29 августа 2022 года в Абрамцево — на даче, приобретенной меценатом Саввой Мамонтовым в 1870 году и благоустроенной трудами великих художников рубежа веков, в очередной раз собрались потомки знаменитого старообрядческого рода. Ежегодно в день освещения храма Спаса Нерукотворного Образа семья приходит сюда на церковную службу, поддерживая традиции знаменитых предков и вспоминая их.
Церковь сохраняет для потомков значение, которое имела в глазах их предков, и не только благодаря тому, что некоторые иконы вышли из-под кисти Елены Дмитриевны Мамонтовой (жены сына мецената — Всеволода). Недавно один из потомков Мамонтовых после смерти жены принял решение посвятить себя Богу.
«Вся эта семья — замечательные люди, очень интеллигентные», — рассказали нам в Абрамцево. Пусть раз в год, но они находят время встретиться и продолжают быть членами единой семьи.
Так вышло, что театральные традиции, прославившие Россию, родились в лоне фамилий, связанных родственными узами. Представители старообрядческих родов Мамонтовы и Алексеевы породнились — Елизавета Григорьевна Мамонтова (Сапожникова) была двоюродной сестрой Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). Родственники поддерживали непосредственное общение, в том числе помогали друг другу на театральном поприще.
О том, как основоположники русской театральной школы Савва Мамонтов и Константин Станиславский творили в семейной атмосфере, засвидетельствовала выставка «Мамонтов и Станиславский. Жизнь в искусстве», прошедшая в доме Поленова в Абрамцеве. Мамонтов подарил художнику дачу после его венчания, состоявшегося на четвертый день после освящения храма.
Для Мамонтова была очень важна семья, поэтому он и умел радоваться за обретение семьи другими. «Наша выставка была посвящена родительской любви, примеру того, как родители в хорошем смысле потакали увлечениям детей, и показывает, что из этого вышло», — говорит директор Музея МХАТ Софья Михайловна Грачева, со-организатор выставки.
Не в меньшей, даже в большей мере это относится к семье Станиславского — Алексеевым. В доме на Красных воротах, в Любимовке, и всюду, где жила семья, был домашний театр. Реквизит, костюмы и программки создавались силами и на средства домочадцев. На основе домашнего театра родилось увлечение будущего театрального деятеля этим видом искусства, из него вышел сначала Алексеевский кружок, затем Общество любителей литературы, где и сформировались новые подходы к театральному искусству, ставшие затем всемирно известной «системой Станиславского».
Изобразительные декорации, костюмы, фотографии с представлений Любимовки напоминают о том, что театр был частью жизни семьи. Прекрасные костюмы и реквизит заказывались, покупались, привозились из дальних поездок. Чем дальше — тем больше Алексеевы стали понимать, что подход Мамонтова к привлечению высоких профессионалов верен; это гарантия качества и залог успеха театра.
Савва Мамонтов не столько черпал вдохновение в семье, сколько внедрял в нее свои высокие устремления, став родоначальником творческой ветви купеческой семьи. Занимаясь бизнесом до двух часов дня, не бросая дела отца, он в остальное время полностью отдавался своей страстной любви — театру, и привил любовь к искусству своим детям.
Прославление в России наследия Мамонтова и Станиславского никак не отразилось на жизни потомков. Нелегкая судьба постигла род: здесь были и тюрьмы, и разорения, и ссылки, и эмиграция — государственная машина еще до революции сумела много лишить этих людей; и ещё меньше щадили их большевики. Некоторые из потомков Станиславского и вовсе были вынуждены по разным причинам покинуть страну и живут в Европе.
Хотя мало кто из этой потомственной интеллигенции был благополучен (такие тоже есть), но никто не властен был забрать у людей память, традиции и надежды. Основными, пожалуй, популяризаторами наследия Мамонтовых в России среди членов семьи являются архитектор Сергей Чернышев и экономист Всеволод Волков, но устои хранят все.
Источник: www.e-vesti.ru
Комментариев пока нет