Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, полноценной истории старообрядчества так и не издано. Более того, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Полноценной истории неокружничества также не написано, несмотря на то, что статьи по этой теме опубликованы в приложении к журналу «Церковь», «Во время оно» и на сайте «Самарское староверие». Редакция этого сайта несколько лет назад обещала опубликовать историю неокружничества под названием «История окружничесского раздора». Однако этот важный труд так до сих пор и не увидел свет. Сегодня мы публикуем статью, посвященную некоторым фактам из жизни противоокружников Ржева и судьбе последнего неокружнического епископа.
Противоокружники
В 1862 году Московский духовный совет издал «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» — документ, где декларировалось отношение старообрядцев Белокриницкого согласия к господствующей церкви и некоторым безпоповским взглядам. Многие старообрядцы, не согласившиеся с этим посланием, не приняли его. Состоялся раздор, в результате которого Белокриницкая иерархия разделилась на две части. Не признавшие «Окружное послание» получили наименование «противоокружники» или «неокружники», а согласившиеся с Окружным посланием стали именоваться «окружниками».
Неокружники выбрали себе архиепископа в 1863 году. Им стал Антоний (Климов) Гуслицкий (1863-1876 гг.), а затем Пафнутий (11 октября 1884 — 25 мая 1885 гг.) После смерти епископа Антония неокружники разделились на приверженцев нижегородского епископа Иосифа (июнь 1873 — 1907 гг.) и нового архиепископа Иова (25 мая 1885 — 14 февраля 1912 гг.). От Иова в 1906 году отделилась группа необщинников, от которых в свою очередь в 1908 году отделилась группа заваловцев (последователи инока Геннадия Завалова), не имевшая епископов. После Иосифа епископом в Москве был Конон (1912 г. — ?), и до 1926 года — Филарет. Своих епископов имели Нижегородская, Тверская, Коломенская, Рязанская, Калужская, Саратовская, Балтская епархии.
Многие храмы Ржева были неокружническими
Известно, что в г. Ржеве Тверской губернии (позднее — области) было достаточно широко распространено движение противоокружников. Исходя из документов 30-х годов XX века, можно с уверенностью сказать, что в городе существовали два противоокружнических храма — II Покровский старообрядческий противоокружнический храм и III Покровский противоокружнический старообрядческий храм. II Покровский храм предположительно находился в 131 квартале по улице Косарова. Он был построен в конце XIX века. В нем служил о. Игнатий Червяков и диакон Симеон Савельев. После сооружения ныне действующего Покровского старообрядческого храма в г. Ржеве, по документам называвшегося «I Покровским окружническим», о. Игнатий стал его первым настоятелем.
Известно, что в 1930 году настоятелем II Покровского старообрядческого противокружнического храма становится иерей Михаил Карпов, ранее служивший в г. Луге Плюсского района Ленинградской области. О судьбе этого священника можно прочитать в статье «Пастырь и доносчики». Еще жившие в начале XXI века ржевитяне помнят о. Михаила как очень отзывчивого, милосердного, доброго пастыря.
Часто к нему обращались прихожане за советом, помощью, утешением. И всегда о. Михаил помогал добрым словом или делом. Несмотря на то, что храм, в котором он служил, является неокружническим, сам же священник ни в каких документах не упоминает свою принадлежность к противоокружникам. Сохранившиеся архивные материалы являются единственным источником о жизни священноиерея Михаила Карпова, который, будучи арестованным в 1937 году, на допросах твердо говорил: «Виновным себя не признаю, т. к. антисоветской агитацией не занимался. … Я пастырь старообрядцев».
Кроме II и III Покровских церквей, возможно, во Ржеве был еще противоокружнический храм. В некоторых устных рассказах таковой называется старообрядческая Симеоновская церковь в г. Ржеве (124 квартал, ныне ул. Калинина), настоятелем которой был протоиерей Симеон Плохов. Церковь эта была построена около 1868 года. Протоиерей Симеон упокоился в 1925 году. Кто служил в храме после него — неизвестно. В годы войны храм был разбит снарядом. Сейчас на его месте располагается база такси «Девятка».
До революции во Ржеве было принято давать всему и всем прозвища или бытовые названия, и порой эти прозвища заменяли собой официальные наименования. Так, многие ржевские купцы имели свои прозвища, связанные с их деятельностью, особенностями быта или даже внешнего вида. Названия в народе могли распространяться не только на людей, но и на какие-либо объекты. Так, возможно, что Симеоновская церковь г. Ржева называлась таковой по имени ее первого настоятеля священника Симеона, а посвящение у нее было иное. Но эти тайны еще ждут исследователей…
Ржевский старообрядческий священник рукоположен в епископа
Противоокружники Ржева не только имели несколько храмов в городе, но и своего епископа! Привожу отрывки из архивных документов, а именно из допроса о. Андрея Попова, 1930 г. О. Андрей с 1920 г. являлся настоятелем I Покровского старообрядческого храма.
В сентябре — (неразборчиво) 1929 г. возможно что в августе (неразборчиво) (вероятно, «того же года» — примечание автора) года, точно не помню, — в Москве созывался Собор «Противоокружников», знаю об этом из того, что из Ржева были представители:
1) Священник 3-й Покровской церкви Порфирий, которого там-же на этом Соборе и рукоположили в Епископа под именем Петр, с правом называться: «Епископ Ржевский и Наместник Московский».
2) Андрей Степанович Шарапов — (неразборчиво)
3) Михаил Иванович Плохов — верующий прихожанин II-й Покровской старообрядч. церкви — «Противоокружник» — служащий на ж.д. Ржев II-й.
Был ли на этом Соборе Зубов Андрей Евграфьевич, я не знаю.
Между прочим Зубова знают и он пишет всегда свою фамилию (неразборчиво) он служит во II-й Покровской церкви, в должности старосты. О том что эти делегаты ездили на Собор, я узнал от Плохова случайно встретившись с ним на улице перед его отъездом в Москву, он-та Плохов после приезда из Москвы — Собора говорил и выражал недовольство рукоположением в Епископа Порфирия рукоположенного без ведома и согласия Ржевских старообрядцев. После приезда Порфирия, я поинтересовался его рукоположении и тем что обсуждалось на Соборе, — зашел к Порфирию на квартиру, где в беседе с Порфирием он мне рассказал что рукоположен Епископом Ржевским со званием: «Наместник Московский». Рассказывал также что на Соборе приглашали Архиепископа Московского Мелетия «Окружник» но он отказался, по поводу чего он Порфирий выразил недовольство; что на этом Соборе запретили Епископа Вениамина, что на Соборе был избран Соборный или Епископский, точно не знаю — совет.
Кто в совет вошел не знаю, — не сказал. Что Собор происходил в Москве на немецком (неразборчиво), в каком-то переулке в церкви «Противоокружников» — оттуда ходит трамвай «В». Что на этом Соборе было до 70 чел. делегатов, Противоокружников со всего СССР. В этой церкви где был Собор служит протоиерей Иоанн Селезнев, он же и ведет все дела Епископа Филарета (противоокружнический епископ — примечание автора), т.к. он — Филарет слишком стар. Делегатам при приглашении объявлялось что на Собор получено разрешение власти [1].
Упоминаемый в отрывке старообрядческий неокружнический священник Порфирий Димитриевич Глазов (1900-1952 гг.) служил в III Покровской старообрядческой церкви г. Ржева. Местонахождение церкви неизвестно. В 1929 году священник был рукоположен в епископа Ржевского, наместника Московского, с именем Петр. В 1931 году епископ Петр был арестован и приговорен к 3 годам в исправительно-трудовых лагерях. Известно, что арестован он был в д. Куровское Московской области. В 1935 году он чудом избежал ареста, однако было арестовано около 45 старообрядцев, укрывавших Ржевского епископа [2]. Позднее он вновь был арестован и умер в 1952 году в заключении, не оставив после себя преемника.
От редакции: Судьбу еп. Петра прокомментировал заведующий архивом Московской Митрополии Виктор Боченков. Он указал, что неокружнический епископ Петр (Глазов) освободился из заключения еще в 40-е годы, в это же время он примирился с Московской Архиепископией. Вл. Геронтий (Лакомкин) в 1951 году писал о необходимости отпевания скончавшегося владыки Петра. Могила владыки Петра предположительно находится во Ржеве, однако местным старообрядцам об этом ничего не известно. Думается, следует продолжать исторические изыскания в этом направлении.
Комментариев пока нет