Трудно ли боливийскому крестьянину, даже и старообрядцу, работать на земле в современной России? Какие опасности и препоны подстерегают человека, решившего связать свою жизнь не с модной ныне карьерой чиновника или офисного клерка, а с матерью-землей?
Мы продолжаем начатую ранее беседу с главой семьи старообрядцев Мурачёвых Терентием.
С мыслями о Родине
Сколько сегодня в Латинской Америки проживает часовенных христиан-староверов?
В Бразилии больше тысячи семей. В Боливии также немало — семей 500. Есть семьи в Уругвае, в Аргентине. В Чили живет пара семей 1–2, они переехали туда из Боливии. В Чили им понравилось, там законы и обстановка лучше, чем в Боливии, но пока никто к ним не подъехал.
Вспоминают ли там наши староверы свою исконную Родину?
Конечно. Все помнят Россию, часто говорят о жизни в России. Да и их и называют там русскими. С другими народностями отношения нормальные, в Бразилии сейчас демократия. Хотя при новых правительствах появились большие сложности для фермеров.
Есть ли в Латинской Америки ещё желающие переехать в Россию?
Да, вобщем-то немало такого рода людей, много желающих приехать в Россию. Но от желания до решения приехать далекая дорога. Многие боятся, что в России сейчас очень всё сложно, трудно устроиться. Нас еще до поездки об этом предупреждали. Родственники отнеслись с сомнением к нашей затее переехать в Россию. Они нас посчитали авантюристами, за то, что решились и поехали в такую даль с семьями.
Некоторые ждут, что мы опять вернёмся в Боливию или Бразилию, так как не справимся с трудностями. Впрочем, молодежь готова приехать, посмотрят как мы живём, и в другие деревни, где есть староверы-переселенцы.
Из Америки как проще сюда возвращаться: целыми семьями или по одному?
Один человек не может переехать, это тяжело очень. Семьями, конечно, проще. В среднем в семье от 4 до 10 человек бывает. Но пока побаиваются. Приедешь, пока паспорта не оформишь — не дают землю; её ещё не дают, пока не оформишь крестьянское фермерство; крестьянское фермерство не дают, пока нет дома и коров, овец. Получается замкнутый круг. Всё это тяжело очень. Нет интереса выезжать, всё-таки многие там пока живут спокойно.
Кто там живёт, знает из СМИ что-то о российской жизни?
У многих есть теперь интернет, раньше не разрешался. Они видят новости и про Россию, и про нас. Их ужас берёт, что мы тут два года прожили, а жизнь наша до сих пор не наладится, как следует. С другой стороны, ситуацию надо знать, потому что российские послы-то там лукавят, наверное.
Но у нас был серьезный настрой ехать в Россию. В Боливии стало тяжело заниматься фермерством, трудно найти хороших наемных работников, а те, которые есть, требуют гораздо большего. Правительство принимает законы, по которым работника, проработавшего 5 лет, надо наделить как сына. Фермерам трудно стало работать. Президент всё бедным старается помочь, для среднего класса — ничего. И национальная политика меняется. У индейцев всё есть, а у белых людей ничего нет.
Видел в местных «Новостях», президент говорил, что нужно выдворить белый народ из страны. Сегодня индейцы имеют больше прав, чем белые. И хотя белых так немало — это испанцы, французы, немцы — они живут, главным образом, в двух крупных городах. Они хотели как бы уединиться в своих областях (создать автономии — прим. ред.), но правительство не позволило и оставило на одних правах с индейцами.
Президент сказал, что просто так европейцев выгнать нельзя, но экономическими и политическими мерами нужно создать такую им жизнь, чтобы они вынуждены были уехать. Я решил не дожидаться такого поворота событий и быстрей сам уехал. То есть жить там непросто, иногда тяжело. Но многие наши как-то привыкли и еще больше боятся российской неустроенности.
В отечественную реальность
Какая помощь требуется при переезде, что самое сложное?
Мы не представляли таких сложностей, которые встретили на самом деле, когда в Россию приехали. И хотя многие люди здесь хорошие, но встречаются некоторые старой закваски, со старыми коммунистическими взглядами на частное земледелие. Не хотят, чтобы частники сеять начинали, земледелие поднимали, препоны и препятствия ставят.
Еще одна проблема — деньги на переезд. Многие без денег приезжают, нет одежды тёплой, инструментов, продуктов. Не менее сложно получить паспорт и землю…Пока не получишь паспорт Российской Федерации — ничего не можешь сделать. Пока мы жили в Уссурийске, нам сделали за полгода и сказали, что это быстро, другие ждут гораздо больше.
Когда переехали в Калужскую область, то понадеялись быстро начать дела. Но встал вопрос прописки, на оформление которой ушло 3 месяца. Нашли, наконец, дом в деревне (где ныне проживает семья Мурачёвых — прим. ред.) С хозяйкой договорились быстро, но оформления документов пришлось ждать очень долго.
Обратились к Роману Анатольевичу (одному из добровольных помощников — прим. ред.), чтобы помог. Получилось сделать другой домик с документами, все туда прописались. Без прописки не зарегистрировать ИП (индивидуальное предпринимательство). Без ИП нельзя землю в аренду взять. Нужно паспорт получить, потом прописку ждать, потом ИП оформлять, потом идти землю искать…
И каждый этап очень длительный. Хорошо, что помогли люди по интернету. Мы рады! До сих пор помогают…В интернете разместили просьбу о помощи. Люди помогали, кто одеждой, кто чем. Удалось собрать и заплатить за этот домик 80 000 рублей.
Если бы не помощь, могли бы выгнать. Можно сказать, всем миром помогали, представители разных согласий. Даже из католической церкви. Приезжали и бедные, и богатые, смотрели, чем помочь. Даже из Ростова люди приезжали, технику нам подарили…Мы на ней первую пахоту прошли, весну пахали, была суровая зима. Брал в аренду трактор, и пахали. Но, так как снегом завалило, остались комки, трактору неудобно работать. Два дня поработали и полетели подшипники. Пришлось снимать кабину, чтобы починить.
Иногда приходиться спорить с местными специалистами по сельскому хозяйству по поводу того, в какое время следует сеять. Один невыносимый человек говорил: «Сейте быстрее!». А я ему отвечаю: «Нет влаги, что сеять-то тут. Это всё равно, что выбросить семена».
Добрые люди помогли перепахать, а Бог дал дождя, и земля перележалась, стали сеять. Быстро посеяли. Показывали нам соседний посёлок, там раньше посеяли — уже взошло. Но там сорняком всё заросло. В местных деревнях не так удобно вести частное хозяйство. Дома стоят рядом друг с другом. А для полноценных сельских работ надо иметь расстояния не меньше 100 метров между домами, чтоб было место технику поставить и всё, что нужно развернуть.
Еще у нас, например, такая была проблема. Когда мы переехали в Уссурийск, то нам там дали подъёмные. Но местность, тамошние земли оказалась неподходящими для фермерства. Пришлось ехать сюда, в Калужскую область, а уссурийские власти стали требовать 600 тыс. вернуть, иначе судом грозили. Мы стали писать президенту, министрам, Рамаданову, чтоб помогли и позволили не возвращать. Как-то всё решилось…
В Уссурийске остались семьи?
Там остались 5 братьев с семьями, дети женаты. Они там нормально устроились. Позвонили мне на днях из Москвы, об этом писали в газетах. Сообщили, якобы кто-то из УФМС приехал к ним и сообщили, что не в силах им помочь, чтобы ехали к своим, или в другую область…
Скажите, а отношения с часовенными. которые живут на Урале или в Сибири, вы поддерживаете?
Да!
Почему же никто не едет к часовенным на Урал или в Сибирь?
Они приглашали, но у них там совсем другие привычки, другая работа. Многие на государственных работах или в частных компаниях. Ловят рыбу на Енисее, занимаются охотой, промыслами. Охотятся на продажу. Огороды только для картошки. Там наш брат двоюродный живёт, в Сибири, богато живёт, взял большое охотничье место себе, 700 км взял охотничье угодье, заимки поставил, он арендовал землю у государства. Даже помощь от него получает. Доглядывает землю, вертолёт прилетает, помогает при необходимости. Живут посёлками, в кучке. Но мы привыкли по-своему. Нам нравится труд на собственной земле, свой скот, свое хозяйство, техника.
А что вы делаете в домашних условиях, какие продукты?
Печём хлеб, пирожки с вареньем яблочным. Сыр делаем.
А что у вас тут за хозяйство? (прогулка по полям и огороду — прим. ред.)
Покажу вам наше небольшое хозяйство. Вот трактор, его добрые люди из Ростова привезли. Другие помогли солярку найти. Сажаем картошку, участок 20–25 соток. Колорадского жука нет на картошке, обработали пестицидами. Она должна налиться, пока ботва чистенькая, не съедена. Копать будем вручную. Работает наша семья, дочки, и маленькие помогают. Нам привезли мотоблок, но им неудобно, это не трактор.
Вот огород. Подсолнухи растут, будем семечки делать. Посеяна капуста, и цветная тоже, салат. В Боливии салат не могли такой вырастить. Теплицы нет, думаем сделать теплицу, сейчас закупаем крышу из металлочерепицы. Нужна баня, хлев, сарай для дров, всё это расходы. Не знаем, хватит ли на теплицу. На огороде растут кабачки, тыквы. Помидоры, огурцы. Арбузы и дыни посадили, не знаем, взойдут ли. В Боливии тоже выращивают капусту. В этом году малины мало. В горох палки не вставляем, покучнее в рядок сеем, и он, переплетаясь один за один, не падает.
Вот две коровы. А тут наша тёлочка, ручная почти. Конечно, тут слепни и оводы их мучат. А в Боливии таких насекомых нет, зато больше змей. А тут слепни мучают и скотину, и людей. Здесь сложно корову-то подоить из-за них. Вот двор для птицы — куры, утки. Взяли гусей, но они не выдержали холода, погибли. Второй брат, Иосиф, который живет под соседству с женой Мариной, решил заняться животноводством.
А вот наше новое стадо баранов. Двадцать голов.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет