5 декабря — день рождения знаменитого протопопа Аввакума, празднование 400-летнего юбилея которого в этом году поддержано президентом. О значимости фигуры протопопа Аввакума в современной жизни — читайте в интервью с главой Всемирного союза староверов Леонидом Михайловичем Севастьяновым.
***
«Древлее благочестие» протопопа Аввакума — это не два перста и не сугубая аллилуйя. Они — лишь символы того, что он проповедовал.
Для старообрядцев протопоп Аввакум, конечно, фигура не столько культурная, сколько идейная. Для нас он символ альтернативного видения устройства жизни тогдашней России — Московского царства. Неабсолютистская, докрепостническая, нерекрутская страна — избираемый царь, соборность, купец важнее военного. Так было в годуновской России, оставшейся для поколения Аввакума эталоном.
Староверы считают, что это специальная дискредитация времен Годунова, своего рода исторический антипиар.
Старообрядцы не сводят годуновское время к последним пяти кризисным годам его царствования, но смотрят на два десятилетия его присутствия рядом с властью.
Голод последних лет его правления у нас объясняется конфликтом с боярами, которые не слушались его распоряжений продавать зерно, боясь, что длившиеся несколько лет жестокие зимы продолжатся. Староверы обычно убеждены и в неучастии Годунова в убийстве царевича Димитрия, для них смерть последнего — случайность.
Для староверов время Годунова — «золотой век» в истории России. Причем в чем-то и буквально — золото лилось рекой, даже решетки на иных домах были золотыми. Купечество процветало, церковь, патриаршество установили. Расцвет гимнографии. Это не то, что романовская модель…
У меня лично ее нет. Но очень многие староверы — это известная вещь — до самой революции не молились за царей Романовых. И эта нелюбовь была не столько эмоциональной, сколько идейной — им казалось, что романовское устройство России неоптимально и несправедливо. Ну а Петра I — не хочется акцентировать, но из песни слова не выкинешь — староверы и вовсе считали Антихристом. И это была не просто фигура речи.
Ну, конечно, это идеализация. Как после прихода к власти большевиков многие стали идеализировать «белое движение» и жизнь в царской России.
Посмотрите телеканал «Спас» — там очень заметна идеализация дореволюционной России. Точно так же староверы мифологизируют, идеализируют доромановскую страну.
Смена династий была сменой парадигм. Революционной, кстати. И староверы дали на нее реакцию: позиционировали модель Годунова как идеальную для России — соборность, выборность…
Да, но староверы до сих пор верны в своем управлении модели выборности. Священников выбирают. У каждого члена общины — голос. Женщина имеет равный голос с епископом. Старообрядцы кодифицировали и пронесли через века некую идеальную модель устройства жизни. Как «белая Россия», Россия исхода пронесла через век свои идеалы и ценности: монархия, царь-батюшка…
Однако что-то важное, передающееся от отца к сыну, в себе содержащие. Не забывайте, что люди уходили «за это» в леса и на горы. За нечто радикально другое… А что дало тому же протопопу Аввакуму возможность мобилизовать все силы так, чтобы 20 лет отсидеть в яме и не сломаться?
А я считаю, что время породило его. И он лишь самый пассионарный выразитель некоей альтернативной идеологии русской жизни. Россия «древлего благочестия» и реальная Россия — романовская и сменившая ее Советская — это как «белые» и «красные». Нет ведь согласия между ними до сих пор. Как нет полного примирения между сторонами Гражданской войны в Америке. Альтернативная Россия Аввакума — это, может быть, какой-то «третий путь».
Доказательством того, что староверская модель жизни — это «что-то другое», может быть успех купцов-старообрядцев, которым принадлежало 70 процентов капитала.
А имена? Рябушинские, Кузнецовы, Пуговкины, Солдатенковы, Алексеевы, Мамонтовы.
Именно старообрядцы, становясь зажиточными, вписали идею капитализма в русские ценности. Думаю, что они становились, говоря современным языком, «успешными людьми», потому что их старообрядческие представления о жизни задавали им свободу, чувство собственной значимости, без особого ража к подчинению и заглядыванию в рот начальнику. Когда индивидуальный поиск авторитетнее приказа, это конкурентное преимущество.
И не искать одобрения у греков и латинян.
Это демонизация русского, над этим постарались еще большевики, собственно, начав ее. В ответ я скажу, что без этого мы обречены быть обезьянами Запада.
Желание подражать другой культуре в ущерб своей не может принести большие результаты. Подражатель неконкурентоспособен.
Я связан с культурными проектами на Западе и знаю, как там нужна твоя аутентичность, добавочное знание, свежий, непохожий голос. А подражание и высмеивание русского превращает нас в производителей всего вторичного.
…и литературы. Максим Горький жил на иждивении Саввы Морозова. Да что Максим Горький, Морозов спонсировал «Искру». Мамонтов поддерживал Врубеля. У покупавшего Матисса Щукина — старообрядческие корни. По-моему, это все случилось потому, что у купцов старой веры нажива не была главной мотивацией. Их дело было аскетическим.
Староверам трудно согласиться с тем, что капитализм — изобретение протестантов. Старообрядческая идеология являет нам капитализм как исконно русское явление. Константин Станиславский (Алексеев), например, из староверов. Можно пойти на улицу Солженицына и увидеть, что жилой дом Алексеевых стоит рядом с фабрикой как ее неотделимая часть. Не было вот этого: тут рабочие — быдло, а я живу на Рублевке.
Я стараюсь помогать интересным, развивающим Россию инициативам. Как меценат занимаюсь русской оперой, классической музыкой, балетом, кино, документальным кино, выставками. Это работа не дореволюционного масштаба (ресурсы ограничены), но я надеюсь, что и другие современные бизнесмены вспомнят о своих старообрядческих корнях и начнут вести себя более нравственно. То есть смотреть на деньги как на механизм благоустройства мира.
Конечно, наше влияние сегодня не очень заметно, но, по-моему, даже при одном проценте влияния надо сеять лучшее и надеяться на цветущие поля благородных культур в будущем.
Источник: rg.ru
Вопрос риторический. А новообрядцы смогут? И вообще кто сможет? А теперь как всегда о мелочах. Негоже специалистам в данной теме уподобляться небрежным журналистам. Откуда взялось 5 декабря и из каких источников? До сих пор считалось, что родился 25 ноября и на восьмой день 2 декабря ( 15 н.с.) наречен Аввакумом. А из чего складывается 20 лет? «Просидел в яме» принято относить к пустозерскому периоду с декабря 1667 до апреля 1682, т.е. 14 лет и 4 месяца. И ох уж эти 70 процентов ( иногда пишут и говорят 60-80 ). И коль есть вопросы к статистике, так и пишите обтекаемо — от 60 до 80 процентов в ряде отраслей, а не в целом