27 апреля 2023 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Часть экспонатов представляют артель ярославских купцов Оловянишниковых, известность которых была всероссийской. Их изделия заказывали как новообрядцы, так и староверы. Несколько икон в окладах, изготовленных Оловянишниковыми, находятся в Покровском соборе РПСЦ, что на Рогожском.
Стиль модерн, которому посвящена выставка, получил распространение в последних десятилетиях XIX — начале ХХ века в разных странах, в том числе и в России, где достиг своей зрелости к началу 1900-х годов. Первоначально он сформировался как элитарный стиль в светском искусстве, но постепенно его эстетика распространилась и в церковной художественной культуре.
Сегодня мы беседуем с куратором выставки, заведующей отделом экспертизы и искусствоведческих заключений музея Жанной Белик:
Жанр модерн появился в конце XIX века, в 1880-е—1890-е годы модерн уже укоренился в русском искусстве: в архитектуре, в живописи. На выставке представлены произведения последнего десятилетия перед революцией — времени, когда этот новый стиль достиг своего расцвета в произведениях церковного искусства. Модерн — это последний большой стиль мирового искусства предреволюционной России. Нам было интересно, как в России этот жанр соприкасается с самой консервативной частью искусства — иконописью. Церковная культура хранит традиции, передает их из поколения в поколение, одновременно новые стили также оставляют свой след в храмовой декорации. Выставка показывает многообразие этих художественных проявлений.
Если проследить, как развивалась русская икона во все века, то всегда мы видим два больших направления. Одно следует путем традиции, которая различными путями пыталась возродить древнерусское средневековое искусство времени Андрея Рублева, XVI, XVII века. Второе направление мы называем обобщенно «живописной иконой»: в периоды барокко, ампира, историзма, модерна иконы показывают черты разных стилей, художники с академическим образованием работали для церковных нужд. В начале XX века также работали художники в древнерусской традиции и в стиле модерн. На нашей выставке представлены оба направления.
В эпоху модерна происходит еще одно важное событие — открытие древнерусской иконы, русское общество соприкасается с раскрытыми от позднейших записей древними памятниками. Великую икону Андрея Рублева «Троица» русское общество увидело в 1904–1905 годах, когда Василий Павлович Гурьянов снял верхние слои записей и показал русскому обществу и всему миру богатство и красоту древнерусской иконы. Ряд художников этого времени имели практический опыт реставрации древних памятников и использовали эти знания в своих иконописных работах.
В работе по подготовке выставки мы также размышляли о том, как соотносится неорусский стиль с модерном и как на примере конкретных памятников разделить эти два направления. Отличительные черты стилей ярко проявились в орнаментах. В работах неорусского стиля художник стилизовал формы XVII столетия. В модерне источниками для иконописцев были раннехристианские памятники, в орнаментах мы видим формы древних крестов, растений, декоративные элементы первых веков христианства. В результате, через семантику орнамента зритель погружается в культуру раннего христианства. Этим модерн принципиально отличается от неорусского стиля, хотя и то, и другое представляют собой стилизацию, как вплетение древних символов в современную для того времени живопись.
К модерну обращались многие русские художники, среди них религиозную тему разрабатывали М.В. Нестеров (представлены две его работы), В. М. Васнецов и М. А. Врубель. Они стали проводниками нового стиля модерн в русском искусстве. На выставке представлены две картины М.В. Нестерова 1926 и 1932 года: художник пишет эпизоды жития преподобного Сергия в драматичный период сталинской эпохи, когда тема русской святости была под строгим запретом. Этот факт раздвигает границы модерна, сохранившегося в работах единичных художников, таких как М. В. Нестеров.
Для художника эпохи модерна было очень важным создание впечатления, атмосферы и для этого очень большую роль играла колористическая гамма, внимание к деталям костюма, природному окружению вокруг святого, его позы и жесты. Всеми этими методами и приемами художники модерна создать образ «Святой Руси» — национальной идеи начала ХХ века. Эта концепция, выраженная Николаем II, была глобально поставлена перед художественной средой, нужно было создать методами модерна такое впечатление, чтобы у зрителя, который входит в храм, было понимание, что он попал в Святую Русь и, чувствуя за прошлым своей страны этот культурный багаж, преображал свое настоящее. Поэтому разрабатывается тема русских святых, в частности, у нас на выставке представлен эскиз иконы святителя Алексия, митрополита Московского, с подписью Васнецова, разработанный с учетом новой концепции. Святой Алексий представлен духовным руководителем страны, важным персонажем русской истории, у него прямая спина, он властно благословляет народ, он изображен на фоне Москвы. Для художника эпохи модерна очень важно делать все узнаваемым, очень важно подчеркнуть, что это не просто святой, это русский святой, московский святой, поэтому из фона, архитектуры, одежд, очень важны элементы создания образа.
К беседе присоединяется главный научный сотрудник музея С. В. Гнутова.
Они делали традиционную утварь, но помимо этого они пытались работать в других жанрах включая модерн, которому посвящена выставка. В их каталогах и прейскурантах есть такая надпись «стильная утварь», там были даны фотографии этой утвари, она составляла порядка 20% от прейскуранта, все остальное было традиционное, в русском стиле. Оловянишниковы известны с XVIII века, их фирма точнее, она довольно именитая, прославились они изготовлением колоколов, в XVIII веке родоначальник фирмы изготавливал крупные колокола. В XIX веке они продолжили колокололитейное дело, поэтому потом фирма расширилась, стали производить оклады для икон, утварь и многое другое. Сперва фирма базировалась в Ярославле, а потом они переехали в Москву, там они построили доходный дом на деньги Оловянишниковых, это угол Чистопрудного бульвара и Покровки.
Взлет этой фирмы Оловянишниковых был связан в том числе и с появлением главного художника фабрики Сергея Ивановича Вашкова. Это был настолько талантливый художник, что созданные им эскизы до сих пор служат современным ювелирам.
С приходом Вашкова на фирму Оловянишниковых в 1902 году, там многое изменилось. Вашков предлагает совершенно новую, минималистическую концепцию изготовления церковной утвари. Это сказалось на всем ассортименте изделий, в том числе церковной утвари. На нашей выставке вы можете увидеть серию лампад, которые были сделаны по эскизам Вашкова. На выставке экспонируются три уникальные иконы в киотах, продуманные полностью тоже именно Сергеем Ивановичем Вашковым. Это все единый ансамбль, единый стиль, это киот, который уже с басменными накладками, одно другому никак не противоречит, а дополняет и выявляет суть иконы.
Также он придумал оклады с ассистом, это удивительная история, потому что ассист на серебряном окладе напоминает витражи, то есть это орнамент из серебра, на котором видно цвет облачений Пресвятой Богородицы, Спасителя, то есть он работает как витраж. Надо сказать, что подобные экспонаты собраны тут впервые.
Из нашего музея очень мало экспонатов, всего четыре предмета из музейного собрания. Некоторые вещи мы взяли в Церковно-археологическом кабинете Троице-Сергиевой лавры, в основном это частные собрания Москвы. Здесь представлен именно московский модерн. А есть еще Санкт-петербургский модерн и киевский. Это три основных крупных центра. Еще недооценено явление Строгановского училища, потому что там были талантливейшие мастера, которые занимались разными видами искусства. В Сергиев Посаде была рисовальная школа, это был филиал Строгановского училища, они возрождали традиции именно русского искусства.
Фото предоставлены музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Комментариев пока нет