Все слегка читающие люди слышали, что экономический скачок России конца XIX-начала XX веков связан с фамилиями Рябушинских, Рахмановых, Кузнецовых, Морозовых. В несколько раз меньше тех, кто знает, что это все — кланы старообрядцев. И уж совсем мало кто готов осознать, что старообрядцы — не фрики, которые отрицают прогресс ради пути к Царствию Небесному. Старообрядец, профессор истории, заместитель директора Московского духовного училища Русской православной старообрядческой церкви Алексей Муравьев определил основные преимущества модели управления старообрядцев.
Еще на соборе 2004 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) предложил собрать разрозненную информацию об истории и современном дне старообрядческих общин, создать своеобразную летопись епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. За прошедшие годы появилось немало публикаций, посвященных этой теме. Однако обобщающих материалов подготовлено не так много. Один из них, посвященный старообрядчеству Молдовы, был представлен Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе».
Около двух лет назад, размышляя об очередном общественном расколе, мы обнаружили, что его исторический источник — движок непрекращающейся «гражданской войны» — находится в Расколе XVII в. Не преодолев его, невозможно преодолеть раскол сегодняшний. И мы обратились к живой половине и задали вопрос: Зачем нам старообрядчество и что нам до него?
Известно, что монастыри имели непреходящее значение в становлении и жизни древней Руси. Немалое значение играли монастыри и в старообрядчестве. Вместе с тем приходится констатировать непростое состояние нынешнего монашества в старообрядчестве. Количество иноков и самих обителей весьма невелико. Тем не менее интерес к истории русского монашества и русских монастырей не ослабевает. Об исторических особенностях становления и развития монастырской культуры Древней Руси рассказывает научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор ряда публикаций по истории древнерусской церкви, письменности и культуры, кандидат исторических наук Артамонов Юрий Александрович.
Корреспондент «Комсомольской правды» побывал в гостях у русских старообрядцев, живущих в Бразилии, и узнал, в частности, об их отношении к проходящему сейчас в этой стране чемпионату мира по футболу. Оказалось, билетов на матчи в самой Бразилии никак не достать, даже по интернету…
Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Во времена никоно-петровских церковных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить.Однако времена меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её высоким статусом. О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации на нашем сайте. Также в материале дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж из села Тарбагатай (р-ка Бурятия) известного путешественника и блоггера, в котором он познакомит вас с самобытной культурой староверов Забайкалья и расскажет о местном музее, в котором собраны различные предметы, отражающие культуру «семейских».
На минувшей неделе завершился цикл лекций Homo religiosus, организованный Фондом Егора Гайдара, Российской экономической школой и фондом «Династия». В рамках лекции «Экономика и православие» Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал о том, как формировались экономические отношения у староверов и почему они оказались настолько эффективны как предприниматели. Представляем вашему вниманию ту часть лекции, которая непосредственно посвящена анализу экономической активности староверов в России.
Русские и древнерусские духовные стихи получают всё большую популярность среди российских слушателей современных музыкальных коллективов и отдельных исполнителей. Неслучайно поэтому в последние годы всё чаще стали проходить мероприятия, посвящённые духовным стихам как отдельному жанру. Фестиваль традиционной русской музыки в селе Воздвиженском — одно из таких. Сайт «Русская вера» публикует репортаж об этом интересном событии и документальный фильм.
В конце мая 2014 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Секция «Современное старообрядчество» проходила в помещении Археографической лаборатории, больше похожей на музей старины. Представляем интересный рассказ руководителя издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке (РПЦ МП) после знакомства с экспонатами музея.