На «Русской вере» уже давно размещена статья Татьяны Игнатовой «Старообрядческие уголки Москвы. Моленная на Софийской набережной». В публикации рассказывалось об одной московской моленной, в которой находилась полотняная церковь. Но походная церковь не досталась полиции, а пропала буквально из-под ее носа. Сегодня автор продолжает рассказывать о полотняных старообрядческих церквях.
Две полотняные церкви из Большого Двора
Судебные дела, в которых упоминается об изъятии и освидетельствовании тайной походной церкви, попадаются в архивах не так часто. Поэтому проследить историю одной полотняной старообрядческой церкви от момента ее освящения до изъятия и дальнейшую ее передачу по чиновничьим инстанциям — большая удача. К тому же надо учитывать, что материалы одного следствия могут быть рассредоточены между несколькими архивами: региональным (по месту обнаружения и изъятия) и санкт-петербургским (именно туда, в столицу, региональные чиновники отправляли отчеты о ходе следствия).
Одна из таких редких историй берет свое начало в деревне Большой Двор близ Павловского Посада. А воссоздать ее удалось по документам, которые были обнаружены Галиной Павловной Муравьевой в Государственном архиве Ивановской области, Надеждой Валерьевной Пивоваровой — в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга и мною — в Центральном историческом архиве Москвы. Несколько самодостаточных исследований сложились в подробное и захватывающее повествование.
История начинается близ города Павловского Посада, в деревне Большой Двор Богородского уезда Московской губернии. Сейчас это поселок Большие Дворы в Павлово-Посадском районе Московской области.
11 июня 1855 года в деревне Большой Двор архиепископ Владимирский и всея России Антоний (Шутов) в доме крестьянина — а на самом деле старообрядческого священника — Епифана Федорова освятил сразу две походные полотняные церкви:
одну — для священноинока Конона (в миру — крестьянина Козьмы Андреева), для служения в его родной деревне Жары Нерехтского уезда Костромской губернии [1];
вторую — для инока Ефрема (в миру — ивановского крестьянина Ефима Ивановича Головина), для служения в Москве [2].
Кроме того, по сведениям, добытым чиновниками, сам архиепископ Антоний имел у себя такую же полотняную церковь [3].
При освящении такой церкви ее полотнище прикреплялось к гвоздям, вбитым в потолок. После освящения священник перевозил такую церковь в сложенном виде из одного населенного пункта в другой, совершая тайные богослужения [4].
Часть I. Походная церковь священноинока Конона
К сожалению, первая походная церковь, освященная для священноинока Конона, пробыла с ним очень недолго и не была использована ни разу. Тогда же, в июне 1855 года, в селе Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии Конон был арестован, а церковь изъята и в течение 1–2 месяцев отправлена в Санкт-Петербург, в Министерство Внутренних дел.
Поясню, что село Иваново, где произошло изъятие первой полотняной церкви, — это будущий город Иваново-Вознесенск, а ныне город Иваново — центр Ивановской области.
Мы можем достаточно подробно рассмотреть село Иваново тех лет на карте Владимирской губернии, снятой А. И. Менде в 1850-х годах.
Чтобы еще лучше представить себе село Иваново на момент ареста Конона, можно обратиться к «Списку населенных мест Владимирской губернии: по сведениям 1859 года» [5].
В конце 1850-х в Иваново насчитывалось более 5 тысяч жителей, было 4 православных храма, 1 единоверческий, 2 училища, почтовая контора, 34 фабрики (!) и завод. Почему Конон выбирает по пути к дому такой крупный населенный пункт, где, несомненно, есть и полиция, и просто бдительные граждане? Возможно, потому что в больших населенных пунктах проще затеряться, или потому, что там был свой доверенный человек. Сейчас уже не столь важно, чем именно руководствовался Конон при выборе маршрута. А обстоятельства его ареста мы можем представить себе весьма подробно — они изложены в работах Г. П. Муравьевой [6].
11 июня 1855 года благочинный села Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии о. Афанасий Лепорский получил по почте анонимный донос, в котором сообщалось, что вечером 14 июня в Иваново приедет «старообрядческий поп» инок Конон, получивший от старообрядческого архиепископа Антония Владимирского походную церковь.
В первую очередь обращает на себя внимание дата получения доноса почтой — 11 июня. Как следует из документов РГИА, опубликованных Н. В. Пивоваровой, именно 11 июня было совершено освящение двух полотняных церквей. Таким образом, ивановский благочинный знал все обстоятельства произошедшего и даже планы Конона в тот же день! Нельзя не отдать должного агентам царской полиции и сотрудникам почты.
В анонимном доносе сообщалось даже то, что инок Конон остановится на ночлег у крестьянской вдовы Енафии Осиповны Гарелиной, живущей около Покровской церкви, а утром поедет в свою деревню Жары, которая находилась в 12 верстах от села Иванова. Именно там, в Жарах, Конон и собирался совершать литургии в полученной походной церкви.
За домом Енафии Гарелиной была установлена строгая слежка. А в ночь с 14 на 15 июня, в 3 часа по полуночи, о. Афанасий с сотским, десятским, со священниками и причетниками Покровской церкви явились в дом вдовы с обыском.
Кроме священноинока Конона, в доме был обнаружен и арестован еще один монах — Павел, в миру Петр Яковлев, крестьянин села Середа-Урюпино Нерехтского уезда Костромской губернии. В доме был также найден кожаный чемодан, а в нем… В нем — походный престол с антиминсом, запасные дары, иконы и другие предметы богослужения [7]. К содержимому чемодана мы обратимся чуть позже.
Двух иноков поместили в шуйскую тюрьму, а вести следствие поручили г-ну Новокщенову — чиновнику особых поручений при Владимирском губернаторе.
Как подчеркивает Г. П. Муравьева, поскольку правительство прилагало значительные усилия для поимки владыки Антония и рукоположенных им священников, министр внутренних дел подключил к расследованию своего чиновника, коллежского советника Павла Ивановича Мельникова [8].
20 июля 1855 года «специалист по расколу» Мельников прибыл в Шую. Он присутствует на допросах подследственных, часто ведет допросы сам. И инок Конон, «прежде павший было духом», как подчеркивает Г. П. Муравьева, теперь приходит на допросы в мантии и камилавке, «ибо так нам подобает ходить, это наш чин», и произносит яркие обличительные речи о неправедности великороссийской церкви [9].
22 августа Мельников и Новокщенов уже в Московской губернии. В период между 22 и 31 августа они произвели серию внезапных обысков и допросов в целом ряде мест: в Москве в ряде купеческих домов, у некоторых насельниц Рогожской богадельни, а также в деревне Большой Двор — в доме крестьянина Епифана Федорова Дрегунова, где и была освящена походная церковь, изъятая у Конона. Чиновники наведались с обыском и допросом и в деревню Кузнецы, к брату Епифана — Поликарпу Федорову. Целью этих внезапных визитов был розыск и поимка «лжеархиерея Антония» и «лжеиеромонаха Ефрема» [10].
Кроме этого, П. И. Мельников сделал подробное описание самой полотняной церкви, относящихся к ней икон и походного престола, который тоже был изъят в ходе следствия. Они были описаны в приложениях к рапортам Мельникова министру внутренних дел от 14 и 25 сентября 1855 года [11].
Чтобы нам наглядно представить устройство старообрядческой походной полотняной церкви, я приведу описание, составленное Мельниковым и опубликованное Н. В. Пивоваровой. В качестве иллюстраций будут приведены фотографии аналогичных памятников.
Согласно описанию, все четыре «стены» полотняной церкви, изъятой у Конона, были сделаны из малинового штофа — плотной шелковой материи. Царские врата и боковые двери были из плотной шелковой материи в полоску белого и голубого цвета, а завеса из шелковой розовой материи. Задняя часть алтаря, или горнее место, была сделана из малинового штофа.
Верх походной церкви (сень) из такого же штофа с нашитым крестом из шелковой материи желтого цвета и с малиновою шелковою бахромою. Пол церкви из белой парусины.
На полотняных дверях были нашиты крючки из белой латунной проволоки, на которые навешивались иконы [12].
Для убранства полотняного храма, изъятого у Конона, предназначался малый иконостас, состоящий из 16 икон. «По-видимому, Палехской работы» — высказал предположение Мельников [13].
На Царские врата предназначалось шесть икон: четыре образа евангелистов; икона Богородицы, приемлющей благовестие; образ Архангела Гавриила.
Четыре иконы местного ряда: Господа Вседержителя, Богородицы Одигитрии, Живоначальныя Троицы, Богоматери Печерской.
На северную дверь (т. е. дверь в жертвенник): икона Архангела Михаила.
На южную дверь (т. е. дверь в диаконник): икона Архидиакона Стефана.
На горнее место: образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле.
На жертвенник: икона Трех вселенских святителей и Николы Чудотворца.
За престол: Распятие Господне.
Над Царскими вратами: Тайная вечеря.
В верхней части икон, предназначенных для походной церкви Конона, были ввинчены медные кольца. Посредством колец иконы вешались на надлежащее место походной церкви, где были нашиты крючки из белой латунной проволоки. Подобные кольца (или места их крепления, если кольца утрачены) мы найдем и на других иконах из походных церквей.
Иконы походной церкви Конона упаковывались в маленький дубовый ящик с внутренним замочком [14].
Вместе с этим ящичком чиновники обнаружили у священноинока Конона походный престол (одикон). Он представлял собой квадратную доску, обтянутую холстом и обвязанную шнуром. На верхнюю сторону доски был нашит полотняный антиминс [15].
На антиминсе, изъятом у Конона, был изображен 8-конечный Голгофский крест и надпись:
«Освящен бысть одикон сей, рекше путевый престол Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа великим архиерейским освящением во имя честнаго Рожества Пресвятыя Богородицы, в лето 7361, индикта 11, на память преподобныя матере нашея Феодоры Александрийския месяца сентября 11 день, в пяток, при архиепископе Владимерском и всея России Антонии. Дан же бысть иерею благословением оного же архиепископа, на время гонительное, для совершения на нем безкровной жертвы, всюду, и на всяком месте, и на пути. А идеже православныя церкви воослабе, тамо оный да не существует» [16].
Одежда на изъятый у Конона престол была сделана из такого же малинового штофа; верхняя пелена на престол из шелковой материи на подкладке. Одежда на жертвенник из шелкового малинового штофа. Были также изъяты два плата из шелковой материи с греческими губками и три воздуха из шелковой материи с золотыми шнурами и бахромой [17].
Дальнейшую судьбу изъятых у Конона богослужебных принадлежностей детально проследила Н. В. Пивоварова. Они были в июле-сентябре 1855 года отправлены в Санкт-Петербург в МВД.
Полотняную церковь и иконы поместили в так называемом Кабинете раскольничьих вещей в МВД. Походный престол из МВД передали в Синод, а откуда он поступил на хранение в Александро-Невскую лавру. В 1909 году при Александро-Невской лавре было устроено древлехранилище, а походный престол с антиминсом стал одним из его экспонатов [18].
Н. В. Пивоварова дает исчерпывающую характеристику Кабинету раскольничьих вещей в одной из своих статей. Приведем фрагмент дословно:
«Архив раскольничьих вещей при Департаменте общих дел Министерства внутренних дел был основан в 1844 г. с целью «составления истории расколов» [РГИА. Ф. 1284. Оп. 206. Д. 417 а. Л. 1 об., 2]. На протяжении более чем 10 лет он выполнял роль сборного пункта «раскольничьего конфиската», непрестанно свозимого в столицу изо всех губерний Российской империи. (Избыток конфиската периодически отсылался в Синод, что привело к созданию в Петербурге второго крупнейшего хранилища культовых предметов староверов.) В результате этой правительственной акции к концу 1856 г. в одной комнате, смежной с помещением III отделения ДОД МВД, было складировано свыше тысячи «раскольничьих вещей». Теснота помещения и недостаток средств не позволяли не только произвести надлежащее описание и систематизацию конфискованного, но даже организовать его удовлетворительное хранение. Когда в 1856 г. Последовало предписание директора Департамента о необходимости составить хронологический реестр предметов «с означением откуда и когда каждая вещь доставлена» [РГИА. Ф. 1284. Оп. 206. Д. 417 а. Л. 152–153 об.], эта задача оказалась для министерских чиновников непосильной. Время поступления в Архив и места изъятия предметов они смогли указать лишь для последней, незначительной партии конфиската, в то время как подавляющее большинство предметов так и осталось беспаспортным» [19].
Последние сведения о местонахождении походной церкви, изъятой у священноинока Конона, относятся к началу ХХ века. Дарование свобод староверам по Указу Николая II от 1905 года в итоге привело к ликвидации Кабинета раскольничьих вещей. На основании Высочайшего повеления от 2 ноября 1906 года все имущество, отобранное у староверов и хранящееся в МВД, было возвращено по принадлежности. Разумеется, что за давностью лет речь шла не о прежних владельцах, многих уже просто не было в живых. Полотняную церковь и иконы получил на правах преемственности священник Рогожского богаделенного дома в Москве отец Иоанн Власов [20].
Сегодня в одной из витрин экспозиции в соборе Рожества Христова на Рогожском кладбище мы можем видеть предметы, относившиеся к некоей походной церкви. Подробное описание, сделанное Мельниковым, все же не дает нам оснований считать, что эти богослужебные предметы некогда, хоть и очень недолго, принадлежали священноиноку Конону: антиминст освящен 21 ноября 1855 года (т. е. позже описанных событий), а среди икон, изъятых у церкви Конона, не было образа Успения Пресвятой Богородицы.
***
Как же закончилась история священноинока Конона? Следствие длилось около года. Летом 1856 года дело было закрыто, а суд вынес приговор: иноков Конона и Павла с лишением всех прав состояния сослать в Закавказье; вдову Енафию Гарелину, Епифана Федорова и его жену Матрену Иванову за недоказанностью обвинений оставить в сильном подозрении.
По совокупности заслуг «в деле искоренения раскола» П. И. Мельников получает повышение — во всех документах, начиная с 31 августа 1855 года, он именуется статским советником [21].
Однако вопреки всем его усилиям сыщиков «лжеиеромонах» Ефрем остался на свободе, а с ним — вторая походная церковь, освященная в Большом Дворе 11 июня 1855 года.
Об этом — во второй части.
[1]. Муравьева Г. П. О старообрядцах г. Егорьевска (из материалов, переданных П. И. Мельниковым Шуйскому уездному суду) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 8. М., 2000. С. 23; Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело» 1855 года: к вопросу о старообрядческих походных церквях // «А мне глаголати не леностно…»: Раскол и старообрядчество в современной рефлексии: сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. И. А. Едошина. Кострова, 2012. С. 154; Пивоварова Н. В. Старообрядческие походные церкви по документам Российского государственного исторического архива // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 2 (2). Киров. 2012. С. 180.
[2]. Пивоварова Н. В. Старообрядческие походные церкви по документам Российского государственного исторического архива… С. 181.
[3]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 154.
[4]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 154.
[5]. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. СПб, 1861–1885. Вып. 6: Владимирская губерния — по сведениям 1859 года. СПб, 1863 г.
[6]. Муравьева Г. П. Участие П. И. Мельникова в расследовании дела о пойманных в селе Иваново «раскольнических» иноках // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы 4-й научно-практической конференции. М., 1998. С. 58–60; Она же «О старообрядцах г. Егорьевска» (из материалов, переданных П. И. Мельниковым Шуйскому уездному суду)… С. 23–28.
[7]. Муравьева Г. П. Участие П. И. Мельникова в расследовании дела о пойманных в селе Иваново «раскольнических» иноках… С. 58; Она же «О старообрядцах г. Егорьевска» (из материалов, переданных П. И. Мельниковым Шуйскому уездному суду)… С. 23.
[8]. Муравьева Г. П. Участие П. И. Мельникова в расследовании дела о пойманных в селе Иваново «раскольнических» иноках… С. 58–60; Она же «О старообрядцах г. Егорьевска» (из материалов, переданных П. И. Мельниковым Шуйскому уездн ому суду… С. 23; Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 150–151.
[9]. Муравьева Г. П. Участие П. И. Мельникова в расследовании дела о пойманных в селе Иваново «раскольнических» иноках… С. 59.
[10]. Муравьева Г. П. Участие П. И. Мельникова в расследовании дела о пойманных в селе Иваново «раскольнических» иноках… С. 59.
[11]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 151.
[12]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 153–154; Она же Старообрядческие походные церкви по документам Российского государственного исторического архива… С. 180.
[13]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 152.
[14]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 152; Она же «Старообрядческие походные церкви по документам Российского государственного исторического архива…» С. 180.
[15]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 153.
[16]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 151–152; Она же «Старообрядческие походные церкви по документам Российского государственного исторического архива…» С. 180.
[17]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 153.
[18]. Пивоварова Н. В. Новый взгляд на «Ивановское дело»… С. 154; Она же «Старообрядческие походные церкви по документам Российского государственного исторического архива…» С. 181.
[19]. Пивоварова Н. В. «Кабинет раскольничьих вещей» Министерства внутренних дел: об одном несостоявшемся музее старообрядческой богослужебной культуры // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург, 2010. № 6 (85). Ч. 2. С. 231–232.
[20]. Пивоварова Н. В. Старообрядческие походные церкви по документам Российского государственного исторического архива… С. 181.
[21]. Муравьева Г. П. Участие П. И. Мельникова в расследовании дела о пойманных в селе Иваново «раскольнических» иноках… С. 59–60.
Комментариев пока нет