В октябре 2015 года Освященный Собор РПсЦ учредил Томскую старообрядческую епархию и утвердил кандидатом в архиереи настоятеля томского прихода священноинока Григория (Коробейникова). Почему Собор принял такое решение? Как изменит жизнь томских старообрядцев образование епархиального центра? Кто может стать старообрядцем? И что представляет собой современное старообрядчество Томска? Об этом и многом другом в интервью tomsk.ru рассказал новопоставленный епископ Григорий (Коробейников).
Справка: Епископ Григорий (Геннадий Васильевич Коробейников) родился 8 сентября 1948 года в городе Ижевске Удмуртской АССР в старообрядческой семье. Учился в техникуме пищевой промышленности, после окончания которого служил в Советской армии. После демобилизации работал на заводе и был прихожанином старообрядческого храма Ижевска. В 1971 году венчался. В 1976 году был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем храма саратовской общины, а в 1986 возглавил томский старообрядческий приход. В 1993 году был возведен в сан протоиерея. В 2014 году овдовел. В 2015-м принял монашеский постриг и был избран епископом на воссозданную Томскую кафедру. Воспитал девять детей и 28 внуков.
Точнее будет сказать, Собор возродил Томскую епархию. Если мы обратимся к истории, то Томская епархия была организована Освященным Собором Старообрядческой церкви в 1925 году. До этого была Томско-Алтайская епархия, а еще раньше — Томско-Сибирская. Все это время кафедра епископа находилась в Томске. В годы советской власти все это было утрачено. В 1993 году образовалась единая Сибирская епархия с центром в Новосибирске. Она простиралась от Урала до Тихого океана, включала Среднюю Азию. Окормлял всю эту епархию один епископ — владыка Силуян. По мере укрепления старообрядчества на этих землях из большой Сибирской епархии были выделены Иркутско-Амурская и Хабаровско-Дальневосточная самостоятельные епархии. И вот пришло время нашей Томской епархии. Волею Божией на Освященном Соборе было принято решение о возрождении Томской епархии с кафедрой в городе Томске.
Новообразованная епархия представляет собой обширную территорию, включающую в себя целые области, края и республики. В нее входят Томская и Кемеровская области, Красноярский край, республики Тыва и Хакасия.
Будем надеяться, и молиться Богу, и с Его помощью преодолевать все возникающие трудности. Сейчас трудно представить, какие проблемы могут возникнуть. Но, уповая на Бога, вместе с настоятелями и прихожанами будем их решать совместно.
У меня еще не получилось объехать все приходы епархии. Думаю, что после посещения всех приходов и общения с настоятелями и паствой сформируется ряд направлений по развитию. Но самым главным направлением остается для нас организация постоянной молитвы в тех местах, где проживают старообрядцы, где нет постоянного служения.
В первую очередь, для нас важно то, что в этот день состоялось торжественное богослужение, которое возглавил глава нашей Церкви митрополит Корнилий. На этой службе состоялся чин возведения на Томскую кафедру меня как епископа.
После прошло первое епархиальное совещание. Оно носило организационно-ознакомительный характер. На совещании присутствовали все священнослужители нашей епархии и представители общин. Митрополитом Корнилием был поставлен вопрос об организации мужского монастыря на территории Асиновского района, разрушенного в 30-х годах XX века.
Я собираюсь поехать в Гарь. Два монастыря (мужской и женский) были в окрестностях этого поселка. Будем этот вопрос решать на месте. Его еще нужно будет согласовать со светскими властями. Они должны будут выделить участок под монастырь и определить условия. Пока у нас там находится один инок. Он проживает в поселке Гарь. Там есть церковь. Есть священник. Там проживают старообрядцы.
Первые скиты были организованы священноиноком Феофилактом (Савкиным) в 1875 году. До разорения в 30-х годах XX века велась активная духовно-просветительная деятельность. Были мужской и женский монастыри. Была налаженная издательская деятельность. Под влиянием монастырей была образована томская община. В стенах монастыря было воспитано несколько старообрядческих епископов. Они трудились, неся слово Божие, не только в сибирских пределах, но и по всей России. Некоторые из них, такие как владыка Тихон и владыка Амфилохий, мученически пострадали за слово Божие и сейчас прославляются как священномученики. Они канонизированы у нас.
Во время служения в Томске мне приходилось заниматься не только своим приходом. Я являлся благочинным восточного благочиния Новосибирской епархии. Были организованы общины, строились храмы. Был организован постоянный крестный ход из села Гарь к месту разрушенных монастырей. Там были воздвигнуты поклонные кресты. Был воздвигнут поклонный крест на месте пребывания в ссылки протопопа Аввакума в Енисейске (Красноярский край — прим. ред.). На постоянной основе проводятся Тихоно-Авакумовские чтения в память протопопа Аввакума и нашего епископа Томско-Алтайского Тихона, репрессированного в 1937 году. В приходах организованы воскресные школы для детей и молодежи. Для общения молодежи и подрастающего поколения в августе впервые были организованы Успенские встречи, на которых проводились творческие и певческие конкурсы. Будем надеяться, что они станут ежегодными.
Мы не ведем количественный учет, потому что Церковь — живой организм, состоящий из всех слоев нашего общества и возрастов: от младенцев до убеленных сединой старцев и бабушек. Это ветераны труда, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла. Некоторым уже за 90 лет. По профессиональной принадлежности это как простые труженики, так и инженерно-технические работники и мастера плотницкого искусства. Также это казаки, которые сохранили традиции, характерные русскому казачеству.
У нас не только потомственные старообрядцы. К нам приходят люди, будучи уже взрослыми. К нам из других конфессий переходят. Прежде чем покрестить, мы их оглашаем. Через определенное время, если у них возникает интерес исполнять наши правила, если мы видим их заинтересованность, прилежание, мы их крестим. Старообрядцем нужно быть не только по имени и по принадлежности, но и исполнять наши правила и обычаи.
Дела обстоят по-разному. В нашей общине сейчас полный иерархический штат: епископ, священник, дьякон, чтецы, певцы и прихожане. Проводятся занятия воскресной школы, состоящей из нескольких возрастных групп. Не хватает помещения для проведения полноценных занятий в Малиновке. В малиновском приходе тоже есть воскресная школа, тоже несколько групп. У них сильная певческая школа. Но так как приход молодой, у них есть финансовые затруднения. Храм не до конца построен, нет места для воскресной школы. Им приходится заниматься в частных домах христиан. Обустройство храмовой территории, постройка хозяйственных помещений требует больших финансовых вложений. В поселке Гарь есть священник и домовая церковь. В некоторых районах области, где компактно проживают старообрядцы, есть перспектива организации старообрядческих общин.
Трудно сказать, что изменится. Надо, чтобы прошло некоторое время. Хотелось бы, чтобы все, кто считают себя старообрядцами или придерживаются таких взглядов, духовно совершенствовались. Этим самым они вносили бы вклад в укрепление и оздоровление нашего Отечества.
Настоящий храм — это как раз кафедральный собор, освященный в 1913 году. Ему уже более ста лет. Здесь была кафедра епископа Томско-Алтайского Тихона. Нам этого храма достаточно. Другое дело — епархиальный центр как административный комплекс. Он нам необходим, и здесь предстоит большая работа. Мы надеемся на посильную помощь благотворителей, городских и областных властей в решении этого вопроса.
Вопрос актуальный. У нас в селе Корнилово освящено место под строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Есть проект. Все упирается в отсутствие финансов. В других местах строительство храмов будет по мере возникновения общин.
Слава Богу, сейчас время, когда можно свободно молиться и соблюдать и выполнять все необходимое для спасения души. А в основном власти стараются нас не замечать, если мы сами не напоминаем им о себе. По мере нашего обращения власти рассматривают наши просьбы и в чем-то помогают. В частности, при реставрации нашего храма нам была оказана помощь администрации города и области.
Ну, с митрополитом Ростиславом мы знакомы. Еще когда я священником служил, мы с епископом Силуяном были у него на приеме. Мы встречались на конференциях, которые собирали власти. Ну а так еще не приходилось.
На данный момент создана комиссия Русской Православной Старообрядческой Церкви по диалогу с Русской Православной Церковью. Ей поручено заниматься всеми вопросами в этом направлении. Все решения этой комиссии публикуются на сайтах РПСЦ и «Вестнике Митрополии» (официальное издание РПСЦ — прим. ред.). На первую группу вопросов мы им ответили, а от них ответы на наши вопросы не пришли.
Должны произойти изменения в сознании людей, и в первую очередь священноначалия той церкви. Они сняли клятвы, но фактически считают нашу Церковь безблагодатной. Мы задали вопрос, на каком основании они так считают, но ответа так и не получили.
Источник: www.tomsk.ru
Комментариев пока нет