Предлагаем вниманию наших читателей интервью с главой Всемирного союза староверов Леонидом Михайловичем Севастьяновым, в котором он размышляет об итогах непростого 2020 года.
***
Благодарение Господу, год был для нас хорошим! В начале года мы открыли офис в Риме и начали процесс регистрации общины староверов в Вечном городе. Наладили службу, которая совершается мирским чином в разных местах Рима, но чаще всего — в древних катакомбах. Именно там мы планируем провести и Рождественскую службу. В феврале был запущен масштабный проект в Голливуде, о котором я не хотел бы сейчас говорить, но который, если Богу будет угодно, увидит свет через два года.
Мы выпустили перевод Евангелия на русский язык вместе с учебником церковнославянского языка, которые сразу же стали бестселлерами на «Озоне». Многие критики отмечают, что уровень русского языка и точность формулировок в нашем Евангелии намного превосходят Синодальный перевод Евангелия.
В этом году нам представилась возможность помочь многим староверам в решении очень сложных проблем. Мы запустили Фестиваль документального кино имени Саввы Мамонтова, который сразу же стал очень востребованным. Мы провели несколько масштабных концертов. Кроме этого, нами было уделено особое внимание коммуникации с обществом через СМИ с целью продвижения идей староверия и древней Годуновской Руси.
Таким образом, я бы хотел поблагодарить Господа, что Он помог сдержать мне в этом году данные мною обещания в прошлом.
Да, это был осознанный выбор, так как празднование дня рождения — не старообрядческая традиция. Церковь празднует только 4 дня рождения: Исуса Христа, Божией Матери, Иоанна Предотечи и Николы Чудотворца. Празднование дней рождения других святых — это новшество, не соответствующее древлему благочестию. Юбилеи святых мы празднуем только по дню их преставления или дню обретения мощей. Так и в случае с Аввакумом — можно праздновать только день его смерти. Смерть — это рождение человека в вечность, это момент, когда он становится символом и легендой, в смерти человек являет свою сущность. Рождение же — всего лишь потенциал.
Можно сказать и так, а можно сказать и по-другому — празднуют только официальные лица. Народ же старообрядческий остается тем, кем был.
И да, и нет. Видите ли, реальность нейтральна, только человек придает ей модальность, решает, хороша она или нет. Вирус — это форма жизни, которая имеет также свою цель и стратегию. И человек должен иметь свою цель и стратегию, которые в чем-то одинаковы с вирусом: он должен выжить, жить дальше и размножаться. В этом мы все одинаковы.
Человек должен научиться защищаться от вещей, которые его уничтожают, но это не только вирус. Уничтоженная человеком экологическая среда в итоге убивает и калечит больше людей, чем вирус. Человек призван комплексно подойти к проблеме. Нужно бороться не только с вирусом, а со всем, что вредит полноценной жизни человека, нужно бороться за экологию, за свежий воздух и воду, за экологию души, чтобы было меньше шума и стрессовой пропаганды. Человек должен научиться потреблять только столько, сколько ему нужно для здоровой жизни, отказавшись от всех излишков. Физический труд и спорт должны стать важной составляющей жизни. Классическое искусство должно заменить весь ненужный шлак. Я уже не говорю о наркотиках и табакокурении. Здоровое размножение и деторождение должны стать главным удовольствием! Таким образом, у вируса можно многому научиться.
Я считаю, что этот вирус нам больше помог, чем навредил. Он помог нам проснуться, посмотреть на вещи под правильным углом. Вирус был всегда, он всегда коммуницировал с людьми. Древние люди называли вирус бесом, называли заражение вирусом беснованием или карами свыше. Это наглядно видно из Евангелия, из истории с бесноватыми и стадом свиней. Вирус коммуницирует через человека с окружающим миром. И Христос не уничтожает его, а переселяет в свиней.
В период пандемии мы поняли, что важно, а что не важно не только в светской, но и в религиозной жизни. Мы оценили в этом году, что истинность староверия в принципе общинности. Храмы закрываются, епископы и религиозные лидеры уходят в бункеры, и только община остается и выживает. Община — это ваша семья и круг друзей, которых вы сами избираете. Таким образом, у каждого человека своя община, и каждый человек есть в известном смысле глава общины. Он сам определяет, кто войдет в его общину, а кто — нет. Все границы и старые формы становятся анахронизмами, включая границы «канонических территорий». Членами вашей общины становятся люди, не только живущие на других континентах, но скоро и на других планетах. Ведь уже через пару лет человек поселится на Луне и чуть позже — на Марсе. Поэтому говорить о «каноничности» и незыблемости границ общин в постковидную эпоху — это все равно, что верить в плоскость Земли.
Беседовал Александр Солдатов
Источник: портал «Credo. Press»
Интересно, а к какому согласию относятся катакомбные староверы в Риме ? А проект в Голливуде соответствует древлему благочестию? А что бы сказали те, кто переболел, что вирус больше помог, чем навредил? И кто эти истинные староверы — общинники, которые через пару лет собрались поселиться на Луне, а затем на Марсе? Уж не часовенные ли из Латинской Америки, поселившиеся в Амурской области рядом с новым космодромом, вместе с местной общиной РПСЦ в г.Свободный?