Известный исследователь, сотрудник института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, заслуженный деятель науки Республики Бурятия и Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Республики Бурятия Фирс Федосович Болонев о значении и предыстории прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию.
— Для народов прожить 250 лет в дружбе и хороших отношениях — это большое событие. В Бурятии прошло широкомасштабное празднование 250-летия прибытия первых переселенцев — старообрядцев, и надо отдать должное Правительству Республики Бурятия, Министерству культуры Республики Бурятия, что в такой экономически сложный год были найдены деньги для того, чтобы отметить это важное для всей России событие.
Предыстория
— Старообрядцы являются хранителями той старины и той веры, которая была на Руси до времен патриарха Никона. В 1652 году Никон стал патриархом при поддержке царя Алексея Михайловича. Он был хорошим дипломатом и жестким человеком, который уже в 1653 году издал указ об отмене двуперстия. Отныне осенять себя крестным знамением предписывалось не двумя перстами, а тремя. Были отменены земные поклоны, хождение по солнцу, что вызвало возмущение «старолюбцев», написавших челобитную царю Алексею Михайловичу. Челобитная была передана патриарху Никону, который начал преследование тех, кто обратился к царю за помощью. Первым крест сорвали с епископа Павла Коломенского. Это было сделано прилюдно и смутило дух священников, многие из которых поддались на уговоры. Принявшим новый уклад полагалось по 50 рублей — огромные деньги по тем временам. Работу с народом вели образованнейшие люди того времени — потому половину населения удалось склонить к переменам довольно быстро. Но были и те, кто упорно стоял на своем. В результате, правление царя Алексея Михайловича и властвование патриарха Никона были отмечены мощнейшими восстаниями. «Бунташный век» стал началом церковного Раскола.
Последствия Раскола
— После этих событий начинается разделение русского народа на две части — одна гонимая – старообрядцы, а другая — та, что примирилась с новой верой — новообрядцы. Как говорил Александр Солженицын, не было бы Раскола 17 века, не было бы и революций 1917 года, потому что жили бы более спокойно.
Донское, тверское, кубанское казачество были старообрядческими, потому так много было восстаний — и разинское, и пугачевское. По новому регламенту за ношение бороды старообрядцы платили двойную дань, за что и были названы за Уралом — «двоеданами»
Старообрядцев вплоть до правления Николая II не допускали на государственную службу. Дорогу туда им закрыл Петр I, издавший указ, запрещающий назначать старообрядцев на руководящие места. Некоторые послабления были даны Александром II. Но уже со времен Екатерины II старообрядчество начинает поднимать голову. 63% русской промышленности было в руках старообрядцев, известные меценаты Бычков, Солдатенков, Третьяков были старообрядцами. Козьма Солдатенков построил больницу, которая всем стала известна по имени известного врача Боткина. Железные дороги, автомобили и самолеты в России начинали строить именно старообрядцы.
Семейские в Бурятии
— При Екатерине II старообрядцев сослали на территорию Сибири с целью освоения и развития хлебопашества. Общинность и взаимопомощь характеризовали старообрядцев, которые благодаря этому быстро осваивались на новых землях. Собирались вместе, чтобы рубить избы. Там, где одному не справиться — справлялись сообща. Еще в 70-х годах я был свидетелем этого. «Соцгарантии» у семейских были таковы, что человеку нуждающемуся помогали всем миром.
Преданность старой книге, иконам, традициям у семейских крепка. Старообрядцы являются хранителями той старины, они сохранили духовную и материальную культуру, общинность и трудолюбие. Хотя трудолюбие, возможно, уже не то. Пьянство, курение были запрещены. Курящий табак считался хуже собаки. Семейские были хорошими защитниками родины. Из наших семейских вышло пять Героев Советского Союза.
«Лежи оно во веки веков, как положено! Сохраняйся навечно»
— Мы сохранили костюм образца 15–16 века. Сарафаны, кички, кокошники сохранились практически без изменений. Слово кичиться знаете? — спрашивает профессор с лукавством.
«Кичиться» — значило, ходить с высоко поднятой головой. Кичка охраняла женщину. Кокошник носили замужние женщины. «Кокош» и сегодня у старообрядцев, живущих в Болгарии означает курицу — наседку. Одежда была расшита золотом и не стиралась, дабы не потеряла цвет. «Одежда не боится носки, а боится небережки» — говорили старики. Праздничную одежду одевали крайне редко и берегли, передавая из поколения в поколение.
Протопоп Аввакум говорил: «Лежи оно во веки веков, как положено! Сохраняйся навечно».
Раскол продолжается
— Великий Раскол продолжается до сих пор. Русская Православная церковь (РПЦ) сегодня отменила все указы Никона. Все уставы старообрядческой церкви приняты равноспасительными, но РПЦ не покаялась перед старообрядцами. Нужно провести покаяние, тогда можно говорить о единении церквей. Внутри старообрядчества сохраняются разные толки — течения, возникшие в связи с тем, что постепенно появились разночтения внутри церкви. Это было связано с тем, что своих священников старообрядцам стало не хватать и пришлось приглашать беглых священников для того, чтобы хоронить и венчать. Отсюда и название — «беглопоповщина». Часть старообрядцев не приняла священства и стала называться «безпоповцами». Согласий и толков несколько, но я бы, конечно, хотел, чтобы они начинали объединяться — тех гонений нет, свобода вероисповедания восстановлена, делить нечего. Тогда старообрядчество окрепнет и поможет друг другу. Тут вопрос, чтобы власти — митрополиты и епископы ставили интересы церкви и общества выше личных. Это мое мнение.
Взаимоотношения с другими народами
— Я считаю, что народная дипломатия была лучше, чем действия любой официальной власти. Салтыков-Щедрин писал о том, что старообрядцы умели быстро договариваться. Приехав в Бурятию, семейские вскоре завязали хозяйственные связи с бурятами. Они арендовали земли у бурят, на лето отводили скот на выпас. Были и смешанные браки. Если буряты принимали старую веру, крестились, то они становились семейскими, ведь христианство не признает национальных различий. 375 бурят в 19 веке перешло в старую веру.
Было взаимовлияние культур: русские научили бурят косить сено, пахать, у бурят же приняли овцеводство. Названия заимствований сохранились как в бурятском , так и в русском языках. Благодаря гонениям, старообрядцы оказались в 20-ти странах мира от Аляски до южных широт. Но многие хотят вернуться на родину — туда, где черная земля и привычный русскому человеку климат.
Источник: http://minkultrb.ru
Комментариев пока нет