От редакции
С конца 90-х годов на соборах Русской Православной старообрядческой Церкви периодически обсуждается тема цифровых кодов и электронных документов. На последнем Освященном Соборе РПсЦ, состоявшемся осенью 2016 года, прозвучал доклад о. Сергия Бобкова (с. Белая Криница, Украина) об отношении к электронным документам. В ответ на этот доклад на нашем сайте была опубликована статья Даниила Ермохина «Введите номер», которая вызвала рекордное количество комментариев. По всему видно, что эта проблема беспокоит и наших читателей. Сегодня мы публикуем выступление на эту тему председателя комиссии по глобализации епископа Донского и Кавказского Зосимы (Еремеева), прозвучавшее на прошедшем в октябре 2016 года Соборе РПсЦ.
Выступление владыки Зосимы на Освященном Соборе РПсЦ о глобализации
Москва, октябрь 2016
О глобализации говорится уже много лет. Как на западе, так и у нас издано много литературы, посвященной глобализации и последним временам, в которой даже указаны сроки. Но сроки эти проходят, и ничего предсказанное авторами этих публикаций не исполняется. Тем не менее на этом (октябрь 2016 года — прим. ред.) и других Соборах была высказана мысль, что наше общество близко к расколу из-за проблем глобализации. Чтобы этого раскола не было, я предлагаю однозначно продолжать дискуссию с новыми данными. Не нужно слишком фокусировать внимание на том, что мы тратим драгоценное соборное время, но надо понимать, что, пусть и теряя немного времени, мы стараемся сохранить от падения человеческие души. Другое дело — нужно придать обсуждению этих сложных вопросов новую форму.
Вот о. Иоанн Курбацкий предложил, и о. Михаил его поддержал, что надо организовать что-то наподобие круглого стола или совета благочинных, который бы вырабатывал решения и прояснял такие непростые вопросы. Предлагаю созывать его раз в полгода или раз в год перед Собором, где бы мы могли обработать документы, обсудить новые факты. Итак, по теме глобализации нужен отдельный орган, чтобы эти вопросы не были брошены на самотек, так как среди верующих уже бытует мнение, что мы совершенно не руководствуемся их интересами, не стремимся помочь. Я предлагаю с терпением относиться к людям, обеспокоенным этой темой. Здесь, на Соборе, надо дать высказаться христианам, которые особенно болезненно воспринимают явления глобализации. Ко мне многие такие подходят и просят их поддержать. Что можно и нужно поддержать, я всегда поддерживаю и открыто высказываю свое мнение. Но когда просят что-то запретить, этот вопрос сложнее.
Если мы решимся что-то такое запретить (имеется в виду употребление определенного вида электронных документов — прим. ред.), нужно быть готовыми, что это решение будет серьезным и будет иметь последствия. Поэтому такое решение может приниматься только при серьезной подготовке. Видимо, будет правильным сесть за круглый стол и в беседе выявлять позицию каждого. Может быть, действительно появится что-то новое, опасное, угрожающее нашему спасению. Я советую следить за изменением обстановки, приносить на круглый стол такие документы для обсуждения и давать ответ всем вопрошающим и сомневающимся. Как здесь было сказано, каждый священник, а тем более епископ должен уметь ответить на самые сложные вопросы, которые выдвигает время, должен быть в курсе даже отрицательных явлений и событий мира сего, чтобы быть во всеоружии. Я, конечно, сам не все знаю, интернетом не пользуюсь. Но, видимо, нужно будет вникать больше и пользоваться услугами тех, кто вникает, разбирается в современных информационных технологиях, чтобы отвечать, не оставлять ни один вопрос любого чада Церкви без ответа.
Я понял основную мысль о. Сергия Бобкова, что его подвигло на составление этого доклада. О. Геннадий Чунин обошел эту мысль молчанием, но квинтэссенция доклада о. Сергия заключается в том, что все эти блага современной цивилизации — УЭК, СНИЛС, Интернет и прочее, которыми мы пользуемся, как бы порабощают человеческую душу земным благам, от чего она отчуждается и отдаляется от Бога. Все эти блага даны нам для удобства и комфортной жизни, однако опасно то, что этот комфорт отдаляет нас от Бога. Но подобные искушения, удаляющие нас от Бога, существовали с первых веков христианства. О них говорил Христос, говорили апостолы, святые Отцы, когда этой электроники и цифровых технологий еще и в помине не было. Тогда были другие рычаги прелести человеческой души, чтобы она погружалась в них и погибала. Возможно, в наше время искушения стали более изощренными. Мы должны осознавать это, не покоряться, не подчиняться, а жить скромно. Это нам обеспечит надежду на спасение. Вот суть этого доклада.
Надо помнить, что современные технологии сегодня проникли во все стороны жизни. Даже Агафья Лыкова, находясь изолированной от общества, в тайге, «охотится» за благами этого общества, как я сегодня здесь услышал. Ну так что же мы хотим? Я думаю, что нам надо учиться жить в условиях достижений технической революции, но не отдаляться от Бога. Как некую параллель напомню слова апостола Павла:
Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке (Флп. 4, 11–12).
Так вот, наша задача, конечно, показать друг другу внутри нашего общества и внешним окружающим, верующим и неверующим сообществам, что мы стремимся подлинно спасти душу, что мы по Символу Веры чаем воскресение мертвых, а это будет уже Вторым Пришествием Христовым. А если мы чаем воскресение мертвых, с которым надеемся быть по правую сторону Судии, то мы должны, конечно, жить в скудости, не позволять себе много роскоши.
Я призываю опасаться не самого факта получения УЭК, тем более если это не обязательно и мы можем отказаться, а возможных соблазнов, которые могут появиться после этого. Только не нужно паниковать. Даже на той же Украине я не вижу законодательного принуждения принимать электронную карту (имеются в виду разговоры на Соборе о том, что на Украине электронные документы уже с самого рождения автоматически присваиваются человеку, а летом 2016 года в Одессе, на одной из профильных конференций, добровольцу вживлен чип — прим. ред.). Если тебя будут заставлять, обязывать, ты скажи: «Я христианин, я не желаю этого, делайте со мной, что хотите». Имей надежду на спасение, вот и все.
" Но, видимо, нужно будет вникать больше и пользоваться услугами тех, кто вникает, разбирается в современных информационных технологиях" — увы, такая помощь зависит от количества тараканов в голове "разбирающихся". Может у Господа спросить, напрямую? Раньше отцы Церкви соборно молились, и Дух Святый разрешал недоумения. Что же сейчас-то всё собрания, да заседания….