Вы зашли в храм. Вы узнали , что храм , куда вы зашли , старообрядческий . Прихожан этого храма называют старообрядцами. Значит, очевидно, есть некий старый обряд, от которого и произошло название.
Да, действительно, здесь совершается божественная служба в соответствии с древним церковным уставом, но название «старообрядец» самоназванием не является, а было дано православным христианам в XVIII веке взамен оскорбительного слова «раскольник».
Что же это был за раскол и почему долгие годы (а иногда и сейчас) православных христиан называли раскольниками? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо напомнить события, которые должны быть известны каждому из школьного курса истории.
Пройдя долгий путь через ужасы гонений и тьму ересей, к концу первого тысячелетия от первого Христова пришествия Церковь Христова процвела множеством мучеников и исповедников, преподобных и праведных, очистилась и утвердилась на великих Вселенских и Поместных соборах, распространилась во многих странах земли. В Х веке свет истинной веры просиял и на Русской земле. Но по грехам рода человеческого совершилось диавольское действо: в середине ХІ века западная церковь во главе с римским папой, уклонившись с правого пути и приняв новые догматы, утратила общность со Святой Соборной и Апостольской Церковью. Произошел великий раскол, «великая схизма».
Истинная вера сохранялась на юге, в теснимой отовсюду Византийской империи и в ее осколках, и на севере, в Древнерусском государстве. В 1204 году крестоносцы взяли штурмом Константинополь; на территории значительной части Византии образовалась и просуществовала более полувека Латинская империя. Теснимая католическим Западом и мусульманским Востоком, великая православная держава близилась к своему закату. Флорентийская уния с католиками (1439 г.) не спасла византийскую государственность, но повредила чистоте веры. Паление Константинополя в 1453 году было воспринято многими как кара за отступничество. В 1461 году последние осколки империи прекратили существование. На долгие столетия христиане попали под гнет иноверцев. В это время на Руси, несмотря на монголо-татарское нашествие, православие хранилось свято и неизменно. После принятия греками Флорентийской унии русская церковь вынуждена была стать автокефальной, т.е. самоуправляемой.
С тех пор Русская Церковь стала независимой от нетвердых в вере греков, а Московское государство – хранителем православия. Недаром на Руси Москву стали называть «Третьим Римом»: ведь первый Рим пал от ересей, а вторым Римом Константинополем — завладели турки. Но тогда, когда русская Церковь заняла центральное положение в православном мире, в ней по диавольским проискам и людским грехам совершилось одно из самых ужасных событий. В середине XVII века при поддержке царя Алексея Михайловича патриарх Никон единоличным распоряжением начал вводить в существовавший издревле византийский церковный чин литургические новшества, заимствованные в новогреческой церкви.
Вот самые заметные изменения (перечень всех изменений едва ли уместится в книге даже внушительных размеров): православные христиане совершают крестное знамение двумя перстами: указательным и средним, исповедуя божественную и человеческую природу Спасителя; новообрядцам же было предписано крестится тремя перстами, т.е. щепоткой. В славянский текст Символа Веры был внесен ряд изменений, соответствовавших буквальному переводу с греческого в ущерб точности передачи смысла. Вместо того, чтобы, как в древности, петь «аллилуйя» дважды, было введено троекратное «аллилуйя». Вопреки законам славянского языка имя Спасителя «Исус» было велено выговаривать по-гречески: «Иисус». Земные поклоны (метания) в молитве прп. ЕфремаСирина были заменены поясными. Из числа семи необходимых для совершения литургии просфор две были исключены.
Возможно, человеку, далекому от церкви, внесенные изменения покажутся слишком малозначительными и не соответствующими тем бедствиям, которые впоследствии этого пришли на Русскую землю. Ведь это, скажет он, всего лишь обряд. Он не касается существа веря. И неужели правоверие человека зависит, например, от того, как он крестится? Для наших предков это было очевидно. Когда мы изображаем на себе величайший символ страданий и искупительной смерти Спасителя, тогда два перста явственно показывают, Кто страдал на Кресте.
Три других перста (большой, безымянный и мизинец) складываются вместе во имя Святой Троицы и как бы заключают между собой указательный и средний. Это краткое и ясное изложение важнейших догматов православной веры: Бог и Человек пострадал на Кресте; Он единосущен Святой Троице и неразделим с Ней. А при троеперстном крестном знамении изложение догматов искажается: ведь при таком способе Крест изображается тремя перстами, сложенными во имя Святой Троицы, а два перста, обозначающие Богочеловека, пригнуты и как будто совсем ни при чем.
На защиту церкви стали самые достойные и образованные ее чада. Готовились аргументированные возражения реформаторам. Но вскоре на православных начались жестокие гонения. Справщики печатного двора Иван Наседка и Сила Григорьев, воспротивившиеся нововведениям, были уволены. Был заключен под стражу протопоп Иоанн Неронов, а через несколько дней – протопоп Аввакум вместе с единомысленными прихожанами. Вскоре были схвачены многие другие священники, смело вставшие на защиту православия.
Более семи лет защищали православие и древние святыни иноки Соловецкого монастыря. После того как из-за предательства пала эта неприступная твердыня, началась свирепая расправа над иноками. Архимандрита Никанора, связав, бросили в одной рубахе в крепостной ров умирать от мороза. Старца Макария заживо заморозили во льду, старцев Хрисанфа и Феодора четвертовали, прочих иноков, включая престарелых и больных, жгли, топили, вешали за ребра на крюках и т.п.
Через неделю после взятия монастыря от тяжелой скоропостижной болезни умер царь Алексей Михайлович, успев, по преданию, понять, что принял наказание за «разорение обители преподобных». Но кровь продолжала литься по Русской земле. Христиан жгли, резали им языки, рубили головы и руки (чтобы не могли изобразить крестного знамения). Были сожжены протопоп Аввакум со своими сподвижниками, обезглавлен протопоп Никита Добрынин, казнены многие другие.
И все же «преобразователям» пришлось смириться с тем, что значительная часть русского народа осталась в истинной вере и продолжала придерживаться русских традиций. Живо это наследие и сейчас, даже после того как на протяжении одного столетия уклад жизни населения России неоднократно и насильственно изменялся.
Если вы зашли в храм, значит сквозь социальные стереотипы современного массового сознания душа ваша пробивается к свету истины. Подробнее об этих событиях можно прочитать в книгах старообрядческого историка Ф.Е. Мельникова, регента Андроникова монастыря Б.П.Кутузова и других.
Комментариев пока нет