На прошедшей конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» редакции нашего сайта удалось побеседовать с ведущим конференции, профессором М.О. Шаховым. В частности, обсудили вопросы этики межстарообрядческих отношений, взаимодействия старообрядческих согласий с государством, особенности современного российского законодательства о возвращении религиозным объединениям их собственности.
Крестные ходы возникли в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Прошло много веков, но крестные ходы повсеместно совершаются как необходимая данность, как единение в вере. 30 июня 2016 г. прошёл Крестный ход с Губинской иконой Пресвятой Богородицы в п. Шувое Московской области. Об история как самого Губинского образа Богородицы, так и связанной с ним традиции крестного хода, читайте в статье.
Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих пор считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани. В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
В первой части публикации нашего постоянного автора, историка и публициста Глеба Чистякова, было рассказано об антистарообрядческих фальсификациях, сделанных в ходе церковных реформ патриарха Никона и императора Петра Первого. На этой неделе, в рамках Образовательных чтений 2016 года в лагере «Ржевская обитель», прозвучало продолжение этого интересного исследования. В нем было рассказано об исторических фальсификациях в отечественной историографии XIX века, сознательном дополнении жития новообрядческих святых антистарообрядческими фактами и современными подлогами. Публикуем текстовую версию выступления (в сокращении).
В 2016 году отмечает свое 800-летие один из древних городов России, город воинской славы Ржев. Во Ржеве жили древнерусские святые князь Владимир и княгиня Агриппина, родился великий подвижник, защитник Троице-Сергиевой лавры в Смутное время — преподобный Дионисий Радонежский. Город в свое время дал Российскому государству немало имен ученых, изобретателей, представителей купечества. Ржев справедливо будет называть центром старообрядчества Тверского края. В конце XIX — начале XX вв. в городе большую часть населения составляли старообрядцы, и насчитывалось не менее пяти старообрядческих храмов.
23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». На нашем сайте уже опубликован репортаж с первого дня конференции и дискуссия. Сегодня вниманию читателей предлагаем подробный рассказ о втором дне конференции.
Сегодня стало общим местом утверждение, что старообрядчество внесло большой вклад в сохранение и развитие русской культуры. Память услужливо называет фамилии: Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенков, — им же несть числа. Однако вклад каждого отдельно взятого старовера в культуру бывает удивителен и поучителен одновременно. Славу Сергея Тимофеевича Морозова несколько затмевает его брат Савва, о котором говорят и пишут чаще, чем о Сергее. Именно поэтому, восстанавливая историческую справедливость, хотелось бы немного рассказать о незаурядном человеке, которого мы назвали «адмирал культуры».
Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. В России наибольшей остроты апокалипсический дискурс достигает в середине — второй половине XVII столетия, когда «святая простота» Средневековья сменялась утилитарным рационализмом Нового времени. Начавшаяся в 1653 г. книжная справа уже наложилась на крайне напряжённую атмосферу тех дней, буквально пропитанную эсхатологическими ожиданиями.
Большой резонанс в российских СМИ вызвал проект закона депутата ГД Ирины Яровой о внесении поправок в федеральный закон «О противодействии терроризму». Внимание большинства людей приковано к статьям закона, касающимся конституционных прав граждан страны на тайну переписки, телефонных переговоров и вообще личной жизни. В меньшей степени известно о статьях закона, которые затрагивают изменения в религиозном законодательстве страны и непосредственно касаются повседневной жизни верующих и религиозных организаций. 7 июля 2016 года президент Российской Федерации подписал этот закон. По просьбе наших читателей публикуем статьи закона, непосредственно касающиеся религиозной жизни граждан нашей страны.
23-24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В ней приняли участие представители основных старообрядческих согласий из России, ближнего и дальнего зарубежья. В рамках конференции состоялась дискуссия между участниками, которая затронула многие насущные вопросы, в частности, о форматах сотрудничества. Представляем полную версию состоявшейся дискуссии в текстовом виде.