Сайт «Русская вера» продолжает исследование событий, ставших причиной раскола Русской Церкви в ХVII веке, в частности, Большого Московского Собора 1666-1667 годов, со дня открытия которого в этом году исполняется 350 лет. Мы планируем привлечь к размышлениям на эту тему представителей всех старообрядческих и нестарообрядческих деноминаций, в той или иной степени имеющих отношение к тем давним событиям. Сегодня на наши вопросы отвечает благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия Русской Древлеправославной Церкви) протоиерей Андрей Марченко.
Предлагаем Вашему вниманию вводную статью теоретика знаменного древнерусского пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева. Автор начинает свое исследование с объяснения древнерусского музыкального знака «параклита» и пытается понять причину его выделения в богослужебной практике. Напомним, что с этого знамени начинается большинство церковных песнопений. Интересна подача автором духовного понимания «параклита». Знамя параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.
Несмотря на то, что сегодня название «кириллица» носит современная нам южно- и восточнославянская письменность, так было далеко не всегда. Какое же письмо «сотворили» «святые мужи» Кирилл и Мефодий, как оно называлось и какова его историческая судьба?
350 лет назад, в 1666 году, находился в самом разгаре созванный царем Алексеем Михайловичем Большой Московский собор Русской церкви, который положил начало тому, что позднее назовут Великим расколом.
Сегодня не так часто пишут о бытовых традициях древней Руси — историки изучают главным образом политическую историю. Однако в русской историографии есть имена исследователей, которые уделяли внимание жизни русского народа не меньше времени, нежели завоевательным походам, сражениям и экономическим реформам. Среди таковых исследователей — замечательный русский историк-археолог Иван Егорович Забелин. Публикуем главу из его книги «Домашний быт русских царей», посвященную царской бане.
Ни для кого не секрет, что со временем старообрядчество меняется: что было раньше допустимым, сейчас считается невообразимым. Само отношение к никонианам и инаковерным стало другим, агрессивным. О присутствии инославных в старообрядческих храмах сегодня на страницах сайта размышляет иерей Иоанн Севастьянов.
Сердце любой бани — это печка. Печка даёт температуру, дышит паром — словом, создаёт банное настроение. Как устроена печка-каменка в русской бане, почему старинные схемы печек оказываются лучше «новоизобретённых» и какими дровами есть смысл топить баню, нам рассказывает преподаватель Русской Академии Ремёсел, специалист по истории русской бани, эксперт по теме банных печей и парения Сергей Ермолаев.
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».
Часто приходится слышать о том, что многие изобретения, сделанные в России, присваивались за рубежом, а наши таланты оказывались забытыми и никому не нужными. Так происходило не всегда. Корреспонденты газеты «Аргументы и факты» собрали ряд изобретений, которые прославили наших самородков на весь мир, а саму Россию показали передовой страной.
Много ли в Тамбовской области осталось староверов, чем они отличаются от паствы РПЦ и почему курение и бритьё бороды у них под строгим запретом? Корреспондент портала «Твой Тамбов» провел свое расследование.