В Лектории Музея имени преподобного Андрея Рублева 13 октября пройдет занятие на тему «Художественные особенности старообрядческой иконописи (иконография и стилистика). Проблемы атрибуции».
Сын епископа рязанского и егорьевского Александра, «московский Леонардо да Винчи» золотого века русского старообрядчества — иконописец, руководитель иконописной мастерской, реставратор и теоретик иконописи, замечательный рисовальщик, регент хора, теоретик и интерпретатор старообрядческой певческой традиции, педагог — Яков Алексеевич Богатенко (1881-1941) писал: «Главная потребность старообрядцев по отношению к иконописи несомненно заключается в том, что иконы, как заказываемые вновь, так и реставрируемые, должны исполняться в строго-старообрядческом духе, т.е. с полным соблюдением всех правил и отличительных особенностей, какими и обуславливается старообрядческая иконопись. Само собою разумеется, что для достижения такой цели необходимо твердо знать все требования, какие предъявляет старообрядец, желая заказать икону, которая бы вполне удовлетворила его воззрению на иконопись.
Судьбы старообрядческих икон, как и судьбы людей, очень разные, но чаще — трагические. В императорской России вплоть до Указа 1905 года «О началах веротерпимости…» имущество старообрядческих моленных и храмов изымалось и освидетельствовалось представителями господствующей Церкви. После такой экспертизы часть икон уничтожалась с формулировкой «противные православному учению», а другие попадали в бедные новообрядческие храмы и монастыри, а позднее — и в единоверческие. При этом некоторые иконы могли быть частично переписаны: главным образом исправляли изображение перстов и написание имени Христа.
Далее в истории нашей страны был период, когда уничтожались и разорялись и новообрядческие, и старообрядческие храмы, когда репрессировались все священники и иконописцы. Яков Богатенко не избежал этой участи: он закончил свою жизнь в Саратовской тюрьме, куда был отправлен по обвинению в антисоветской деятельности.
Как наследие этих советских лет осталось множество икон, как говорится, «без роду, без племени», икон, дважды вырванных из «среды их обитания». Одна их часть хранится в частных собраниях, другие попали в музеи, третьи до сих пор перепродаются антикварными торговцами.
Таким образом, перед искусствоведами встала задача: из массы «безымянных», «потерявшихся» икон выявить те, которые были созданы мастерами-староверами. Кроме этого, приблизительно определить регион создания, если возможно, то и круг мастеров. Так иконам возвращается их биография, хотя бы частично. В этом искусствоведам и помогают те правила и отличительные особенности, о которых писал Я. А. Богатенко.
Много ли таких отличий? Как они появились? Насколько эти признаки убедительны? Бывают ли исключительные случаи? Об этом расскажет искусствовед, н.с. ЦМиАР — Татьяна Игнатова.
Занятие пройдет в концертно-лекционном зале Музея (помещение бывшего храма во имя Святителя Алексия, митрополита Московского; 4-й этаж постоянной экспозиции).
Начало в 12-30, в воскресенье 13 октября.
Комментариев пока нет