Социологическая служба АНО Левада-Центр (имеет статус иностранного агента) опубликовала итоги исследования, касающегося отношений церкви и государства, религии и общества. За последние годы увеличилось число россиян, считающих, что религиозные организации оказывают большое влияние на государственную политику, с другой стороны, стало больше тех, кто считает, что религии не должно быть в школе.
Заявления и цифры
Социологические исследования в области отношений религии и общества, церкви и государства имеют крайне важное значение для понимания подлинной, реальной ситуации в этой сфере. Словосочетания «Россия — православная страна», «многомиллионное старообрядчество» и другие подобные заявления, звучащие из уст религиозных лидеров и ангажированных публицистов, зачастую мало отражают реальное положение дел. Понятно, что религиозным лидерам нужно придать своим конфессиям как можно большую значимость для достижения прежде всего прагматических целей — конфессиональной популярности, узнаваемости в разных сферах общественной жизни, укрепления личного имиджа внутри самой деноминации, получения от государства разного рода преференций, административной и финансовой помощи. Поэтому при анализе реального положения вещей стоит обратиться не столько к парадным заявлениям на торжественных симпозиумах, а к точным наукам, одной из которых и является социология.
В январе 2022 года социологическая служба АНО Левада-Центр (внесена властями РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента — прим. ред.) опубликовала итоги крупнейшего за последние годы исследования касающееся отношений церкви и государства, религии и общества. С одной стороны, за последние годы каких то глобальных изменений в общественных настроениях россиян не произошло, с другой стороны увеличилось число россиян, считающих, что религиозные организации оказывают большое влияние на государственную политику. Также стало больше тех, кто считает, что уроков связанных с религией не должно быть в школе.
На нынешний день половина россиян считают себя религиозными: 7% — очень религиозными, 43% — в какой-то мере религиозными. Половина не считает себя религиозными. С июня 2017 года этот показатель остается без значительных изменений.
Старый Новый год по-прежнему почитаемый праздник
Интересные отношения у Россиян сложились с зимними праздниками. В отличии от стран Европы, где центральным таким праздником является Рождество, в России на первом месте стоит Новый год. Его отмечают 91% жителей нашей страны.
Православное Рождество и Крещение отмечают 59% и 50% соответственно. Католическое Рождество или рождество по грегорианскому календарю отмечают только 6% опрошенных. Причем Старый новый год (петровский) так или иначе отмечают 48 % россиян, что немногим меньше числа празднующих православное Рождество. Больше всего православное Рождество отмечали в 2006 году — 69 % граждан России. В прошлом также было больше празднующих Рождество по Грегорианскому календарю. Против нынешних 6 %, в 2002 и 2004 гг. его отмечали 18 и 16 % соответственно.
Празднование Рождества, давно уже ставшее часть новогодних каникул, и следующее за ним Крещение, получили широкое распространение. Однако при этом, Рождество скорее отмечается как светский праздник, не обремененный обязательными религиозными обрядами и традициями. Так не отмечено массового соблюдения Рождественского поста, а довольно активное посещение церкви в эти праздничные дни лишь для меньшинства означает полноценное пребывание на службе и приобщение к церковным таинствам. То есть носит характер ритуала. Исключение составляет праздник Крещения когда святой водой стараются запастись все, и постоянные прихожане, и захожане и даже малоцерковные люди. В этом году Крещение так или иначе отметило 50 % респондентов. К сожалению, Левада-Центр не уточнил каким образом отмечался этот праздник, какое количество наших сограждан набрали воды в храмах или водоемах.
Церковь правит государством или наоборот?
Значительно место в этом исследовании Левады-центра занял вопрос отношения граждан к взаимодействию религиозных конфессий и государства.
По сравнению с февралем 2016 года увеличилась доля россиян, считающих что Церковь и религиозные организации оказывают большое влияние на государственную политику в России: в 2016 году таких было 17% (5% считали, что религиозные организации слишком много влияют, 12% — немного больше, чем необходимо), в декабре 2021 года — 29% (11% и 18% соответственно).
Вероятно, это связано с несколькими причинами.
Религиозные лидеры разных конфессий все чаще стараются принимать участие в государственных мероприятиях, мелькают в СМИ, а следовательно их образ в глазах простого обывателя все более связан с государственным официозом.
Также все больше на слуху судебные процессы над членами запрещенных религиозных объединений, репрессивные приговоры по статье «оскорбления чувств верующих». Это создает ощущение, что государственный аппарат выполняет прямой заказ титульных конфессий на гонения против инаковерующих, инакомыслящих и атеистов.
Правды ради, надо отметить, что большинство подобных репрессивных действий все таки инициируются силовыми структурами, а вовсе не религиозными объединениями. Этим современная ситуация коренным образом отличается от положения в Российской империи, где, скажем, гонения на старообрядцев заказывались в большинстве случаев господствующим исповеданием, а не вовсе государственной властью.
Авторы исследования Левад-Центра высказывают и свою версию. По их мнению, увеличивающиеся цифры людей считающих что церковь все сильнее влияет на государство, это реакции на усиливающуюся авторитарную роль государства в целом, и Церкви в том числе, в жизни общества, и что важнее при нынешнем его развитии — на частную жизнь человека. Подавляющее большинство нашего общества десятилетиями уже живет в состоянии, когда единственной сферой ответственности и влияния индивида выступает семья и ближний круг.
Однако надо отметить, что значительная часть граждан все-таки удовлетворены балансом отношений государства и церкви. В 1991 году ответили на этот вопрос утвердительно лишь 22 %, а сегодня, в 2022 году политикой государства и церкви довольны уже 44%. Правда, в 2016 таковых было больше на 12 % , а именно 56%.
Закон Божий хочет каждый десятый
Социологи считают, что именно традиционалистская риторика Церкви, а не христианские ценности, и служит такой внешней «скрепой» для массового сознания. Но при пересечении Церковью границы частной жизни, как это происходит, например, в случае введения уроков по основам религии в школе, большинство населения считает, что это должен быть индивидуальный выбор учеников и родителей.
По этой причине в последние годы почти до трети выросло число тех, кто вообще считает, что религии не место в школе. В 1991 году лишь 10 % выступали против религии в школе, сейчас их число увеличилось до 31%. 56 % респондентов считают, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности. 10 % готовы к восстановлению в школах уроков предмет «Закон Божий».
Наблюдается рост ожиданий граждан положительных плодов от деятельности церковных и околоцерковных структур.
По сравнению с февралем 2016 года больше россиян стали называть среди задач Церкви и религиозных организаций «помощь бедным и малообеспеченным слоям населения» (2016 год — 29%, 2021 год — 41%), «помощь сохранению культурных традиций» (2016 год — 30%, 2021 год — 39%). Также от церкви требуют «помогать развитию духовной литературы и искусства» — 17 %.
Однако до 21% — выросла доля россиян, считающих, что Церковь и религиозные организации не должны вмешиваться в общественную жизнь. В 1991 году таких было лишь 8 %.
Социолог Наталья Зоркая так прокомментировала опрос Левада-Центра:
«Динамику причисления себя к православному вероисповеданию можно разделить примерно на три периода. Первый значительный рост их числа приходится на конец 1980-хгг. — середину 1990-х. В годы перестройки и начала реформ 1990-х гг. важным в содержательном плане фактором этого роста было возвращение в жизнь страны свободы вероисповедания. восстановление роли Церкви как социального института, а также, что важно, возвращением в общественную жизнь идеи социального служения и милосердия…
Относительная свобода характерна в этот период и для собственно религиозной жизни внутри самой Церкви, выходят на свет религиозные течения, сложившиеся среди прочего в 1960-е-1970е годы, среди неофитов, обновленцев и т.п., прежде всего в образованной среде растет популярность и число активных последователей таких, например, священников, как Александр Мень, Георгий Кочетков, Дмитрий Борисов и др., представляющих разные течения.
Второй период значительного роста православной идентификации начинается еще в времена Ельцина, когда в поисках источников символического авторитета власть начинает заигрывать с Церковью, что положило начало восстановления так называемая «симфонии» государства и Церкви. Именно тогда появляется фигура «начальник со свечечкой», ставшая частью обыденной картины жизни Церкви и ее общественной репрезентации.
Затем (в нулевые — прим. ред.) происходит третья фаза роста православной идентификации, когда доля православных в российском обществе достигает своего максимума за весь период наблюдений и далее колеблется в пределах 70%. В этот период доля крещенных в православной церкви начинает превышать долю идентифицирующих себя как православных и достигает 80%, что почти равно доле русского населения в стране.
Но анализ динамики собственно религиозных установок, распространенности канонических для православия религиозных практик — частота причастия, исповеди, участия в литургии, соблюдение постов, распространенности венчания и других приобщений к таинствам Церкви — показывает, что в среднем их доля колеблется в пределах 10-12%, причем наиболее «массовым» показателем выступает только регулярное посещение церкви (хотя бы раз в месяц и чаще). Показатель этот остается на том же уровне на протяжение всех лет наблюдений.
Иными словами, более или менее интенсивная религиозная жизнь присуща лишь небольшому меньшинству, а то, что оно почти не меняется в своих объемах говорит нам о том, что сами православные традиции, уничтоженные в советское время, не восстанавливаются.
Причисление себя к православным стало существенной частью национальной идентичности, при том, что политическая нация в постсоветский период так и не сформировалась, а в воспроизведении коллективной идентичности сохраняют свою функциональную роль имперские и советский комплексы и консервация социальных и культурных процессов».
Автор: З. Колесова
Страшно далеки они от народа — мирская власть и духовная власть.
Грехи только Бог может отпускать, а у нас эту власть попы присвоили себе. Ну-ну.