения к предлагаемой инициативе нашей Церкви и к проекту Соглашения. Несмотря на это, Собор с удовлетворением отметил уже имеющиеся положительные сдвиги в области межстарообрядческого сотрудничества и призвал наших церковных представителей с еще большим усердием продолжить трудиться на данном церковном поприще.
В связи с этим Собор постановил делегировать Святейшему Патриарху Александру право от лица Русской Древлеправославной Церкви определять задачи и формы взаимодействия в контактной рабочей группе по межстарообрядческому сотрудничеству. Также Собор благословил диакона Виктора Кузнецова продолжить работу в контактной рабочей группе по межстарообрядческому сотрудничеству в качестве представителя Святейшего Патриарха.
4. Двусторонние богословские диалоги Русской Древлеправославной Церкви, миссионерская и просветительская деятельность.
Сотрудник Миссионерского отдела протоиерей Андрей Марченко доложил Собору о том, что в адрес Святейшего Патриарха Александра от группы латиноамериканских новообрядческих общин поступило письменное обращение с просьбой о присоединении к Русской Древлеправославной Церкви. В своем обращении эта группа общин в частности говорит, что своим «письмом доносит просьбу о присоединении и просит Его Святейшество, Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина), чтобы он принял наше прошение о присоединении нас к вашей Церкви под ваше церковное покровительство, в целях расширения Церкви в Латинской Америке, чтобы мы могли следовать нормам канонического права Святой Церкви. На этом благодарим и просим патриаршего благословения Вашего Святейшества».
По благословению Патриарха Александра Миссионерский отдел установил контакты со священноначалием этих общин еще в марте 2013 года. В частности, для ведения непосредственных переговоров с этими христианами от лица Русской Древлеправославной Церкви был направлен представитель А. Ямбарцев. В результате переговоров упомянутые общины, по свидетельству их руководства, приобрели твердую решимость присоединиться к Древлеправославной Церкви, вследствие чего и написали соответствующее прошение на имя Святейшего Патриарха. Также в процессе переговоров с ними выяснилось, что хоть в самих этих общинах таинство крещения в настоящее время совершается по апостольскому завещанию — непременно в три погружения, тем не менее большинство взрослых, крещеных ранее (в детском возрасте), имеют на себе обливательное крещение.
Освященный Собор, после заслушивания доклада и ознакомления с рядом относящихся к делу документов, фото- и иных материалов, постановил следующее: «Приветствовать желание латиноамериканских новообрядческих общин присоединиться к Древлеправославной Церкви. В качестве непременного условия предложить им войти в церковное общение на основании церковных правил. Они должны согласиться и в полном объеме принять вероучение Древлеправославной Церкви. Кто из них имеет на себе обливательное крещение, должны быть присоединяемы через полное трехпогружательное крещение. После чего бывшие до этого клириками, по ходатайству их общин, должны быть законным образом рукоположены в те священные степени, которые усваивали себе ранее. Те же, кто имеет крещение погружательное, должны быть присоединяемы через миропомазание. Однако хиротония должна повторяться в любом случае, поскольку из представленных Собору документов следует, что канонических оснований признать апостольскую преемственность на архиереях, совершивших их первичные рукоположения, не имеется. В случае согласия этих общин с вышеперечисленными условиями поручить Святейшему Патриарху Александру совместно с Миссионерским отделом осуществить присоединение латиноамериканских новообрядческих общин к Церкви Христовой».
Далее участники Собора ознакомились с ситуацией, сложившейся с другими богословскими диалогами, осуществляемыми Церковью.
Так, в частности, продолжается Богословский диалог со старостильной ИПЦ (Синод Митрополита Кирика Кондоянниса). Осуществляется перевод на греческий язык важнейших вероучительных документов Древлеправославной Церкви, материалов по ее истории и обычаям древлеправославных христиан. Со стороны представителей ИПЦ уже получены положительные отклики на представленные им для изучения материалы. Так, видные представители ИПЦ богословы Елевферий Гутзидис и Хариолос Стураитис выразили полную поддержку позиции Древлеправославной Церкви по вероучительным вопросам и высоко оценили качество сделанных на греческий язык переводов.
Также продолжаются богословские контакты и с представителями Архиерейского Совещания Русской Православной Автономной Церкви. В настоящее время в свете Священного Писания и святоотеческого учения обсуждается проблема Имяславия.
Согласно поручению Архиерейского Собора 2015 года Миссионерский отдел подготовил и передал старостильным христианам Болгарии ответ на интересовавшие их вопросы. В настоящее время ожидается их решение относительно начала богословского диалога с нашей Церковью.
5. О юбилейных датах в 2017 г., важных для церковной истории событий.
В 2017 году исполняется 15 лет со дня восстановления в Русской Древлеправославной Церкви Патриаршества, утраченного в связи с отпадением в XVII веке Патриарха Московского Никона от чистоты Православной веры. Особенно данный юбилей знаменателен тем, что он будет первым, после окончательного признания Древлеправославного Патриарха органами государственной власти и регистрации Минюстом РФ соответствующих поправок, внесенных в гражданский Устав ЦРО Русская Древлеправославная Церковь.
В связи с этим Собор поручил Отделу информации и правового обеспечения подготовить к зимнему Архиерейскому Собору проект программы празднования данного церковного события.
Также 2017 год будет отмечен и печальными юбилеями. Исполняется 350 лет с момента окончательного раскола в Русской Церкви, обусловленного беззаконными решениями Большого Московского собора 1667 года и его человеконенавистническими анафемами на противников церковной реформации. Исполняется 100 лет со дня Февральской революции, которая незаконным образом изменила государственное устройство в России, и 100 лет со дня Октябрьского большевистского переворота, сторонники которого залили всю многострадальную Россию кровью и безвинно отправили на плаху огромное множество древлеправославных христиан и других своих же сограждан. Исполняется 80 лет со дня мученической кончины св. свщмч. Стефана, Архиепископа Московского и всея Руси. 1937 год был вообще отмечен самым яростным нападением безбожников на древлеправославных христиан, приведшим, возможно, к самым масштабным человеческим и материальным потерям Русской Церкви за все время ее существования.
Собор поручил Отделу информации и правового обеспечения, совместно с Миссионерским и Издательским отделами, подготовить к зимнему Архиерейскому Собору предложение о том, каким образом Церковь могла бы обозначить данные события, как перед церковными чадами, так и перед российской общественностью, чтобы память об этих событиях не изглаживалась, но всегда являлась действенным предупреждением, которое бы удерживало ныне живущих, а также будущие поколения наших христиан, наших сограждан и представителей власти от повторения таких трагических для всего российского народа ошибок.
6. Доклады церковных отделов и комиссий.
В рамках этого вопроса Собор заслушал доклады церковных отделов и комиссий.
Руководитель Отдела образования и катехизации протоиерей Владимир Алехин рассказал о паломнических поездках с детьми по святым местам Древлеправославия, которые предполагаются в текущем году, и о существующих проблемах в сфере духовно-просветительской работы среди молодежи и детей. Также о. Владимир сообщил, что на официальном сайте Церкви в ближайшее время будет опубликован пакет документов, необходимых для отправки ребенка в паломническую поездку, и список вещей, которые необходимо взять с собой.
Далее от лица Отдела информации и правового обеспечения выступили руководитель отдела диакон Виктор Кузнецов и священник Димитрий Богданов. Они рассказали о законодательных инициативах государства, призванных повысить уровень безопасности церковного имущества. В целях скорейшего раскрытия преступлений, связанных с хищением церковного имущества, икон и других священных предметов, представляющих художественную и историческую ценность, выступающие рекомендовали провести во всех храмах Русской Древлеправославной Церкви инвентаризацию совместно с представителями МВД. Инвентаризация осуществляется следующим образом. После подачи соответствующего заявления в отделение внутренних дел МВД его представители приходят в храм и делают опись всех предметов, могущих вызвать интерес у преступников, при этом сами предметы маркируют невидимыми для человеческого глаза чернилами. Данная процедура осуществляется совершенно бесплатно. И таковую уже прошел приход в Ново-Харитоново Раменского р-на Московской области. В случае кражи данная процедура может значительно облегчить как сам поиск пропавших предметов, так и возвращение их законному владельцу. Более подробная информация о правилах и правовой основе данной инвентаризации будет опубликована на официальном сайте Церкви в закрытом разделе, в котором регулярно публикуется юридический бюллетень.
Собор с одобрением отнесся к предложению докладчиков и в свою очередь также призывает все Приходские Советы воспользоваться данной государственной инициативой.
Далее перед Собором выступили сотрудница Издательского отдела инокиня Ирина (Новикова) и члены Дисциплинарной комиссии.
Инокиня Ирина призвала священнослужителей в целях церковной проповеди к более усердному распространению издаваемой Церковью духовной литературы, а также попросила обязательно информировать Издательский отдел о встречающихся им в книгах опечатках, чтобы в последующих изданиях таковые непременно исправлялись.
Председатель Дисциплинарной комиссии Преосвященный епископ Савин Нижневолжский зачитал доклад о нравственном состоянии духовенства. Член комиссии протоиерей Никанор Кречетов также поделился с участниками Собора своим видением некоторых вопросов, относящихся к жизни и поведению священнослужителей.
Освященный Собор одобрил работу церковных отделов и комиссий и по представлению Богослужебной комиссии счел необходимым сделать нижеследующее разъяснение.
С самого своего появления Церковь Христова стремилась освятить всякую сторону жизни своих чад, сугубое попечение она проявляла о тех, кто в силу вынужденных обстоятельств подвергает свою жизнь особому риску. Поэтому о христианах, отправляющихся как на брань, так и в простое путешествие, возносится отдельная молитва, в которой у Бога испрашивается благословение и защита отправившегося в путь христианина от всех могущих случиться в его путешествии злоключений, а также испрашивается благополучное его возвращение обратно. Неоднократно во время суточного богослужебного круга Церковь так просит Бога об отправившихся в дорогу христианах: «О плавающих и путьшествующих… и о спасении их, Господу помолимся». Между тем за века, прошедшие со времени формирования церковного чинопоследования, быт человечества, в том числе и древлеправославных христиан, значительно изменился, в частности, появились не бывшие ранее новые средства передвижения — автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. А коль скоро всякий вообще вид транспорта не является абсолютно безопасным, и, как всем вполне известно, периодически со всеми видами транспорта случаются трагические происшествия, как правило, сопровождающиеся и немалым количеством человеческих жертв, то несправедливо было бы оставлять христиан, да и вообще всех людей, передвигающихся посредством этих видов транспорта, без молитвенного о них попечения.
Исходя из этого Собор считает необходимым разъяснить церковным чадам, что, например, молитва Церкви «О плавающих» должна без всякого сомнения относиться и к путешествующим воздушным транспортом. Это вполне справедливо, поскольку изначально, при самом его появлении, к данному виду транспорта отнесена была терминология, использовавшаяся в отношении водного транспорта, собственно, и само передвижение посредством воздушного транспорта называется воздухоплаванием, а, например, самолеты называются воздушными судами. Таким образом, никакого особого прошения о путешествующих воздушным транспортом добавлять необходимости нет, разве что в тех местах, где молитва акцентирует внимание на самом виде транспорта, следует делать необходимое по смыслу дополнение. Имеется в виду прошение на ектенье «О державнем», которая произносится после отпуста павечерницы и полуношницы: «О иже по водам плавающих и в пути шествующих». Соответственно, данное прошение следует произносить так: «О иже по водам и возду́ху плавающих и в пути шествующих».
Что же касается автомобильного и железнодорожного транспорта, то к нему справедливо отнести прошение «О путьшествующих». Ибо хоть данное прошение в узком смысле говорит о передвигающихся пешком, тем не менее с глубокой древности люди использовали для передвижения и, например, гужевой вид транспорта, однако Церковь в молитвах своих не выделила оный никаким особым образом, ограничившись прошением «О путьшествующих». Поэтому разумно и нам последовать примеру святых отцов и относить прошение «О путьшествующих» к людям, передвигающимся всеми вообще наземными видами транспорта.
И да сохранит Бог по молитвам Церкви всех тех, кто трудится в сфере наземного, водного и воздушного транспорта или путешествует им!
Источник: raoc.info
Комментариев пока нет