На территории восточной Украины имеется немало старообрядческих общин разных согласий и юрисдикций. Об истории староверов Луганского края, проживающих в селе Городищи, пишет известный старообрядческий блоггер, прихожанин Никольского храма РПСЦ г. Москвы Михаил Панкратов.
Как и в Ольховатке (Донецкая Народная Республика), Луганщину, тогда окраину Русского царства, облюбовали себе в конце XVII века ушедшие от гонений из Москвы и Подмосковья (как скажут сегодня — чистые «Москали», или из за бород украинцы дразнили их «кацапы», т.е. «козлы») — приверженцы дониконовского благочестия. Беженцы шли на Дон, но по каким-то причинам осели на островке, образованном при пересечении двух рек — Белой и Беленькой.
Это поселение назвали Слободой или Покровской стороной (в честь построенного там храма). И место было выбрано удачно: глухое, уникальное, просторный лесистый распадок вдали от торных дорог и троп с двумя пересекающимися речками (в Белую впадал приток, названный уже ими самими Беленький). Сюда сходятся многочисленные заросшие лесом балки, по дну которых протекают чистые ручьи, впадающие в Белую и ее приток Беленький. Их позднейшие названия: Городние буераки (Городное), Крутая, Чумацкая, Хмыза, Парамоновская, Кузькина, Кукуевская и др.
Эту первую часть поселения, рассчитанного на 150-200 дворов, назвали Слободой или Покровской стороной, в честь церкви. В центре — небольшая церковь и площадка для сходки мужиков. Переселенцы привезли с собой иконы, богослужебные книги, различный церковный инвентарь. Среди них были опытные уставщики, дьяконы, а может, и священники. Нашлись и свечных дел мастера, и «богомазы» (изготовители икон). И этот старообрядческий скит, возникший на рубеже 60-70-х годов XVII века, положил начало Городищу. Кстати, такое название никто специально не придумывал: оно возникло само собой, ведь огороженный скит и есть Городище.
Вторая крупная партия переселенцев прибыла сюда в начале XVIII в. из Черниговской губернии. Им было отведено место для поселения не внутри скита, а «при стенах», вверх по речке Белой. До сих пор эта часть села Городища называется «Пристен». Очередное пополнение городищане получили в 30-е годы XVIII века. Это были крепостные крестьяне герцога Курляндского, бежавшие от его издевательских порядков. «Курляндцы» селились вверх по речке Беленькой — так образовалась улица Курляндия (ныне улицы Буденного и Октябрьская). Здесь была своя небольшая церковь и свое кладбище.
Большая волна переселенцев, точнее несколько волн, «накатили» на Городище на рубеже 70-80-х гг. XVIII в. Это было переселение крестьян Курской губернии (с. Хомутовка) по указанию Екатерины II , начавшей осуществлять широкомасштабные меры по заселению пустынных южнорусских земель. Эта партия переселенцев отличалась говором, некоторыми обычаями, названием церкви, которую они хотели восстановить на новом месте (у них церковь была Успенская, а у местных городищан — Покровская), селилась вниз от скита по реке Белой.
Было у них и свое кладбище. Вскоре здесь образовалось несколько улиц, а все это обширное поселение получило название «Русская сторона». Со временем село как бы разделилось на две части: основная часть («Монастырь», Пристен, Курляндия) и «Русская сторона» (улицы Низовка, Кукуевка, Сорочинка — ближняя и дальняя).
Духовная культура жителей Городища — это, прежде всего, культура старообрядческая. Она достаточно ярко проявляет себя в словах, выражающих главные духовные ценности старообрядчества, а также их своеобразие в контексте русской религиозной жизни. Яркой чертой старообрядческого говора является сильное аканье-яканье (Москали же!))) и твердое «ч»: говорят «вясна», «няделя», «чатыри», «ничаво», «лякарствы» (лекарства). Употребляют одинаковые окончания в разных падежах: «Сестра приехала са всим сваим дятям (со всеми детьми) — сказать дятям», «Коло своих родителев муж похоронена» (Муж похоронен около своих родителей). В разговоре широко используются деепричастные формы на -вшы и -цы: «Сама я радившы здесь», «Все дети давно аташоццы» (Все дети давно ушли из дому), «Сын познакомившы с дяфчонкой» (Сын познакомился с девчонкой).
Уважение к вере и верующим присутствует и проявляется в языке, и в речи городищан можно услышать такие поговорки и прибаутки:
Ни думай, как думаицца, а думай, как Бог дасть
Низзя ни работать, а хто панимаить, тому Бох памагаить
Чужая болька (рана) не болит
Купилы (деньги) были б, и мы купили б
Дед, в твоей голове и зимой кукушки кукуют
Ты что, гармонь съел, что так повеселел? Дурак, я гармонь пропил!
Рас дасть жизнь Бог, то найдеть и адевку, и абувку"
Источник: mu-pankratov.livejournal.com
Комментариев пока нет