17 июня 2022 году в музее Андрея Рублева открылась выставка посвященная Александру Давидовичу Липницкому (1952–2021) — известному деятелю отечественного рока, музыканту, режиссеру, журналисту, продюсеру, галеристу, собирателю и знатоку русской иконы.
Александр Липницкий, как и его многие родственники, происходил из слоев московской творческой интеллигенции. По материнской линии Липницкий являлся внуком советской и российской актрисы Татьяны Окуневской, его отец был представителем врачебной династии. Его мать Инга преподавала английский язык и в браке с Давидом Липницким позднее родила второго сына Владимира. Родители музыканта впоследствии развелись, и мать вышла замуж за переводчика Виктора Суходрева, который работал с руководящими лицами ЦК КПСС, включая Никиту Хрущева и Леонида Брежнева. Теоретически Александр мог войти в номенклатуру, стать сотрудником партийного ведомства или даже дипломатом. Однако больше всего его интересовало искусство. Поступив в МГУ имени М. В. Ломоносова, на журналистский факультет, он стал писать музыку, увлекшись в ту пору джазом. Затем было увлечение пластинками в самых разных стилях — от рока до панка. В молодости он нелегально распространял подобные пластинки, на почве чего завел дружбу с Артемием Троицким. Также он общался с представителями ленинградского рок-клуба: Виктором Цоем, Майком Науменко, Сергеем Курехиным.
В начале 80-х годов не имеющий музыкального образования Александр неожиданно решил создать рок-группу. И тут же нашелся друг, готовый поддержать его, впоследствии известный музыкант и актер Петр Мамонов, который учился в той же школе, что и Липницкий, но на год старше. Группа «Звуки Му» стала одним из самых ярких музыкальных культурных явлений позднего СССР. Параллельно Александр занимался тележурналистикой, выпуская телепередачу «Red Wave-21» совместно с американской певицей Джоанной Стингрей. Он открывал для российского телезрителя мир зарубежного и отечественного рока, рассказывал историю групп, брал интервью, показывал редкие архивные фото и процесс записи альбомов. Его фильмография в 90-е и нулевые годы пополнилась биографическими лентами о Викторе Цое, Борисе Гребенщикове, Александре Башлачеве и других представителей русской рок-сцены.
Среди творческих персоналий, с которым общался Липницикий, были Павел Пепперштейн, Тимур Новиков, Олег Котельников, Анатолий Осмоловский, Александр Якут, Владислав Мамышев-Монро, Владимир Шинкарев (группа «Митьки») и другие.
Однако Александр Липницикий интересовался не только музыкой. Другая, менее публичная сторона его жизни, была посвящена увлечению древнерусской иконописью, коллекционированию и просветительской деятельность в музейной сфере.
В залах центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева А. Липницкий оказался еще в школьные годы. В зрелом возрасте он неоднократно говорил, что именно это событие, пробудившее интерес к древнерусскому искусству, во многом повлияло на его жизнь. Следствием, как нередко бывает, стало собирание собственной коллекции икон, которому он посвятил многие годы. Чтобы восполнить знания в сфере иконописи, Александр Давидович сформировал для самообразования прекрасную библиотеку по этому направлению искусства, стал завсегдатаем выставок икон, причем, не только в Москве, но и в других городах и за рубежом; посещал научные конференции и участвовал в них, обзавелся широким кругом знакомств и поддерживал тесные контакты со специалистами и экспертами в области русского религиозного искусства.
Особые отношения сложились у него с Музеем имени Андрея Рублева. Сюда он приводил многих своих друзей, заражая их неподдельным интересом к русской иконе. Именно здесь в 2004 году Александр Липницкий вместе с сотрудниками музея организовал масштабную выставку икон из частных собраний и участвовал в подготовке ее каталога. В 2012 году был реализован следующий крупный выставочный проект — «Кто что собирает», приуроченный к его 60-летию. В нынешнем году Александр Давидович намеревался провести новую выставку из частных собраний к своему 70-летию, но его трагическая гибель не позволила осуществиться этим планам.
В открытии выставки приняли участие директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Борисович Миндлин, представитель Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного Елена Тихомирова, супруга Александра Липницкого, Инна Липницкая.
Как рассказывал сам Липницкий, решение коллекционировать иконы он принял еще в начале 70-х годов:
«Помню, моя бабушка, хорошо образованная женщина, была поражена, когда я в 1972 году принес показать ей свою первую икону. Наверное, Анна Эммануиловна никогда прежде не видела икон: она происходила из богатой еврейской семьи из Риги… В отличие от картин Айвазовского, иконы хранились в деревнях, там до коллективизации жило три четверти населения страны. Где деревни не выгорали, там всегда были иконы. И даже если церкви и дома горели, икона была среди тех вещей, которые спасали в первую очередь. Сколько бы их ни было вывезено, в России оставалось больше».
В этом деле Липницкому пришлось общаться со староверами. Однажды он посетил семью бывших старообрядцев-федосеевцев. Они уже отошли от веры и показали иконы сложенные на сеновале:
«Открываю рассыпающийся мешок из кожи: сверху маленькая икона Богоматери XV века и еще штук пять икон XVI–XVII веков. Деньги он мне вернуть хотел: за иконы денег староверы не брали. Ту „Богоматерь“ я себе оставил, реставрировать ее даже не стал — икона до сих пор под потемневшей олифой».
По мнению Липницкого, без таких коллекционеров, как наши современники Владимир Бондаренко (р. 1950) и Михаил де Буар (Елизаветин) (1939–2009), научные представления о русской иконописи еще долго бы оставались на уровне эпохи основоположников изучения древнерусского искусства, как академик Виктор Лазарев (1897–1976). Именно из-за недостатка древних икон, уже сосредоточенных в музеях, коллекционеры начали собирать позднюю икону, памятники Нового времени, конца XVII — начала XX века, которые раньше музеями, как правило, игнорировались.
Александр Липницкий считал, что по старообрядческим иконам можно восстановить целые пласты культуры некоторых регионов:
«Что мы знаем про Урал? Медной горы хозяйка, самоцветы… И что-то от этой сказочности есть в невьянских иконах, старообрядческих, из региона демидовских горных заводов. Посмотрите: горки на них, фона совсем не те, что в других местах. В центральных музеях таких икон мало: их раньше просто не собирали. Или вот „Спас Нерукотворный“, образ, так любимый староверами Юго-Запада России. По тщательно разработанному плату мне понятно, что икона из Ветки, где в XIX веке на староверов работали изощренные изографы».
Липницкий также считал, что одной из причиной революции 1917 года стали гонения на староверов, организованные государственной церковью:
«В 1970-е годы, я собирал иконы-складни, их еще называли „кузова“. Как правило, они были у староверов: закрыл ее, как сундучок, сунул под мышку — и бежать от царских полицейских, которые староверов всегда преследовали. Кстати, одна из причин революции 1917-го: полстраны было в оппозиции по религиозным соображениям. Сейчас не говорят, что Русская православная церковь веками была гонителем доброй половины населения России».
Свое иконное собрание Александр Липницкий называл «моя нарядная коллекция». Ему нравились северные произведения XVII–XVIII веков, отражавшие народную эстетику, насыщенные орнаментами, яркие, наивные и обаятельные в своем образном решении. Помимо них на выставке показаны и более древние иконы XV–XVI столетий, знаковые для коллекционера, и памятники Нового времени XVIII–XIX веков, на которые он одним из первых среди собирателей иконописи обратил серьезное внимание.
В состав выставки включены произведения, которые в разное время Александр Липницкий дарил музеям. Среди них работа мастера Оружейной палаты Ивана Максимова «Спас Нерукотворный» 1676 года, переданная Музею имени Андрея Рублева, а также образ «Пророк Самуил» второй половины XVI века, который он подарил Церковно-археологическому кабинету при Московской духовной академии, узнав, что там хранятся две иконы из того же пророческого чина иконостаса.
Александр Липницкий много лет проработал в Собрании русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, принимая активное участие в формировании состава коллекции. Благодаря ему замечательное собрание фонда пополнилась рядом уникальных памятников. Некоторые из них также демонстрируются на выставке.
Художественные предпочтения Александра Липницкого не ограничивались иконописью, хотя она и занимала в его жизни совершенно особое место. Он живо интересовался современным искусством, поддерживал отношения со многими художниками. Благодаря дружбе с ними в его доме появились работы таких известных авторов, как Павел Пепперштейн, Тимур Новиков, Олег Котельников, Анатолий Осмоловский, Александр Якут, Владислав Мамышев-Монро, Владимир Шинкарев (группа «Митьки») и другие. Свои произведения дарили ему и художники-музыканты Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Сергей Бугаев (Африка), Андрей Романов (Дюша).
Настоящий проект носит мемориальный характер. Один из разделов выставки передает атмосферу его образа жизни. Это предметы из рабочего кабинета, которые его окружали в течение многих лет. Среди них — письменный стол и кресло, бас-гитара, с которой Александр Липницкий выступал на концертах легендарной группы «Звуки Му», созданной им с Петром Мамоновым, произведения современного искусства, подаренные ему авторами, фотографии разных лет, предметы советского стекла, которыми он декорировал свое жилое пространство, а также памятники народного искусства — хохломы, городецкой деревянной резьбы и росписи XIX — начала XX века, предметы мебели начала прошлого столетия.
Кураторы выставки — директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин и ведущий научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Н. И. Комашко. Выставка продлится до 4 сентября 2022 года.
Комментариев пока нет