Сегодня мы беседуем с главным редактором популярного регионального журнала «Бизнес и Территория» и шеф-редактором Тверской областной газеты «Караван Ярмарка» Марией Орловой о развитии современного старообрядческого информационного пространства и об актуальных темах, которые публично могут поднимать старообрядцы в СМИ.
Интересно, что первый российский сайт, принадлежащий старообрядческой общине, был сделан именно программистами газеты «Караван Ярмарка» еще в далекие 90-е годы. На нем размещалась информация о Ржевской Покровской старообрядческой общине.
***
Я хочу сказать о том, что представители старшего возраста, наши бабушки и дедушки, которые выросли в 20–30–40-е годы XX века, стали так называемым «молчаливым поколением». Это люди, которые предпочитали помалкивать о каких-то своих корнях, о своем классовом происхождении, об истории своего рода, который, не дай Бог, власти отнесут к «эксплуататорским» классам. Молчали о своих представлениях о жизни, политических и религиозных убеждениях. Молчали, чтобы избежать шельмования, преследования, репрессий. У остальных граждан такая ситуация сложилась с 1917 года, у старообрядцев она просто существовала с XVII века. Если ты хочешь достичь каких-то успехов в мирских делах — помалкивай о своих старообрядческих убеждениях. Не случайно в историографии использовались такие термины, как «крипто-старообрядцы» или «незаписные раскольники». Это те люди, которые были староверами, но публично не показывали своих религиозных убеждений. Тем более была уголовная статья за «оказательство раскола». С XVII века старообрядчество живет в этой молчаливой ситуации, когда и от Христа отрекаться нельзя, и от веры своей отрекаться нельзя, и в то же время надо как-то работать и продвигаться в этом мире.
Только в 90-е годы стало, наконец, возможным свободно говорить о своих убеждениях (и то уже с известными оговорками в наши дни). Поэтому и вход старообрядчества в медийное пространство оказался таким медленным и непростым. Непросто преодолеть веками сложившуюся привычку помалкивать «подобру-поздорову».
Действительно, нетрудно заметить, что, несмотря на прописанную законом равноудаленность властей от конфессий, пропорциональность внимания к религиозным конфессиям в нашей стране не соблюдается. С царским временем все понятно. Но и после отделения Церкви от государства старообрядческие согласия не удостаивались внимания отечественных элит в советское и постсоветское время. Видимые изменения этой ситуации начались буквально 7–10 лет назад. И одну из главных ролей в этом процессе сыграл ваш ресурс.
Рyскаz вёра
Ежедне1вное изда1ние
Дело в том, что мы сейчас живем в информационном веке, когда материальные ценности, которые были первостепенны для людей прошлого, даже людей XX века, утрачивают свое определяющее значение. Растет цена информации, не случайно появились такие глобальные явления, как социальные сети, электронные валюты и информационные войны. Эти новые, казалось бы, не связанные с материальной субстанцией феномены уже стали определять нашу жизнь. И когда появился общестарообрядческий ресурс, который поступательно и настойчиво ведет информационную работу, — атмосфера стала меняться. Отдельные, даже яркие выступления религиозных и общественных деятелей не могут сильно изменить ситуацию. Вчера ему аплодируют, а сегодня о нем уже забыли. Для реального изменения информационной атмосферы непременно нужна постоянная и системная работа. Здесь важное значение приобретает контент ресурса. И сайт «Русская вера» производит этот контент, не столько для узкой группы воцерковленных старообрядцев, сколько для всех интересующихся и симпатизирующих этой теме. Производит его для людей, которые живут в миру и которые, может быть, помнят о том, что бабушка или прапрабабушка была старообрядкой, или то, что они вообще из старообрядческой местности.
Публикации сайта стали выводить старообрядчество из маргинальной ниши этнографического гетто, когда это явление долгие годы ассоциировалось с «таежными робинзонами», которые «живут в лесу, молятся колесу» и разбивают чашку, если из нее выпьет чужак.
Вместе с информационной политикой сайта «Русская вера» меняется и общественное восприятие старообрядчества. В том числе и диалог с властью. Известно, что президентов, представителей высших органов власти старообрядцы приглашали и в 90-е годы, и в 2000-е, но приехал-то Владимир Путин только в 2017 году.
Тесные контакты начались только в последние годы, когда губернаторы и депутаты всех уровней зачастили в старообрядческие центры.
Наверное, уместно провести некую аллегорию. Известно, что в вакууме, в безвоздушном пространстве звук не распространяется. Но как только появляется воздух, так сразу любое движение, любой звук, любое слово разносится на большие расстояния. Также было до недавнего времени и в старообрядчестве. Каждый старообрядец, каждое согласие, условно говоря, сидели в своем углу, на своей жердочке, находясь в условном информационном вакууме. О жизни другого согласия догадывались по слухам, причем далеко не самым доброжелательным.
Сайт «Русская вера» создал совсем иное информационное пространство, в воздухе которого стали слышны слова, появилась возможность узнать о жизни друг друга, преодолеть необоснованные страхи и подозрения.
Благодаря такой коммуникации и появилась возможность проведения всех этих межстарообрядческих комиссий, круглых столов и форумов. И по причине отсутствия подобной коммуникации таких мероприятий не было ни 15, ни 30, ни 50 лет назад.
Я уже сказала, что на самом деле о своих старообрядческих корнях помнят многие. Поэтому у очень многих есть интерес. И интерес этот связан не только с тем, что, условно говоря, прабабушка была из староверов, а потому что люди ищут истоки, люди ищут корни, ищут то, что не может им дать современная РПЦ. Сейчас это общая тенденция: люди пытаются изучить свою генеалогию, найти информацию о репрессированных родственниках, узнать судьбу погибших на фронте и пропавших без вести.
Люди ищут свои религиозные основы, потому что многие, углубляясь в мир православия, понимают, что в какой-то момент произошел исторический слом. И мы наблюдаем последствия этого слома в рамках РПЦ, которая, безусловно, в своем нынешнем виде нуждается в реформировании.
Я считаю, что у нас в отличие от Западной Европы произошла такая анти-реформация в XVII веке. Лютер, приколачивая свои тезисы к дверям храма, так сказать, желал реформировать церковь с целью большего внимания к морали и нравственности (хотя это и было истинной идеей первенствующей христианской Церкви). Но в Русской Церкви XVII века произошла анти-реформация. Никон, откровенно говоря, не старался реформировать Церковь с пользой для морали и нравственности. Скорее, он сделал многое для последующего огосударствления церкви, когда низовая основа из самоуправляющихся общин была постепенно уничтожена, а сама церковь превратилась в институт феодального государства, «ведомство православного вероисповедания». Неслучайно в эпоху Алексея Михайловича Романова состоялась не только церковная реформа, но и реформа крестьянская. Соборное Уложение 1649 года совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью.
Большинство современных верующих, в том числе многие священнослужители, включая епископат, воцерковлялись на рубеже 1980–1990-х годов. Для этих людей церковной стариной являлось то, что они впервые увидели в этих храмах еще советского времени. Начиная ходить в храм, они все в большей степени привыкали к тому, что картонные иконки, партесное пение, старушки в белых, а студентки в черных платочках — это и есть та традиция, которая нам передалась со времен крещения Руси. Все это было обильно сдобрено эсхатологическими ожиданиями 90-х и популярностью разного рода старцев.
Сложился твердый стереотип, что это и есть настоящее православие. Поэтому, когда в РПЦ стали развиваться иные формы богослужения (неважно, древлеправославные обычаи либо служба на русском языке), многие и среди прихожан, и среди священников отнеслись к этому резко отрицательно. Они увидели в этом покушение на традицию, которая на самом деле была никакой не древней традицией, а неким слепком довольно упадочного церковного периода советской и постсоветской эпохи.
Мы хорошо знаем, что в западной культуре возрожден и весьма популярен григорианский хорал, а в России знаменное пение остается уделом старообрядческих приходов и немногих специалистов. Причина этого — дурновкусие и пропаганда низкопробной музыкальной продукции в течение уже более тридцати лет в наших электронных СМИ. В тех же странах Европы классическая музыка не ограничивается великосветскими салонами и залами консерваторий, на улицах Праги постоянно встречаешь объявление о концертах классической музыки (а под ней там понимается и старинная церковная музыка). Думаю, что возрождение знаменного распева возможно лишь с общим повышением музыкальной культуры в нашей стране и особой государственной культурной политикой в этой сфере.
Что касается старообрядных приходов РПЦ, то считаю правильным вернуться к постановлению Поместного Собора 1917–1918 гг., который определил, что каждая община вправе выбрать богослужебный обряд, к которому тяготеет большинство прихожан. Кстати, благодаря вашему сайту о старообрядных приходах РПЦ хоть что-то известно. Другие СМИ, даже принадлежащие Московской Патриархии, этой теме внимания практически не уделяют.
О любых современных проблемах. Но главное, чтобы основой этого разговора стал нравственный камертон, которого так не хватает современному обществу.