Почти 2 года назад информационный отдел Русской Православной старообрядческой Церкви совместно с отделом распространения литературы, что на Рогожском, начал работу официального интернет-магазина древнерусской литературы и церковной утвари «Исмарагдъ». Множество положительных откликов получило это начинание, огромное количество заказов со всех точек земли уже поступило в интернет-магазин за текущее время. Сегодня наш постоянный автор предлагает изречения святых отцов о духовной пользе книжного чтения. Своей статьей она выражает благодарность создателям и работникам сайта «Исмарагдъ» за организацию возможности приобретения церковной литературы для людей из отдаленной местности.
***
В статье хочется выразить искреннюю благодарность создателям и работникам сайта ismaragd.ru за организацию возможности в приобретении церковной литературы для людей из отдаленной местности.
Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного (Мф. 5; 14, 16).
Такую заповедь дал Господь первым ученикам Своим и апостолом, а вместе с ними — и всем последователям веры христианской. Но часто бывает, что мы, всецело предавшись житейским хлопотам и попечениям, уже не вспоминаем об этом высоком своем призвании или даже вовсе не задумываемся и не вникаем в глубинный смысл Евангельских слов. И происходит это в основном по причине нашего невнимательного отношения к делу внутреннего совершенствования, что может быть связанно, в первую очередь, с недостатком усердия к чтению душеполезных книг. Святые отцы говорят, что забвение — немалый грех, когда мы забываем о сути нашего учения и, постоянно угождая телесным потребностям, практически не заботимся о вечном спасении души. В любом деле необходимо всегда совершенствоваться и укрепляться в навыке, чтобы продвигаться вперед и не потерять прежде достигнутых успехов. Так, по закону духовному и «уму нашему требуется постоянно обучаться и направляться святыми книгами, потому что он не может оставаться праздным. Ибо если не совершает добра, то склоняется ко злу» [1].
Разумеем, братие, силу поучения святых божественных книг. Послушайте жития святаго Василия Великаго, и святаго Кирилла Философа, и инех многих святых, како тии исперва поведают о них рекуще, яко измлада прилежаху святым книгам, таже и на ина добрая дела подвигнушася. Виждьте, како начаток добрым делом, поучение святых книг. Темже братие с ними подвигнемся на путь жития их, и на добрая дела их, и поучаемся выну словесем книжным, творяще волю Божию, якоже ны учат, да вечныя жизни достойни будем [2].
В эти послепасхальные дни мы долго еще будем внимать песнопениям торжественного праздничного канона: «Ныне вся исполнишася света…» По древнецерковному преданию весна — это время сотворения первого мира, когда сказал Бог: «Да будет свет». Теперь же, после Воскресения Христова, здесь видим также и начало Нового нескончаемого века, в который входим благодаря Искупительной Жертве нашего Спасителя, показавшего нам Свой истинный спасительный Свет. В этом Свете уже точно различаем, что есть добро и зло, грех и добродетель, а также принимаем на себя обязательства и к великой ответственности перед Богом и людьми: по слову Господню, «кому много дано, с того много и взыщется». Согрешающий в неведении понесет свое наказание, но, несомненно, больший грех совершает тот, кто осмеливается сознательно преступать святые заповеди и уходит от света во тьму. Святой апостол Павел говорит об этом в своих посланиях:
Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5, 8).
Верный и праведный путь, как шествовать по жизни «во свете Господнем», откроют нам святые книги:
«Первый свет — это Христос Бог наш, потому что просвещает все творение, и наши души, и тела, и умы. Второй свет — дневной, просвещающий наши телесные очи. Третий свет — святые книги, которыми от всех бесовских уловок и греховных страстей и соблазнов мира сего в нынешнем веке избавляемся.
Святые и книги Божественного Писания указывают нам начало, середину и конец спасительного пути — небесной лестницы в Царство Небесное. Как бескрылая птица не в состоянии взлететь ввысь, так и ум не может додуматься без книг, как спастись. Как глаза есть светильник для тела, так светильник для души — ум, а зеркало для ума — святые книги.
Святые книги открывают в каждом из нас совесть, обнаруживают и искореняют страсти, обнажают бесовские сети, учат добродетели, укрепляют в страданиях и скорбях, напоминают о смертном часе, обнаруживают врага-антихриста, говорят о Пришествии Христовом, предвещают радость Царствия Небесного, напоминают о бесконечных муках. И отделяют добро от зла, и показывают разницу, и ставят в центр основное, словно рассыпая на блюде чистое золото и серебро, и редкий жемчуг, и драгоценные камни; они, как мудрый учитель, и как искусный военачальник, и как кормчий корабля, и наставник заблудившимся на опасном и суетном, и полном волнений пути века сего в Царство Небесное. Они, словно пресветлое солнце, светящее днем, и словно ясный месяц для плавающих в житейской ночи нынешнего века по волнующемуся морю мира сего, для всех желающих спастись и достичь Царства Небесного.
Уединенное чтение, а также внимательное и усердное слушание святых книг Божественного Писания для собственного спасения и совершенствования порождают различные добродетели и служат источником всякого блага, и отгоняют от нас все злые и греховные страсти, похоти, вожделения и действия — свои и бесовские. В чистых и смиренных сердцах пишет Господь Бог слова тайны Своей и Духом Святым открывает ее подвижникам, неутомимо пребывающим в духовных трудах и, не щадя себя, страдающим за имя Его» [3].
Когда мы читаем опытные наставления святых отцов, то как бы беседуем с ними, и обретаем для себя бесценное сокровище в деле духовного рассуждения. Жития святых мучеников и подвижников призывают душу к посильным подвигам, чтобы, насколько возможно, пытаться подражать видимому в них высокому примеру. Также говорят некоторые, что житийные чтения побуждают самих святых совершать молитвы у Престола Божия за тех, кто творит их память. Святое Евангелие — «Книга книг» и «уста Христовы»: известно, что Господь будет судить нас по Евангельским заповедям, и не сможем тогда ничего сказать Ему в свое оправдание, если будем теперь пребывать в неведении и пренебрегать изучением Закона Божьего, изложенного в Святом Писании.
Не составит бо ся корабль без гвоздия, ни праведник без почитания книжнаго [4].
Гвозди скрепляют все составные части, необходимые для строительства, так и мы, созидая свой дом душевный и прилагая добродетель к добродетели, должны скреплять их посредством повседневного поучения. Иначе можно не выстоять против нашествия внезапных искушений: ведь и Сам Господь говорит, что только тот, кто слушает и соблюдает Святое Его слово, имеет прочное основание веры, а без постоянных благочестивых упражнений извечный враг наш легко уводит ум человеческий на свою сторону.
Узда коневи есть правитель и воздержание: такоже нам воздержание почитание книжное [5].
Телесные страсти борют и склоняют душу ко греху, поэтому вожделения тела часто сравнивают с животной природой. Молодого и горячего коня, хотя с трудом, но сдерживает маленькая уздечка, если хозяин прикладывает к этому достаточно старания. Так и мы можем усмирять неподобающие движения плоти и души, если храним и обновляем в памяти святые заповеди Господни и святоотеческие наставления. Здесь невольно задумаемся о различии тленного и нетленного, о будущей радости и муке, о Грядущим Суде и вечном воздаянии.
Красота кораблю ветрило, такоже праведнику почитание книжное [6].
Святые праведники имели не одну какую-либо добродетель, но все в совокупности, и, когда достигали совершенства, являли для общей пользы всему миру духовную свою красоту, которую приобретали посредством многолетнего обучения. И чем большую мудрость предлагали они на спасение многим, тем более украшали собою род христианский. Мудрость же не приходит без долговременного труда, поэтому все желающие спасти и свою душу и плодотворно послужить к просвещению ближних должны прилежать книжному чтению. Только так можно распознать, как прийти к совершенству и идти воистину праведной и богоугодной дорогою, увлекая в свой путь и других.
Егда убо брате, лукавый помысл мутит ти ум, утешися Святым Писанием, и почитанием его, и Бог чрез то прогонит от тебя бесы. Идеже бо Святая Писания чтома суть, ту веселие праведным и спасение душам. Якоже труба собирает воя своя, тако святая словеса сказаема, совокупляют ангелы Божия. Но идеже сопели и гусли и песни сатанинския, ту беси собираются: ту омрачение души и пагуба, а неприязненному диаволу веселие. Святая же Писания почитаема, помыслы добры собирают и страх Божий раждают. Яцем бо образом труба вопиющи во время рати, вливает в воинов бодрость и мужество на супротивныя: тако и Святое Писание наставит тя на истину и возбудит к добру. Темже братие часто приходяще послушайте Святаго Писания, да уразумеем тем волю Божию, почерпающе от него воду живу, могущу устудити разжженыя наша страсти, и наставити ны на путь спасения [7].
«Жизнь прожить — не поле перейти», — так гласит известная русская пословица. И сколько тут может быть всяких непредвиденных обстоятельств, сколько бедствий и огорчений, с помощью которых лукавый супостат «мутит ум», стараясь сокрушить нашу духовную крепость помыслами уныния и отчаяния. Как часто бывает, что именно в таких тяжелых обстоятельствах человек оказывается вдруг в одиночестве и нигде не видит себе поддержки и не находит слов утешения среди людей. Тогда, «как бальзам на душу», врачуют нас слова Вечной Истины Святого Писания — истинного друга и советника, который никогда не предаст и не покинет, но сумеет помочь в любой беде и указать спасительный выход. Да, можно сказать и по жизненному опыту, что святые слова — как «живая вода» для страждущей души, которая несет с собой мир и надежду во всякой скорби. Господь в Святом Евангелии говорит и о великой чести для тех, кто слушает и соблюдает слово Его, называя их не только Своими друзьями, но и братьями, и сестрами. Слова же Божии, по толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, следует не только слушать самому, но и передавать другим, к благочестивому назиданию.
«Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим», (Пс. 118, 103) — так говорит святой псалмопевец о радости духовного славословия. Святой Иоанн Златоуст называет слова Божии «дражайшими паче злата и камения многоценна, и сладшими паче меда и сота» [8]. Ибо все видимое минует и изменится, Слово же Божие пребывает в бесконечные веки. И долг нашей христианской любви как поучаться самим, так делиться и с другими этим драгоценным дарованием свыше, чтобы наследовать часть с рабом добрым и благоразумным, не скрывшим свой талант, но приумножившим и получившим для себя ни с чем несравнимую награду за свой пусть малый, но верный и старательный труд.
Научися верный человече быти делатель благочестию, и научися жити по Евангельскому словеси: очима управление, телу порабощение, уму смирение, помысл чист имея, гневу потребление. Понужайся на добрые дела Господа ради: лишаем, не мсти, ненавидим люби, гоним терпи, хулим моли. Умертви грехи, распнися со Христом, и всю любовь возложи на Господа, да обрящеши ангел тмы, первенец соборы, апостольския престолы, жезлы патриаршеския, венцы мученическия, похвалы праведных. Убог мнися быти, и утре умирая и прах бывая. Глаголи, несмь достоин ни на лица человеком взирати. Тем таковая всегда помышляя, можеши спастися о Христе Исусе Господе нашем [9].
[1]. «Цветник священноинока Дорофея»
[2]. «Златоуст», сл. 31-е
[3]. «Цветник священноинока Дорофея»
[4]. «Златоуст», сл. 31-е
[5]. «Златоуст», сл. 31-е
[6]. «Златоуст», сл. 31-е
[7]. «Златоуст», сл. 106-е
[8]. «Златоуст», сл. 80-е
[9]. «Златоуст», сл. 31-е
Комментариев пока нет