Выставка «Живопись нитью. Лицевое шитье из собрания Музея имени Андрея Рублева, ЦАК МДА и частных коллекций» открылась в музее Андрея Рублева. На ней представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены. Многие экспонаты демонстрируют высокий уровень мастерства вышивальщиц Ярославской земли.
Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны — ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью, — первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства. На ней представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах.
Среди уникальных экспонатов — палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и предположительно имела поминальное значение. Судя по изысканным пропорциям фигур и совершенной композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию произведений Андрея Рублева.
Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шелковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени — крупноформатные изделия вышивались от года до трех лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях. Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитье XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».
Торжественное открытие выставки возглавил директор Музея им. Андрея Рублева М. Б. Миндлин:
«Добрый вечер, дорогие друзья и коллеги. Нам чрезвычайно приятно видеть всех на открытии нашего очередного выставочного проекта. Проект, на мой взгляд, чрезвычайно интересный. Дело в том, что проектов, целиком посвященных лицевому шитью, на моей памяти не было уже очень давно.
Да, лицевое шитье периодически экспонируется в различных выставочных проектах религиозного искусства, но целиком проекта, который был исключительно по лицевому шитью, не было на моей памяти уже очень давно. Поэтому этот проект, мне кажется, будет представлять большой интерес не только для специалистов, но и для широкого круга зрителей. В завершение хотел бы, вы сами все увидите, и куратор проекта, которого я поздравляю, Елена Владимировна Давыдова, расскажет более подробно о том, что представлено в составе выставочного проекта.
И в заключение я хотел бы поблагодарить, во-первых, наших партнеров-соорганизаторов. Антон Сергеевич Новиков здесь присутствует. Его организация теперь называется Музеем христианского искусства (ЦАК), Церковный кабинет, ЦАК, по-моему, еще сохранилось название, в Московской духовной академии, которая расположена в Троице-Сергиевой лавре. Благодарю всех участников, частных коллекционеров, которые предоставили свои произведения для реализации нашего выставочного проекта.
Это особенно интересно, потому что это предметы, которые, как правило, крайне редко экспонируются или до этого вообще не экспонировались. У нас появляется возможность с созданием каталога, с исследованием этих вещей, ввести эти произведения в научный оборот, как предметы лицевого шитья, в музейных коллекциях их чрезвычайно немного.
Я хотел бы поблагодарить весь коллектив музея, всех, кто принимал участие в реализации этого проекта, а это практически все наши отделы, это отдел хранения, учета, отделы реставрации, которые готовили предметы к экспонированию».
Антон Сергеевич Новиков, руководитель Музея христианского искусства:
«Мне хочется, конечно, в первую очередь в ответ поблагодарить Михаила Борисовича и Музей им. Андрея Рублева за то, что предложили нам принять участие в этом проекте. Идея родилась несколько лет назад. Мы воплотили в жизнь то, что задумывали. Уникальный вид церковного искусства — лицевое шитье — великолепно представлено, благодаря нашим общим усилиям. Особая благодарность Елене Владимировне Давыдовой, которая с большим вниманием, трепетом и благоговением, мне кажется, подошла к созданию этой экспозиции, к отбору вещей. Радуюсь тому, что те предметы, которые в нашем собрании недоступны широкому зрителю, да, они в основном находятся в фондах, теперь доступны, поэтому созерцайте, получайте удовольствие, воспитывайте в себе вкус, ну и конечно же, пользуясь случаем, да, я не могу не вспомнить Тамару Александровну Горошко, Царствие Небесное, 8 мая она на 90-м году жизни отошла ко Господу, это герой нашего времени, великолепный реставратор по тканям, высшей категории, и благодаря ее трудам многие из тех вещей, которые мы сейчас можем видеть, имеют такую сохранность».
Куратор выставочного проекта, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидат исторических наук Елена Владимировна Давыдова:
«Спасибо, дорогие гости, что пришли к нам на открытие. Собственно говоря, предыдущие ораторы, по-моему, уже почти все сказали. Наша выставка, действительно, состоит из замечательных произведений. И сегодня меня спрашивали, говорили: „выделите что-нибудь уникальное“. Очень трудно это было сделать, потому что почти все предметы уникальные, каждый по-своему интересен. Они охватывают период с XV по начало XX века. И даже у нас есть один уникальный экспонат середины XX века, который уже в советское время продолжил традиции древнерусского шитья.
Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этой выставке. Общими трудами она создавалась непросто, потому что материал сам непростой, требовательный к условиям и хранения, и экспонирования. Поэтому уж не обессудьте, свет у нас не очень яркий, хотя, конечно, хотелось бы, наверное, поярче, чтобы увидеть переливы шелковых нитей, металлических нитей, но, тем не менее, для нас главное — это сохранность памятников, поэтому прошу вас, приглашаю насладиться этой выставкой и получить эстетическое удовольствие».
Комментариев пока нет