Приводимое ниже послание митрополит Амвросий направил из места ссылки в Белую Криницу. Это письмо, проникнутое духом искренней христианской любви к духовенству и пастве, представляет собою одно из ярких свидетельств глубокой преданности владыки Амвросия святой древлеправославной вере.
Когда в Боснии славянский народ изнывал под тяжелым турецким игом, в России в это время старообрядцы терпели гонения и преследования от своего же русского правительства. В 1825 году стал царствовать император Николай I, который издал ряд указов с целью полностью уничтожить старообрядчество в России. Старообрядцам воспрещены были богослужения, у них отбирались и уничтожались храмы и монастыри. Они были лишены гражданских прав. Их положение в России было хуже, чем положение славян в Турецкой империи.
Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы уничтожить Белокриницкую иерархию. Оно не ограничивалось прямым преследованием, были пущены в ход и разного рода нелепые слухи, вымыслы и клевета против старообрядческой иерархии и против личности митрополита Амвросия.
В 2005 году исполняется сто лет со дня объявления в России свободы вероисповедания. Это знаменательное событие стало возможным благодаря указу «Об укреплении начал веротерпимости», подписанному императором Николаем Вторым. Документ увидел свет 17 апреля 1905 года.
Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.
Реформы Никона встретили сильное сопротивление со стороны ряда духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за их истовое пастырское служение. Они смело говорили правду в глаза сильным мира сего, не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей преданностью, с искренней и ревностной любовью.
Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена перстосложения, остановимся на этом вопросе. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого.
Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем.
Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
Великий подвижник Старой Веры Павел Белокриницкий (в миру Петр Великодворский) родился в 1808 году в старинном селе Зимогорский Ям валдайской возвышенности. Родители Петра были христиане древлеправославного исповедания. Отец Василий Великодворский служил при зимогорском волостном правлении писарем и одновременно содержал постоялый двор, где по обыкновению останавливались его многочисленные одноверцы ездившие в Петербург из разных губерний.