В прошлый раз мы побывали в центре филипповского согласия — таинственном Братском дворе. Продолжим прогулку по Дурному переулку в направлении Спасо-Андроникова монастыря. Обратимся снова к карте нашего маршрута: удаляясь от Таганской площади, мы прошли стрелку Семеновской и Пустой улиц, вспомнили храм Воскресения Словущего, свернули в Дурной переулок и прошли его первую часть до того места, где Дурной переулок пересекается с Вокзальным, прошли место пересечения переулков. Так мы оказались во второй половине Дурного переулка.
Обратимся к плану Дурного переулка, составленному в 1888 году. Нас будет интересовать домовладение № 20.
По записям на плане можно догадаться, что на момент составления плана домовладение № 20 принадлежало Нырковой, а потом, по всей вероятности, было продано Ушаковой (фамилия подписана выше карандашом). Это обстоятельство нам очень важно в связи с приведенным ниже рекламным объявлением…
Нижняя строка объявления — адрес мастерской Я.А. Богатенко: Дурной переулок, дом Ушаковой! На рубеже XIX–ХХ веков здесь, в домовладении № 20, жил и работал удивительный человек — старообрядческий Леонардо да Винчи — Яков Алексеевич Богатенко.
Яков Богатенко — старовер белокриницкого согласия, иконописец, руководитель иконописной мастерской, прекрасный рисовальщик, увлеченный фотограф, знаток знаменного пения, певчий, регент, теоретик иконописи и певческой традиции, педагог. Сотрудникам Музея имени Андрея Рублева, ныне расположенного в стенах Спасо-Андроникова монастыря, имя Якова Алексеевича Богатенко очень близко, поскольку в фондах музея хранится икона его мастерской «Святые Борис и Глеб».
Итак, в 1909 году его мастерская находилась в Дурном переулке, в доме № 20. Сейчас в Дурном переулке под № 20 стоит большой многоквартирный дом.
После 1915 года мастерская Якова Богатенко переезжает в дом Рахманова в Николо-Ямском тупике, отходящем от Николо-Ямской улицы. О смене адреса мастерской Я.А. Богатенко мы снова узнаем из рекламного объявления.
Надо заметить, что этот район Москвы с самого начала XIX века облюбовали представители обширного рода Рахмановых. Глава семьи и основатель династии Рахмановых Леонтий Леонтьев (1725-?) уже в 1801 году жил на Таганке, как раз между интересующими нас улицами: Николо-Ямской и Дурным переулком. Леонтий Леонтьев Рахманов жил в доме купца Дмитрия Егоровича Арженикова, что в приходе церкви Мартина Исповедника, расположенной на стрелке Большой и Малой Алексеевских улиц [1].
Не позднее 1815 года собственный дом в приходе церкви Мартина Исповедника приобретает 3-й гильдии купчиха, вдова Евфимия Ивановна Рахманова (род. в 1777) [2].
Старший сын Л.Л. Рахманова, Андрей Леонтьевич, в начале XIX века проживал недалеко от отца, он снимал дом в приходе церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе, что в самом начале Николо-Ямской улицы [3]. Об этом храме еще будет сказано ниже.
Итак, после 1915 года мастерская Якова Богатенко переезжает в дом Рахманова в Николо-Ямском тупике, в здание, где с 1912 по 1915 год находился Московский старообрядческий богословско-учительский институт [4].
В 1915 году Институт переезжает в новое помещение. Для института было построено новое здание в русском стиле по проекту архитектора Ф.А. Ганешина. Средства на строительство пожертвовали С.П. Рябушинский, Г.М. Кузнецов, Т.С. Морозов. Новое здание было выстроено в непосредственной близости от Рогожского кладбища [5].
После переезда Старообрядческого института в доме Рахманова разместилось Братство Честнаго и Животворящего Креста Господня: братское издательство, канцелярия, школа. Здесь же проходили занятия хора, которым руководил Богатенко, видимо, здесь же теперь находилась и его мастерская [6]. Интересно отметить, что некоторые исследователи указывают адрес в Николо-Ямском тупике как новое место жительства Я.А. Богатенко [7].
Здание, изначально принадлежавшее представителям династии Рахмановых, затем с 1912 по 1915 год Московскому старообрядческому институту, а с 1915 года Братству Честнаго и Животворящего Креста Господня, расположено совсем недалеко от Дурного переулка, в Николо-Ямском тупике, что буквально в нескольких минутах ходьбы от Святых ворот Спасо-Андроникова монастыря.
Вспоминая Московский старообрядческий богословско-учительский институт, мы отклонились от основного маршрута. Вернувшись к домовладению № 20, нам осталось пройти Дурной переулок до конца.
Здание, изначально принадлежавшее Рахманову, затем с 1912 по 1915 год Московскому старообрядческому институту, а с 1915 года Братству Честнаго и Животворящего Креста Господня, расположено совсем недалеко от Дурного переулка, в Николо-Ямском тупике, что буквально в нескольких минутах ходьбы от Святых ворот Спасо-Андрникова монастыря.
Вспоминая Московский старообрядческий богословско-учительский институт, мы отклонились от основного маршрута. Вернувшись к домовладению № 20, нам осталось пройти Дурной переулок до конца. Здесь находились домовладения прихожан Рогожского кладбища. На Рогожском кладбище велся архив, в частности, записывались имена и адреса попечителей, прихожан, дарителей и проч. Этот архив хранится сейчас в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Из архивных записей следует, что в Дурном переулке жили в собственных домах Рогожские прихожане: Иван Никитич Силин, Федор Федорович Нырков, Иван Тимофеевич Поликарпов, Федор Федорович Стрельцов.
В самом конце Дурного переулка находился дом Ивана и Дмитрия Баулиных — известной старообрядческой фамилии. Во вкладной книге Рогожского богаделенного дома есть запись о том, что Дмитрий Иванович Баулин 15 февраля 1877 года пожертвовал в теплый храм (т.е. храм Рожества Христова) серебряную вызолоченную лампаду к местной иконе Одигитрии в 78 золотников.
Мы выходим из Дурного переулка, поворачиваем налево, и перед нами на Андроньевской площади стоит новообрядческий храм преподобного Сергия Радонежского.
В самом конце ХIХ века при храме было освящено весьма большое здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек.
Мы выходим к храму преподобного Сергия, идем по краю Андроньевской площади и сворачиваем на Большую Андроньевскую улицу. По ней мы идем на юг, за территорию Покровского женского монастыря.
Там среди обычных высоток во дворе, между детской площадкой и парковкой, мы увидим четырехэтажное здание бледно-розового цвета. Однако, присмотревшись очень внимательно, мы сможем различить на его стенах прясла, очертания позакомарного покрытия и остаток алтарной части.
В это здание непонятного назначения превратили величественный старообрядческий храм — Успенский собор на Апухтинке.
Собор строился с 1906 по 1908 год. Но уже в 1935 году он был закрыт, а в 1936 году происходит изъятие икон. Некоторые святыни прихожанам удалось перенести в храмы на Рогожском. Другие древние иконы попадают в Третьяковскую галерею. Икона, происходящая из Успенского собора на Апухтинке, есть и в Музее имени Андрея Рублева. Это «Распятие» первой половины XV века.
Вспомнив трагическую историю Успенского собора, мы отправляемся по Большой Андроньевской улице к Спасо-Андроникову монастырю. Но по дороге мы заглянем на перекресток 3-й Рогожской улицы, ныне переименованной в Вековую, и Малой Андроньевской. Здесь совершенно особое место, поскольку на этом маленьком перекрестке находилось ранее сразу три старообрядческих храма.
В этом 2-этажном доме № 20, стоящем ровно на пересечении Вековой (3-й Рогожской) и Малой Андроньевской, находилась домовая церковь, принадлежавшая Александру Никитичу Спиридонову, купцу-староверу белокриницкого согласия.
А теперь обратим внимание на зеленый забор, стоящий прямо за домом № 20. Забором огорожено строение №15 по Малой Андроньевской.
Сейчас даже забор вокруг строения №15 невозможно обойти по кругу. Обход перекрыт в нескольких местах, в том числе примыкающей автостоянкой близлежащего ресторана. Но даже издалека, сквозь крону деревьев или с противоположной стороны улицы, можно различить очертания бывшего старообрядческого храма. Это бывшая Введенская церковь во имя введения Во храм Пресвятой Богородицы. Это был храм Никольско-Рогожской общины староверов, принимающих священство, переходящее от господствующей церкви. Как выглядел храм, мы знаем по сохранившемуся проекту архитектора Бондаренко. Храм был заложен в 1910 году, освящен в 1912, а в начале 1930-х годов закрыт. Ныне храм сильно обезображен, он лишился глав, чудесного декора в стиле модерн, обрезана и перестроена колокольня.
Наконец, третья моленная, так называемая «Калычевская», на этом же перекрестке находилась в доме, расположенном прямо напротив дома № 20, на другой стороне Вековой улицы.
Наконец, наш путь идет непосредственно к стенам Спасо-Андроникова монастыря. Мы возвращаемся на Большую Андроньевскую, идем к Андроньевской площади, пересекаем ее и подходим к Святым вратам Андроникова.
Во время этой прогулки близ Андроникова монастыря мы посетили только самые значимые в истории московского старообрядчества места. Многие мы не назвали за неимением времени (это, например, адреса домашних моленных или адреса проживания иконописцев-староверов), а некоторые адреса и личности нам еще неизвестны: рассказы о них на страницах архивных дел ждут своего исследователя прямо сейчас.
[1] Юхименко Е.М. Рахмановы: купцы-старообрядцы, благотворители и коллекционеры. М., 2013. С. 14
[2] Там же. С. 15
[3] Там же. С. 14
[4] Старообрядчество: иллюстрированная энциклопедия. М, 2005. С. 67.
Козлов В.Ф. Московское старообрядчество в первой трети ХХ века (храмы, молельни, общественные организации и учреждения) // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. научных трудов. / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М., 1999. С. 223-224.
[5] Старообрядчество: иллюстрированная энциклопедия. М, 2005. С. 64 (иллюстрация), 65 (комментарии к иллюстрации), 68.
Козлов В.Ф. Московское старообрядчество в первой трети ХХ века (храмы, молельни, общественные организации и учреждения) // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. научных трудов. / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М., 1999. С.224
[6] Козлов В.Ф. Московское старообрядчество в первой трети ХХ века (храмы, молельни, общественные организации и учреждения) // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. научных трудов. / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М., 1999. С. 223
[7] Московская энциклопедия. С. 190. Автор статьи об Я.А. Богатенко – Е.А. Агеева.
Очень интересный материал. Подробно, понятно, с иллюстрациями.
Подскажите, где хранятся планы Дурного переулка (не карты), которые вы опубликовали.
Мои предки из Дурного переулка.
Переулок, ставший с 1919 года «Товарищеским» ( а до этого Чертов переулок, Дурной переулок) тесно связан с фамилией Коровиных
https://dzen.ru/a/YaTeZIK6Wj65cWTD
И скажите, что нет никакой связи между фамилиями, названиями мест обитания и неблагоугодными поступками потомков?
Бог шельму метит