Продолжается публикация отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня расскажем об Александре Васильевиче Антонове — главном редакторе журнала «Церковь», руководителе информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, председателе Никольской старообрядческой общины г. Москвы. 6 декабря, в день преставления св. благоверного князя Александра Невского, А.В. Антонов отмечает день Ангела.
***
После очередного телефонного разговора с А.В. Антоновым очень захотелось закрепить на бумаге свои впечатления от многолетнего общения с этой незаурядной личностью. Жалко было бы, если бы россыпь искромётных остроумных наблюдений, высказываний, зарисовок, которые я слышал из уст Александра Васильевича, забылись бы.
Сначала постараюсь вспомнить то, что мне известно о нём к настоящему времени. Выпускник МГУ (философский факультет) Александр Васильевич стал приобщаться к вере ещё во время учёбы. Сам живой и темпераментный, он и преподавателей любил таких, которые могли живо донести аромат эпохи, колорит личностей, о которых они рассказывали.
В студенческие годы Александр Васильевич активно читал Самиздат, общался с такими видными деятелями патриотического движения, как Л.И. Бородин, хотя себя к диссидентам, националистам не причислял:
Я верю в русский народ-мессианист, а национализм для этого великого народа — слишком мелковато.
Как-то Александр Васильевич был приглашен на мероприятие, в котором приняли участие такие видные патриотические деятели, как Куняев, Казинцев, Севастьянов и др. Послушал он этих видных патриотов и сказал:
Сняв голову, по волосам не плачут: разгромив в середине XVII века историческую Россию, вы 350 лет оплакиваете последствия этой трагедии.
После мероприятия многие его участники подходили к Антонову, жали ему руку, благодарили за выступление.
Александра Васильевича связывали тесные узы дружбы с отцом Димитрием Дудко, у которого он окормлялся до перехода в старообрядчество. Прощались они трогательно, со слезами — отец Димитрий любил его.
О моей книге «Воспоминания» он отозвался так: «Автор книги — пример человека, у которого нет «двойного дна», редчайший типаж современного человека, тип летописца, созерцателя жизни, он обладает удивительной способностью слышать другого человека».
Замечательны и остроумны его отдельные высказывания, с добрым юмором, меткие и всегда к месту. Например, в Перми проходила межрелигиозная встреча, посвящённая проблемам экуменизма. Присутствовали представители разных конфессий: тут были и иудеи, и мусульмане, и старообрядцы, и новообрядцы, и многие другие. Во всех выступлениях красной нитью проходил такой тезис: «Надо жить дружно, друг к другу относиться толерантно, вот, как бы экуменизм …». Дошла очередь до Антонова, ему выступать. Выходит Александр Васильевич на трибуну и говорит: «Вот здесь говорили об экуменизме: должен сказать, что не то, что нужно, говорили. Как же так? У нас истина — разная!» И тут нависла гнетущая, я бы сказал, зловещая тишина: мол, кого пригласили, он нам тут всё порушит, весь замысел испортит и исказит.… Но Антонов спокойно продолжал говорить: «Ну вообще-то, как правило, экуменизм возникает после второй рюмки водки». Все ещё больше напряглись. А Антонов продолжает: «Но поскольку здесь примерно третья часть присутствующих — мусульмане, которые не пьют, часть — иудеев, которые мало пьют, мы — старообрядцы, которые почти не пьют. И поэтому экуменизм — не пройдёт!». Зал дружно расхохотался. Обстановка разрядилась.
Ещё случай. Есть такой раввин — Зиновий Коган. Это представитель реформистского течения в иудаизме. Он очень весёлый человек — любит всякие шутки-прибаутки и часто в своей речи ими пользуется. Довелось ему говорить о кризисе в экономике: мол, кризис наступил, нужно подавать друг другу руки, помогать, выручать, одним словом. Тут подходит Антонов и говорит:
Я не мог не попасть под обаяние этого еврейского пассионария, зажигательного человека. Вот раввин сказал, что нужно протянуть друг другу руки. Это говорит о том, что ситуация у нас действительно сложная, если даже иудеи предлагают протянуть друг другу руки. Значит, кризис далеко зашел. И вот я на этот призыв раввина, предложившего протянуть друг другу руки, хочу добавить следующее: я поддерживаю этот призыв, исходящий даже от иудеев, и если мы этого не сделаем, тогда мы протянем ноги!
Антонов рассказывает:
Некоторые меня стали называть масоном 93-й степени. Потом как-то о чём-то спросили, а я им в ответ: «А разве вы не знаете, что масон 93-й степени узнает о каком-либо событии 93-м?» Больше мне не звонили.
И еще:
Объяснять Чубайсу или Гайдару, чем отличается старый обряд от нового, — всё равно, что кошке Мурке объяснять, почему нельзя ходить по храму во время Херувимской.
И таких ярких выражений у него масса.
Отдавая должное богословской глубине «Слов и речей» митрополита Филарета (Дроздова), Александр Васильевич в то же время отмечал неприемлемые вещи, в частности, латинское влияние в написанном им Катехизисе. Отмечал также у него иезуитские тенденции. Так, однажды митрополиту доложили, что такие источники, на которые ссылалась антистарообрядческая апологетика, как «деяние на Мартина еретика», Феогностов требник оказались подделками. Митрополит на это отреагировал следующими словами: «Это малая неправда к вящщей правде послужила».
Приведу ещё несколько запомнившихся образных высказываний А.В.Антонова:
О звонаре Рогожской колокольни:
Он настолько искусен в звоне, что когда ещё продолжается гул большого колокола, он уже сидит за трапезой.
Владыке Корнилию:
По нашей обязанности и долгу мы не должны приносить Вам огорчений, а по милосердию и человеколюбию Вы не должны огорчать нас.
Много сделано, много не сделано, и ещё сколько предстоит не сделать.
Думаю Антонов это один из немногих оставшихся в современном старообрядчестве начетчиков. Серьезная база образования, живой ум и как следствие видна живая гибкая мысль. Даже вот спокойно работает с трудами навообрядцев, различая полезное и вредное. Нет радикализма который характерен современному дубовому ревнительству.
Побольше бы в старообрядчестве такой живой мысли.
Хе-хе, такой живой мысли побольше бы везде, и в РПЦ тоже — там последних доедают…
Согласен, что и в РПЦ нужны люди с живой мыслью.
Многая лета Александру Васильевичу!
"О моей книге «Воспоминания» он отозвался так: «Автор книги — пример человека, у которого нет «двойного дна», редчайший типаж современного человека, тип летописца, созерцателя жизни, он обладает удивительной способностью слышать другого человека»."
Скромность Сахарова, однако, не убедительна.
Нет, это о.Кирилл привёл пример "искромётных остроумных наблюдений" :))))
Ну да. То, что Сахаров без двойного дна — это, действительно, искромётное остроумие, характерное конкретно для Антонова.
И ещё заметил, что почти везде, где упоминается А. В. Антонов, то с ним вместе речь идёт
обязательно об иудеях (я уж не говорю о разных дудко и прочих солженицыных). Мистика или эти понятия и вправду неразрывны?
Даже если и так, то что странного, ведь умному человеку иногда хочется поговорить с умными людьми.
О, как этот умник, должно быть, мучается среди христиан!
Чаще християн корёжит от общения с умниками.