«Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (Из Деяний новообрядческого собора 1971г.).
10 августа 2005 года окончил свои земные труды и предал дух Господу Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви преосвященнейший Андриан, митрополит Московский и всея Руси.
28 октября 1846 года к старообрядческой Церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий. О митрополите Амвросии писалось и говорилось много. Значительное внимание уделил его личности известный писатель П. И. Мельников (известный под псевдонимом Андрей Печерский), служивший чиновником министерства внутренних дел и ведавший делами раскола.
Приводимое ниже послание митрополит Амвросий направил из места ссылки в Белую Криницу. Это письмо, проникнутое духом искренней христианской любви к духовенству и пастве, представляет собою одно из ярких свидетельств глубокой преданности владыки Амвросия святой древлеправославной вере.
Когда в Боснии славянский народ изнывал под тяжелым турецким игом, в России в это время старообрядцы терпели гонения и преследования от своего же русского правительства. В 1825 году стал царствовать император Николай I, который издал ряд указов с целью полностью уничтожить старообрядчество в России. Старообрядцам воспрещены были богослужения, у них отбирались и уничтожались храмы и монастыри. Они были лишены гражданских прав. Их положение в России было хуже, чем положение славян в Турецкой империи.
Царское правительство принимало все меры к тому, чтобы уничтожить Белокриницкую иерархию. Оно не ограничивалось прямым преследованием, были пущены в ход и разного рода нелепые слухи, вымыслы и клевета против старообрядческой иерархии и против личности митрополита Амвросия.
В 2005 году исполняется сто лет со дня объявления в России свободы вероисповедания. Это знаменательное событие стало возможным благодаря указу «Об укреплении начал веротерпимости», подписанному императором Николаем Вторым. Документ увидел свет 17 апреля 1905 года.
Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
Великий подвижник Старой Веры Павел Белокриницкий (в миру Петр Великодворский) родился в 1808 году в старинном селе Зимогорский Ям валдайской возвышенности. Родители Петра были христиане древлеправославного исповедания. Отец Василий Великодворский служил при зимогорском волостном правлении писарем и одновременно содержал постоялый двор, где по обыкновению останавливались его многочисленные одноверцы ездившие в Петербург из разных губерний.