Статьи
Новая Новгородская газета: Братство без равенства
Возможен ли пересмотр решения, к которому имел отношение скомпрометировавший себя федеральный чиновник? «ННГ» продолжает следить за тем, как развивается ситуация вокруг храма св. Димитрия Солунского. Храма, оказавшегося на пересечении интересов двух православных церквей: РПЦ и старообрядческой.
Двуперстное крестное знамение
Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству. О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Представляем статью из журнала «Старообрядец» 1907 г.
Отечественное лобби предпринимателей XIX века
Нынешний крупный и средний бизнес часто корят за политическую разобщенность. В поисках единой лоббистской «крыши» предприниматели пока только пытаются объединиться под вывеской Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). А вот в XIX веке у бизнеса было очень мощное лобби. Правда, пользоваться его прикрытием могли не все купцы и промышленники. Бизнес-сообщество старообрядцев имело доверительные отношения с московскими властями, а к началу XX века стало влиятельной силой и в Санкт-Петербурге.
Ярославско-Костромская епархия РПСЦ. Вы зашли в храм
Вы узнали , что храм, куда вы зашли, старообрядческий. Прихожан этого храма называют старообрядцами. Значит, очевидно, есть некий старый обряд, от которого и произошло название.
Где церкви брать средства?
Казалось бы нам, христианам, чадам Божиим, знающим слова Господа, провозгласившего: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31-34), и, что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29).
Сколько стоит спасение?
Дух коммерции, захлестнувший Московскую Патриархию, начал потихоньку, но весьма настойчиво стучаться в двери русского старообрядчества. И хотя он не приобрел еще размаха эпидемии, думается, что им все же нужно заниматься, ибо лучше предупредить болезнь, нежели в последствии, когда она поразит весь организм, с ней бороться.
Почему мы не проявили интереса
«Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (Из Деяний новообрядческого собора 1971г.).
Дом Мой — дом торговли?
«Исус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул» (Мар.11:15).
Митрополит Амвросий
28 октября 1846 года к старообрядческой Церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий. О митрополите Амвросии писалось и говорилось много. Значительное внимание уделил его личности известный писатель П. И. Мельников (известный под псевдонимом Андрей Печерский), служивший чиновником министерства внутренних дел и ведавший делами раскола.
Письмо митрополита Амвросия белокриницкой братии от 16 августа 1849 года из города Цилли
Приводимое ниже послание митрополит Амвросий направил из места ссылки в Белую Криницу. Это письмо, проникнутое духом искренней христианской любви к духовенству и пастве, представляет собою одно из ярких свидетельств глубокой преданности владыки Амвросия святой древлеправославной вере.
Поиски архипастыря
Когда в Боснии славянский народ изнывал под тяжелым турецким игом, в России в это время старообрядцы терпели гонения и преследования от своего же русского правительства. В 1825 году стал царствовать император Николай I, который издал ряд указов с целью полностью уничтожить старообрядчество в России. Старообрядцам воспрещены были богослужения, у них отбирались и уничтожались храмы и монастыри. Они были лишены гражданских прав. Их положение в России было хуже, чем положение славян в Турецкой империи.
Церковные разногласия
Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы уничтожить Белокриницкую иерархию. Оно не ограничивалось прямым преследованием, были пущены в ход и разного рода нелепые слухи, вымыслы и клевета против старообрядческой иерархии и против личности митрополита Амвросия.
Запечатленная святыня
В 2005 году исполняется сто лет со дня объявления в России свободы вероисповедания. Это знаменательное событие стало возможным благодаря указу «Об укреплении начал веротерпимости», подписанному императором Николаем Вторым. Документ увидел свет 17 апреля 1905 года.
Михаил Естафьев. Русский хозяин в Орегоне
Вновь перечитываю перед поездкой в Орегон работы Владимира Павловича Рябушинского (1873-1955), старообрядца, представителя видного рода купцов и предпринимателей. Умер он в Париже, похоронен на известном “русском” кладбище Сен-Женевьев де Буа.
Духовные центры старообрядчества
Духовными центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. Преимущественно это были монастыри и скиты.
Современное устройство древлеправославной Церкви
Гонители древнего православия лишили старообрядческую Церковь епископов. Когда епископ Павел Коломенский мужественно выступил против реформ Никона, он был предан мученической смерти. Остальные архиереи, опасаясь участи Павла, молчаливо согласились с новыми церковными порядками. Таким образом, древняя святая Церковь временно осталась без епископов, лишь со священниками и диаконами.
Начало гонений на старообрядчество
Мучения и казни совершались и в других местах Московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мученической смерти сотни преподобных отцов и исповедников истинной веры в славной Соловецкой твердыне. Эта обитель вместе со многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги.
Собор 1666-1667 гг.
Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.
Исповедники древлего православия
Реформы Никона встретили сильное сопротивление со стороны ряда духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за их истовое пастырское служение. Они смело говорили правду в глаза сильным мира сего, не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей преданностью, с искренней и ревностной любовью.
Двуперстие и троеперстие
Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена перстосложения, остановимся на этом вопросе. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого.
Реформы патриарха Никона. Начало раскола
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем.
Рогожский некрополь
Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
Павел Великодворский, блаженный ктитор Белокриницкой Митрополии
Великий подвижник Старой Веры Павел Белокриницкий (в миру Петр Великодворский) родился в 1808 году в старинном селе Зимогорский Ям валдайской возвышенности. Родители Петра были христиане древлеправославного исповедания. Отец Василий Великодворский служил при зимогорском волостном правлении писарем и одновременно содержал постоялый двор, где по обыкновению останавливались его многочисленные одноверцы ездившие в Петербург из разных губерний.
Александр Шмеман. Отрывок из книги «Исторический путь православия»
«Главной причиной его раскола был вопрос об исправлении церковных книг, но за этим вопросом в церковном сознании стояли более глубокие проблемы и сомнения.
Н.Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович (цитаты из книги)
«Двоеперстие является не искажением и порчею древнего обряда русским невежеством, а есть настоящий древний православный обряд, перешедший к нам от православных греков, у которых он ранее употреблялся».
Отрывок из интервью
Мы приводим отрывок из интервью Игумена Кирилла (Сахарова): «Чем скорее вернемся к дониконовскому богослужебному укладу, тем лучше».
Владимир Соловьев. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться?
Мы предлагаем читателям отрывок из статьи Владимира Соловьева «Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться?»
А.И. Солженицын (из послания Третьему Cобору Зарубежной Русской Церкви)
Мы предлагаем читателю отрывок из статьи Солженицына А. И. «Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви».
А. И. Солженицын. «И вновь о старообрядцах»
Мы предлагаем читателям отрывок из статьи А. И. Солженицына «И вновь о старообрядцах».
А.И. Солженицын (отрывок из эпопеи «Красное колесо»)
Мы предлагаем читателям отрывок из эпопеи А. И. Солженицына «Красное колесо».
Послание Собора Русской Православной Церкви за границей к приверженцам старых обрядов, октябрь 2000 г.
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Русская вследствие богослужебных изменений, установленных в 17 веке.
Б. П. Кутузов. Предисловие к книге «Церковная «реформа» XVII в. как идеологическая диверсия или национальная катастрофа»
О церковной реформе XVII в. средний верующий имеет следующее стереотипное представление: на протяжении веков в тексты богослужебных книг вкрались какие-то ошибки, описки, патриарх Никон решил их исправить, а ревнители старины по своей косности и невежеству воспротивились («за один «аз» подобает нам в огонь идти», «коль положено до нас, лежи оно во веки веком» и т.п.) и произошел раскол. Однако такое понимание реформы XVII в. далеко от истины.
В.Г. Распутин. «Отрывок из книги Смысл давнего прошлого»
Религиозный раскол, который потряс Россию подобно землетрясению в XVII веке и продолжался до конца XX, сам по себе явление настолько же русское, насколько и общечеловеческое. Он возник на русской почве, произошел из русского характера и, в свою очередь, повлиял на развитие этого характера, протекал так, как нигде больше, ни в каком другом народе не мог протекать.
Возможен ли наш диалог с РПЦ?
Одной из актуальных тем для современного религиозного общества является возможность диалога между старообрядчеством и РПЦ. Эту проблему особенно активно стали обсуждать после известного Поместного Собора РПЦ 1971 года, когда были сняты клятвы со старых обрядов и тем самым, вроде бы, сделано все необходимое для плодотворного диалога.
После владыки Никодима. Часть вторая
Неожиданно для себя я получил массу откликов на статью «После владыки Никодима». Мне написали разные люди, многих из которых я даже и не знаю. Мне писали не только христиане РПСЦ, но и старообрядцы из РДЦ, старообрядцы – поморцы, и даже представители РПЦ МП. Писали и те, кто поддерживает мою оценку ситуации и те, кто категорически с ней не согласен.
После владыки Никодима
11 февраля был день памяти Преосвященнейшего архиепископа Никодима (Латышева) – одного из самых сильных и авторитетных Первосвятителей старообрядчества. В этот день, 26 лет назад, он скончался. К этому дню я хотел бы приурочить некоторые размышления о церковных событиях, которые начали разворачиваться сразу после кончины Преосвященного Владыки.
Был ли атаман Платов старообрядцем?
Старообрядчество играет значительную роль в истории донского казачества. С первых лет после начала церковных реформ XVII века подавляющая часть донских казаков стала на сторону защитников старой веры. Неприятие казачеством новой веры было ясно уже в 1687 году, когда в Черкасске, столице Войска Донского, был свергнут атаман Фрол Минаев, и главным требованием недовольных казаков во главе с соборным священником Самуилом было возвращение к старым церковным обрядам.