Сегодня мы публикуем с небольшими комментариями полный текст старообрядческого Малого домашнего Устава, касающийся Великого поста. Также публикуются указания Устава Кирилло-Белозерского монастыря по списку 1652 года и Соловецкой Кормчей 1493 года.
Наш портал уже сообщал, что священники Белокриницкой иерархии о. Никита Торан, о. Никола Якунин и дьякон Василий Якунин (Аляска, США) присоединились к Русской православной церкви заграницей. Сегодня мы публикуем архипастырское послание первоиерарха Древлеправославной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии митрополита Леонтия (Изота), посвященное этой теме.
Единственный сохранившийся старообрядческий храм исторической Рогожской слободы (не путать с Рогожским кладбищем) — церковь Николы Чудотворца, что на Малой Андроньевской улице Москвы, по-прежнему не возвращен его исконным владельцам.
Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предотечи, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение состоялось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Память в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи совершается Церковью 9 марта (8 марта в високосный год, 24 февраля по старому стилю).
Православная антропология — непростая дисциплина. Этой теме посвящен не один объемный трактат. Однако в Церкви нет текста, дающего исповедание человеческой природы и смысла бытия так же ёмко, как Символ веры говорит о Боге. Предлагаем размышления на эту тему православного публициста Георгия Коряшкина.
Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества. Полтора века, на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых. Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы. Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста. Возникновение празднования связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой, чтобы восстановить иконопочитание в Византийской империи.
Нынешний Музейно-выставочный комплекс в Люберцах был открыт в 1976 году. Его здание на первый взгляд полностью соответствует архитектуре своего времени, но городская легенда гласит, что музей был построен на месте старообрядческой моленной. Эта легенда имеет под собой реальную основу: под новой оболочкой музейного комплекса 1970-х годов скрываются стены кирпичной Спасо-Преображенской старообрядческой церкви, возведенной незадолго до революции.
Старообрядчество столетиями сохраняло памятники древнерусского искусства — иконы, книги и другие реликвии. В эпоху гонений Романовых на русскую культуру староверы сохраняли это бесценное наследие. В XVIII-XIX веках старообрядчество и само создавало уникальные памятники церковного искусства. Период советских гонений на религию нанес огромный ущерб традиционным промыслам и практически остановил воспроизводство предметов церковного искусства. За эти годы исчезли целые классы мастеров и ремесленников, занимающихся им. Это привело к тому, что культурное наследие староверия стало умаляться — количество новых икон и церковной утвари существенно уменьшилось. Также накапливаются проблемы и с уже существующим, созданным в прошлых веках, историческим наследием.
Великий пост — совершенно особенное время в жизни для каждого православного христианина. Дни Великого поста, в отличие от иных многодневных постов, называют «святыми», т.е. «святой четверодесятницей», потому что именно здесь мы вспоминаем крестные страдания и Светлое Воскресение Самого Господа нашего Исуса Христа. Сорокадневное воздержание в пищи и питии установлено по образу поста Христа Спасителя. Мы, как христиане, обязаны подражать Ему, сколько у нас есть для этого сил и возможности.
Последний день перед началом Великого поста называется в народе прощеным воскресеньем. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга. Издавна принято в этот день мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, исповедать перед священником свои грехи и причаститься Святых Таин.